Дали приблизили: политики и бизнесмены, коллекционирующие живопись и антиквариат, уже не стесняются показывать свои собрания

Ни одна страховая компания не возьмется оценить собрание скульптуры и живописи из частных коллекций и галерей в столичном Украинском доме. Среди экспонатов первого Антикварного салона – работы Шагала и Дали, Модильяни и Пикассо

Антикварный сегмент арт-рынка в Украине – самый оживленный. На предметы старины всегда находятся покупатели, а специализирующихся на классическом искусстве галерей гораздо больше, чем тех, которые промышляют современным. По крайней мере, на Большом антикварном салоне представлены около 40 самых активных участников рынка, и это в основном киевляне. А площадок, где можно посмотреть и купить современную живопись и скульптуру, в Киеве не более 20. И, как правило, ни одна из них не сможет похвастаться таким ассортиментом.

Практически в каждой антикварной лавке, представленной в рамках парада галерей на третьем этаже Украинского дома, можно найти какую угодно живопись, скульптуру, мебель и еще множество декоративных мелочей. Например, кассовые аппараты XIX века, лампы и торшеры в стиле ар-деко, эротические открытки столетней давности или серебряные портсигары и икорницы. Но особо отметилась в общем ряду галерея "Боско". На ее стенде можно посмотреть рисунки Марка Шагала и пару графических работ Сальвадора Дали.

Еще более мощную подборку произведений представили частные украинские коллекционеры. Они постепенно начали выходить из подполья и открыто демонстрировать свои собрания. Например, совладелец страховой компании "Кредо-Классик" Игорь Воронов выставил в Украинском доме произведения Александра Архипенко, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Альберто Джакометти, Константина Бранкузи. Бизнесмен уже не впервые показывает свою коллекцию скульптуры, которую называют одной из самых больших в Восточной Европе. А собрание старинных книг и православных икон XVI–XVIII веков бывшего депутата Киевсовета от Партии регионов Александра Прогнимака заняло почти целый зал. Коллекционер в скором времени планирует открыть специализированный музей.

Особым событием Салона стала выставка народной деревянной скульптуры. Значительную часть экспозиции составили произведения из коллекции президента Виктора Ющенко, известного любовью к древнеукраинской культуре. Свою лепту внесли музыкант и галерист Павел Гудимов и скульптор Олег Пинчук.

Картины из приватных собраний представили депутат Верховной Рады от фракции БЮТ Александр Фельдман, владелец Индустриального союза Донбасса Сергей Тарута, директор антикварного салона "Дукат" Леонид Комский, коллекционер из Львова Юрий Цвенгрош. Их стараниями в Украинском доме собралась хорошая экспозиция полотен художников парижской школы конца XIX – начала XX вв., среди которых – Хаим Сутин, Яков Шапиро, Марк Стерлинг и другие. Здесь же десяток холстов Николая Глущенко – самого дорогого из отечественных классиков. Последний рекорд, установленный уже в этом году, – $286 тыс.

Прекрасное народное. Пока эксперты спорят, является ли народная скульптура искусством, коллекционеры скупили ее в частные собрания

Ценная древесина. Президент Ющенко собирает не только предметы трипольской культуры, но и народную деревянную скульптуру. Часть его коллекции представлена на Антикварном салоне

Правда, по мнению коллекционера и основателя частного музея "Духовные сокровища Украины" Игоря Понамарчука, такие цены – результат несоответствия высокого спроса слишком скромному предложению, а то антикварное разнообразие, которое демонстрирует нынешний Салон, – не надолго. "Предлагаю почтить минутой молчания состояние в этой области", – сказал перед открытием выставки г-н Понамарчук.

Главную же причину для пессимизма он и другие коллекционеры, пожелавшие остаться неназванными, видят в отечественном законодательстве. По закону, при ввозе предмета старины в Украину коллекционер обязан выплатить государству не менее 25% его стоимости. Если бы чиновники отменили эту пошлину, то богатые любители искусства сразу начали завозить в Украину ценности на десятки миллионов долларов. Пока же собиратели зачастую либо хранят свои приобретения за границей либо пользуются серыми схемами ввоза, или, как Игорь Понамарчук, не регистрируют их в официальных государственных списках. "Моя коллекция нигде не зафиксирована, и фиксировать ее я не собираюсь", – безапелляционно заявляет коллекционер.