Карта мира. Остров везения. Путешествие на Фрейзер
Фотограф Максим Горпенюк побывал на Фрейзере — самом большом в мире песчаном острове, где живут дикие собаки динго
В ручье был замечен гребнистый крокодил — не ставьте палатки ближе 100 м от этого места. Три километра берега на севере превратились в зыбучие пески — не пытайтесь проехать там на автомобиле. Ни в коем случае не кормите диких собак динго — штраф $3000. Ознакомившись с такой сводкой новостей, можно садиться на паром, соединяющий австралийский континент с Фрейзером — самым большим в мире песчаным островом.
Остров Фрейзер объявлен мировым наследием ЮНЕСКО сразу в нескольких "номинациях". Это самый большой песчаный остров; единственное в мире место, где субтропический лес растет на песке; здесь расположено самое большое в мире озеро, находящееся среди песков. А еще на острове обитает самая чистокровная популяция собак динго: тут запрещено держать домашних псов, и это позволяет динго не утратить чистоту крови.
Фрейзеру повезло дважды. Во-первых, местные власти вовремя спасли его от добытчиков песка, которые хозяйничали тут в 1990-е и могли срыть его чуть ли не полностью. Сейчас длина острова — больше 120 км, и его площадь постоянно растет.
Во-вторых, острову повезло с лесорубами. Фрейзер удивительно похож на украинскую Кинбурнскую косу в былые времена — такое же песчаное образование, покрытое густыми лесами. Но если на Кинбурне лес вырубили подчистую, превратив косу в полупустыню, то на Фрейзере лесорубы ограничились только деревьями старше ста лет, а остальное оставили на развод.
Собачья жизнь
Тема диких собак динго красной нитью проходит через все источники информации об острове Фрейзер. Эти псы фигурируют в каждой брошюре, во всех путеводителях и на многочисленных табличках в кемпингах. Здесь даже специальный термин придумали — "быть дингобезопасным" (to be dingo-safe). Немногочисленные отели обнесены крепкими высокими заборами, а на дорогах оборудованы хитрые пропускники, не препятствующие проезду автомобилей и при этом непреодолимые для собак.
Смысл инструкций на тему dingo-safe сводится к одному: динго хоть и похожи на домашних собак, но на самом деле это дикие хищники. Их нельзя кормить и раздражать; на острове не стоит отпускать от себя детей дальше чем на 5 м; нельзя ходить в кусты по естественной надобности — во время этого занятия легко стать объектом атаки.
Помимо первой линии обороны преду-смотрена и вторая: на каждом палаточном месте стоит здоровенный сундук из оцинкованной стали с хитрым запором. В сундуке полагается хранить все съедобное и пахнущее, способное вызвать интерес у динго.
Однако проходил день за днем, я бродил по лесам и вокруг озер, но видел только следы собак. Еду я без присмотра не оставлял (если не было сундука, подвешивал высоко на дерево), да и вообще был полностью dingo-safe. Может, дикие собаки просто чуяли, что им нечего тут ловить.
Первый раз мы встретились случайно. День выдался на редкость мрачный, дождь лил с самого утра, как из ведра.
Я шел по берегу океана, натянув капюшон и пригнув голову от ветра. Динго бежал навстречу, тоже пригнувшись от бьющего по ушам дождя. Заметили мы друг друга только тогда, когда практически поравнялись. Собака тут же остановилась, распушила хвост трубой и с видом царя зверей и венца пищевой цепочки двинулась прямо на меня.
После нагнетающих панику плакатов я решил не провоцировать зверя и, гордо подняв голову и расправив плечи, рванул от него в океан. Ботинки все равно были насквозь мокрые от дождя, а собака — не акула, в воде нападать не станет. Расчет оправдался: динго зашел по колено и стал принюхиваться — стоит ли ради меня бросаться в море? Но, видимо, дождь и ветер притупили обоняние, потому что принюхивался он как-то слишком долго. Так долго, что мне надоело стоять в океане. Отцепив от рюкзака штатив, я грозно продемонстрировал его зверю. Штатив он оценил, и в итоге мы разошлись, довольные собой и друг другом.
Впрочем, опасность динго для человека явно преувеличена: пропаганда призвана скорее защитить зверей от людей, а не наоборот. Иначе они перестанут ловить крыс в джунглях и превратятся в мусорщиков при кемпингах. В нацпарках Австралии такая картина не редкость, как-то я наблюдал за попугаем, который на лету выхватил у туристки стаканчик с мороженым и потом долбил его под кустом. В другой раз ночью опоссумы залезли в мой рюкзак в тамбуре палатки и пытались утащить шоколадку, но я их вовремя отогнал.