Мало места. Cвой бизнес
Мелких предпринимателей в Украине становится все больше, но их роль в экономике заметно уменьшается. Единственный шанс выжить в борьбе с крупным капиталом – переместиться в сферы, не интересующие мегакорпорации
Сейчас харьковская фирма занимается организацией аквариумных систем и водных инженерных сооружений: пузырьковых колонн, водопадов и бассейнов. У фирмы два руководителя и трое-четверо постоянных работников.
"Мы не монстры, в отличие от других компаний нашего профиля, штат которых составляет 60–70 человек", – говорит аквадизайнер. Фирма выполняет по одному заказу в месяц. Основной источник дохода – авторские деньги за создание аквариумной композиции, а также разработка и проектирование сложных инженерных решений водных объектов. Например, скоро фирма запустит пруд с радужной форелью.
Будущей осенью предприниматель планирует расширить свой бизнес – фирма начнет производство аквариумов, доступных для обеспеченного среднего класса. "Благосостояние граждан растет. Некоторые из них могут позволить себе бюджетный аквариум для интерьера по цене до $5000 тысяч", – объясняет он.
По мнению аквадизайнера, мелкий бизнес малозаметен для государства, и это облегчает его существование. "Мы – плательщики единого налога. Это очень удобно", – говорит Владимир Ужик.
Мелкие фирмы растут как грибы после дождя: в среднем в Украине ежегодно появляется 10–15 тыс. новичков. И если в начале 2008 г. малых предприятий, то есть тех, на которых работает не более 50 сотрудников, было 322 тыс., то, по прогнозам Госкомпредпринимательства, до конца года эта цифра вырастет до 340 тыс.
Догоним и перегоним
По количеству малых предприятий Украина все ближе подбирается к среднеевропейскому уровню. По оценкам народного депутата Ксении Ляпиной, в 2007 г. на 1000 человек населения Украины приходилось 47 малых и средних предприятий. "Это неплохой результат, хотя он несколько ниже, чем в соседней Польше, которая недавно вступила в Евросоюз, и вдвое меньше, чем в Италии, где на 1000 человек приходится 80 мелких компаний", – считает она.
Впрочем, количество фирм – не самый главный показатель развития малого бизнеса. Более важным является число занятых на них работников. И если в 2003–2006 гг. количество занятых на малых предприятиях ежегодно сокращалось в среднем на 3–4%, то в прошлом году число работников малых фирм выросло на 45 тыс. человек. Госкомпредпринимательства прогнозирует, что в 2008-м их число увеличится еще на 47 тыс. человек. В этом случае работники малого бизнеса составят примерно пятую часть всех занятых в стране в целом, или 7% всех граждан работоспособного возраста.
Но даже если признать количественные успехи, сектор малого бизнеса сложно назвать двигателем украинской экономики. Во-первых, официальная статистика отражает лишь формально зарегистрированные фирмы. По оценкам экспертов, реально действующих среди них – не более 70%.
Во-вторых, несмотря на то что более 85% зарегистрированных в стране предприятий можно причислить к категории малых, их вклад в ВВП страны не превышает 10%. С каждым годом эта цифра уменьшается: доля малых предприятий в общем объеме реализованной продукции в Украине с 2000 г. сократилась почти вдвое – с 8% до 4,5%. В развитых странах Запада картина иная. В США малый бизнес формирует 50–52% ВВП, в Японии – 52–55%, а в странах старой Европы – 60–70%.
Кроме того, малый бизнес в Украине развивается очень неравномерно. В столице или крупных городах предпринимателю, открывшему, скажем, свой ресторан, выжить намного легче, поскольку там есть платежеспособные клиенты. В бедных же регионах спрос на услуги небольших компаний ниже из-за невысокой платежеспособности населения.
Через тернии
В Украине малый бизнес наиболее активно действует в сфере торговли, общепита и услуг. В основном мелкие фирмачи осваивают те виды деятельности, которые не требуют значительных капиталовложений.
Однако рискнувшим окунуться в рыночную стихию гражданам предстоит столкнуться с суровой реальностью. По сведениям МВД, почти 100 органов власти в Украине "имеют право проверки отдельных аспектов предпринимательской деятельности". По оценкам экспертов, доходы представителей этих самых органов власти в виде вознаграждений и взяток составляют свыше 3 млрд. грн. в год.
По данным объединений предпринимателей, ежегодно 95% предприятий Украины проверяются контролирующими органами. На постсоветском пространстве больше проверяют только в Таджикистане – 96% предприятий. Эксперты подсчитали, что в прошлом году предприниматели Украины потратили 180 млн. грн. на оплату своим работникам времени, в течение которого они были задействованы в процессе проверок контролирующими органами.
