Древних моллюсков со свернутыми раковинами уничтожило то же, что и динозавров: их секрет раскрыт

древние моллюски, аммониты
Фото: Callum Pursall | Аммониты греются под позднемеловым солнцем

Исследователи обнаружили, что аммониты вовсе не находились в упадке до самого своего исчезновения с лица Земли.

Морские моллюски со свернутыми раковинами — одна из величайших икон палеонтологии. Эти удивительные древние существа процветали на Земле более 350 миллионов лет, пока не вымерли во время случайного события, которое погубило динозавров около 66 миллионов лет назад, пишет PHYS.org.

Некоторые исследователи утверждают, что их исчезновение было неизбежным, так как разнообразие аммонитов уменьшилось задолго до того, как они вымерли в конце мелового периода. Однако теперь новое исследование команды палеонтологов из Бристольского университета показывает, что их судьба вовсе не была предрешена еще до падения астероида на планету. На самом деле ученые полагают, что последняя глава в истории эволюции аммонитов была значительно сложнее, чем считалось ранее.

По словам ведущего автора исследования, доктора Джозефа Фланнери-Сазерленда, чрезвычайно сложно понять, как и почему разнообразие аммонитом изменилось с течением времени. Но летопись окаменелостей может пролить свет на некоторую часть их истории. Увы, зачастую она не является надежным источником данных.

Модели разнообразия могут просто отражать закономерности отбора проб, по сути, где и когда мы нашли новые ископаемые виды, а не реальную биологическую историю. Авторы исследования полагают, что ошибочное мнение о предрешенной судьбе аммонитов возникло из-за анализа существующей летописи окаменелостей позднего мелового периода — ученые воспринимали ее так, будто она представляет полную картину.

аммониты моллюски окаменелость Fullscreen
Окаменелость древнего аммонита
Фото: Pixabay

В новом исследовании команда собрала новую базу данных окаменелостей аммонитов позднего мела, что помогло им заполнить пробелы в записях. По словам соавтора исследования Кэмерона Кроссана, они с коллегами использовали музейные коллекции и в целом значительно расширили источники образцов. Таким образом им удалось значительно расширить общую картину.

Ученые использовали базу данных, а затем проанализировали, как различаются темпы видообразования и вымирания аммонитов в разных частях земного шара. Если бы аммониты действительно находились в упадке, темпы их вымирания были бы значительно выше темпом видообразования. Однако ученые обнаружили, что баланс вымирания и видообразования менялся в течение всего времени существования вида, а также в зависимости от региона.

Команда обнаружила, что древние моллюски действительно вымирали в одних регионах, однако в то же время и процветали в других. Таким образом исчезновение аммонитов с лица Земли, как и динозавров, было совершенно случайным.

Ранее Фокус писал о том, что мальчик обнаружил останки доисторического моллюска.