Предприниматели возлагали большие надежды на закон "О государственном контроле и надзоре", вступивший в силу в декабре 2007 г. Однако, по данным Союза предпринимателей, он не выполняется ни одним госорганом. К тому же правительство Юлии Тимошенко оказало бизнесу медвежью услугу – законом о бюджете на 2008 г. налоговая администрация была выведена из-под действия этого закона. А значит, она может проверять всех, кого посчитает нужным.
Порядочные взяточники
Украинские правительства всегда официально заявляли о режиме максимального благоприятствования мелкому и среднему бизнесу. Но в реальности ситуация менялась очень медленно.
Свежий пример – ситуация с законом о разрешительной системе, который вступил в силу в конце 2007 г. и отменил лицензирование многих видов деятельности. Но до сих пор закон действует лишь на бумаге.
"Закон приняли, но не были внесены изменения в нормы о пожарном, санитарно-эпидемиологическом надзоре, а также в закон о местном самоуправлении", – рассказал Фокусу первый вице-президент Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец. Теперь, по его словам, возникла коллизия. Например, по новому закону уже не нужно получать специальное разрешение, чтобы установить торговый ларек, но некоторыми другими законами выдача таких разрешений предусмотрена. Этим и пользуются местные чиновники.
Кроме того, уже не первый год говорят о "едином окне", в котором предприниматель мог бы получить все бумаги, необходимые для начала своего дела. В основе лежит прогрессивная идея – собрать в одном офисе представителей всех разрешительных органов, чтобы свести к минимуму контакты бизнесмена и чиновников. "Но, к сожалению, это только пропаганда. Бюрократы не хотят терять возможность общаться с предпринимателем и получать определенную мзду", – сетует Быковец.
И, как показывает исследование международного агентства по борьбе с коррупцией Transparency International, такую возможность чиновники не потеряли. Ведь по уровню коррупции в 2007 г. Украина набрала 2,7 балла – столько же, сколько африканские государства Бенин, Малави и Мали. А в рейтинге стран по уровню ведения бизнеса, составленном Всемирным банком, Украина в минувшем году заняла 139-е место среди 178 государств.
Впрочем, в неофициальных беседах бизнесмены и эксперты отмечают, что в Украине, в отличие от других стран бывшего СССР, система взяточничества остается наиболее упорядоченной. Не менее трети бизнесменов, обращающихся в госорганы, заранее знают размер взятки, которую придется дать чиновникам. Причем нередко взятка делится на основную и дополнительную. То есть от бизнесмена, заплатившего за решение вопроса, требуют доплатить.
На выход
Но нечистые на руку чиновники – не единственная головная боль мелких бизнесменов. В страну приходят крупные корпорации, обладающие огромными ресурсами. Соревноваться с ними мелкий бизнес попросту не в состоянии. Ведь большое предприятие за счет объемов удешевляет свою продукцию. К тому же крупному бизнесу намного проще решать вопросы с квотами, лицензиями и разрешениями – зачастую у мелких предприятий просто нет средств, чтобы получить необходимые бумаги.
Особенно остро вопрос конкуренции стоит в сфере торговли, в которую за последние пять лет были сделаны большие инвестиции. "Чтобы заказать вещи известных брендов, я должна располагать огромными помещениями в центре города. А если у меня нет магазина, поставщики из Западной Европы уже не хотят со мной работать", – жалуется предприниматель Анжелика Бабадаг, торгующая кожгалантереей в столице.
"Малый бизнес не может конкурировать с такими огромными сетевыми компаниями, как, например, METRO Cash&Carry. Более того, сейчас вопрос стоит так: сможет ли мелкий бизнес вообще сохраниться", – утверждает председатель Харьковской ячейки профсоюза работников и предпринимателей торговли, общественного питания и услуг Алла Приседская. По ее мнению, экспансия крупного капитала в сферы традиционного приложения сил малого бизнеса грозит последнему полным вымиранием.
С этой мыслью согласен и Вячеслав Быковец. По его словам, украинцам придется свыкнуться с мыслью о том, что со временем рынки и киоски исчезнут, – их заменят супермаркеты, как это происходит в европейских странах. "Мелкие предприниматели, торгующие на рынках, понимают, что часть покупателей, средний класс и более состоятельные люди, пойдут за покупками в супермаркеты", – говорит г-н Быковец.
Еще один свежий пример вытеснения мелких компаний с рынка – ситуация в сфере сбора и заготовки металлолома. "В Украине этим очень многие фирмы занимаются. Но крупный бизнес пролоббировал в парламенте и правительстве изменения в законодательстве", – рассказал Фокусу представитель одной из компаний, пожелавший остаться неназванным. По его словам, теперь получить лицензию на сбор и переработку металлолома могут только компании, владеющие специальным оборудованием стоимостью 1,5–3 млн. грн. Малые предприятия до последнего времени арендовали такое оборудование, но теперь аренду запретили – оборудование должно быть в собственности. А значит, мелкие компании будут полностью вытеснены с рынка.
Такие же тенденции наблюдаются на рынке производителей продуктов питания. В этом секторе конкуренция значительно усилится с окончательным вступлением Украины в ВТО. Мелкие и средние производители продовольствия окажутся под давлением более дешевой продукции, которая будет завозиться из-за рубежа. "Наибольшая опасность создается для сельского хозяйства, прежде всего небольших фермерских хозяйств и сельхозтовариществ, которые и так едва выживают. Они уже сегодня не могут конкурировать с гигантами вроде "Мироновского хлебопродукта", – делится опасениями Вячеслав Быковец. К примеру, по прогнозам экспертов, сменить сферу деятельности вскоре будут вынуждены мелкие производители подсолнечного масла.
Своя ниша
Экс-глава Совета предпринимателей при Кабмине Ксения Ляпина считает конкуренцию со стороны крупного бизнеса естественным явлением. "Мелкий бизнес должен занимать уникальные ниши. В Европе развита индивидуальная торговля мелкими порциями тех товаров, которых не найти в другом месте. Или торговля, связанная с туризмом", – говорит народный депутат. Поэтому, по ее мнению, малый бизнес ждет не вымирание, а переориентация с одной сферы деятельности на другую.
Так же думает и Вячеслав Быковец. "Численное сокращение небольших фирм, возможно, будет. Но, главное, изменится структура малого бизнеса: он начнет перемещаться в сферу услуг, которая сейчас еще плохо охвачена", – прогнозирует он. На руку мелким предпринимателям может сыграть и то, что крупные компании не могут удовлетворить нужды всех без исключения групп потребителей. Гиганты работают на усредненного покупателя, а малый бизнес заполняет пустующие ниши, продавая продукцию, производство которой невыгодно большим игрокам.
Сейчас в центральном офисе агентства в Киеве работает восемь человек: менеджеры, водители и горничные. "РентСервис" сотрудничает с агентствами в 24-х областях Украины. "Рассчитываем купить квартиры во Львове и Харькове, налаживаем связь с агентствами посуточной аренды в Венгрии", – делится планами Наталья. Она уверена: посуточная аренда – это хорошая альтернатива гостинице, поэтому свой бизнес считает перспективным. "Ведь апартаментов в исторической части города больше не становится", – замечает бизнесмен.
Единым налогом Наталья довольна, считая его очень хорошей поддержкой для мелкого бизнеса. "Правда, есть проблемы с оформлением сотрудников: это очень сложно и дорого. Чтобы оформить одного нового сотрудника, нужно заплатить налог в размере 50% его официальной зарплаты", – жалуется она.
"Когда мы начинали, оказалось, что культура картинга в Украине не развита. Многие думали, что это что-то вроде аттракциона для детей", – рассказывает Денис Лысенский. По его словам, на самом деле, картинг – это активный отдых для всех, в первую очередь для мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. Девушки составляют лишь четверть клиентов. Сейчас основной конкурент картинг-центра "Жажда скорости" – это крытая трасса в Броварах. Но прямыми конкурентами их назвать сложно: на крытую трассу клиенты активно идут зимой, а на трассу под открытым небом – в теплое время года.
Самой большой проблемой своего бизнеса Лысенский считает высокие цены на столичную землю. К тому же банки под такой нераспространенный бизнес кредитов не дают, поскольку в нем нет ничего, что могло бы заинтересовать их в качестве залога.
Сейчас в компании работает 10 человек. Студия занимается флористикой: оформлением помещений живыми цветами, цветочными растениями, созданием коллажей и композиций из цветов. Компания оформляет офисы, магазины, корпоративные мероприятия и частные квартиры. "У нас есть постоянные клиенты, многие люди о нас узнали, и мы уже заняли свою нишу на цветочном рынке", – говорит Вадим Арлеанс.
По его словам, цветочный бизнес в Украине пока не достиг европейского уровня. Виной тому недостаточный ассортимент и проблемы со стилем. Зато нет сильной конкуренции, поскольку рынок еще недостаточно насыщен. "Квитель" ориентируется на клиентов не только в Киеве, но и в Украине. Основная трудность – зависимость спроса на цветы от сезонов. К примеру, накануне праздников клиентов у компании очень много, тогда как между праздниками покупатели приходят намного реже. "Это мешает поддерживать широкий ассортимент, поскольку нет уверенности в том, что весь товар будет раскуплен", – сетует Вадим Арлеанс.
Компаньоны имеют обширные планы на будущее: они хотят открыть филиалы в Киеве и в регионах. Предприниматель считает, что законодательство и деловой климат в Украине вполне благоприятны для ведения бизнеса.