Диплом для своих. Как украинские компании создают корпоративные университеты

Украинские компании обучают своих сотрудников, создавая корпоративные университеты

Стулья отодвинуты, вокруг тренера столпилось тридцать человек, все активно жестикулируют: каждый отстаивает свое понимание лидерства. У Роба Малока, тренера с 25-летним опытом, есть три дня, чтобы дать ученикам новое видение технологий управления. Так начинается полуторагодичное обучение менеджеров высшего звена компании "МЕТРО Кэш энд Керри Украина". Подобные занятия их ждут раз в квартал. В промежутках — тематические бизнес-проекты и самообучение. На кону — шанс войти в совет директоров компании.

Отделы обучения и тренинговые центры есть во многих украинских компаниях. Новый тренд — превращение их в полноценные корпоративные университеты. Желание логичное: у 45% компаний из списка Forbes Global 2000 такие университеты есть. Первые подобные учебные заведения начали появляться полвека назад: в 1956 году — у General Electric, в 1961-м — у McDonald"s. Сегодня, по данным организации Corporate University Xchange (CUX), в мире свыше 4000 тысяч корпоративных университетов, половина из них открыта после 2000 года.

"В свое время меня впечатлил корпоративный университет АФК "Система" в России, созданный на платформе Московского государственного университета, — вспоминает бизнес-тренер компании "Стратегический партнер" Наталья Калинина. — Преподаватели разрабатывали курсы и проводили обучение под задачи бизнеса". Учебных заведений такого уровня в Украине пока нет, но первые ласточки в деле корпоративного образования уже появляются.

Шахтеры и банкиры
Крупнейшие корпоративные университеты в Украине создали ДТЭК и ПриватБанк — в свое время масштабы бизнеса этих двух компаний попросту не оставили их владельцам выбора. К 2008 году ДТЭК объединила десятки компаний и сто тысяч работников. Нехватка руководящих кадров и разобщенность сотрудников начали угрожать развитию. Решением стало создание Академии ДТЭК — единой системы развития персонала, в которую компания, по ее заверениям, инвестировала 20 млн грн.

Занятия по программам "Энергия лидера" или "Энергия знаний" заканчиваются получением диплома образца MBA и зачастую карьерным ростом. К примеру, менеджер департамента электросетей Алексей Калайда после выпуска из академии возглавил департамент по операционным улучшениям ООО "ДТЭК". Всего по таким программам обучились более 170 человек, еще столько же учатся сейчас. Половина выпускников уже заняла ключевые вакансии в компании. Кстати, повышают здесь и квалификацию шахтеров. Сначала по программе "Институт внутренних тренеров" обучили 171 опытного специалиста, а затем их силами "подтягивали" остальных шахтеров, всего по этой программе уже обучено более 8000 человек. Для сотрудников компании занятия бесплатные и добровольные, в 2012 году академию посещали более 25 тыс. человек.

Карьерный старт. Самые эффективные образовательные программы украинских вузов

А вот посещение ПриватУниверситета обязательно для всех 30 тыс. сотрудников ПриватБанка. Занятия занимают примерно полчаса в день: до 70% времени съедают интерактивные дистанционные курсы и чтение книг, 20% — брифинги, форумы и интернет-семинары (вебинары), и только 10% отведено классическим занятиям "за партой".

Освоение новых знаний и навыков дает прибавку к зарплате, поэтому сотрудникам выгодно учиться, утверждают в банке. Дипломов в университете не выдают, считая, что сам факт длительной работы в финучреждении — отличное свидетельство профпригодности. Учебный процесс не прекращается никогда. "В банке с космической скоростью меняются технологии. Сегодня тебя жизнь заставляет изучить навык телефонных продаж, а завтра — проведение услуги через мобильное приложение", — объясняет руководитель ПриватУниверситета Инна Журавлева.

Не для всех
Международные компании в Украине организуют учебный процесс для сотрудников, даже если в их штате всего несколько сотен человек. "Для нас культура обучения — один из самых важных факторов успеха бизнеса", — утверждает директор по работе с персоналом Ericsson в Украине Павел Смоловик. В компании уверены, что личный опыт и знания сотрудников — самые ценные составляющие для обеспечения конкурентоспособности компании. Поэтому тут поощряется обмен знаниями на форумах и блогах, обсуждение итогов проектов. Именно в процессе реализации проектов и происходит до 70% всего обучения: сотруднику дают задание и все ресурсы для подтягивания знаний и навыков.

"МЕТРО Кэш энд Керри Украина" два года назад отказалась от неэффективных и затратных тренингов "для всех" и сконцентрировалась на развитии ключевых работников. Сегодня тренинги доступны для 15% персонала, остальным 7 тыс. сотрудников предлагают электронное обучение и индивидуальную передачу знаний от более опытных коллег. Фактически здесь действует так называемый корпоративный университет второго поколения. Такой подход позволяет минимизировать затраты, при этом развивая корпоративную культуру.

С полной отдачей
За обучение персонала в большинстве случаев платит компания. "Инвестиции в сотрудника среднего звена редко превышают 5–7 тысяч гривен в год", — говорит директор компании "Тренинг плюс" Александр Соколов. В некоторых случаях оплачивается только 50% обучения.

Иногда с обучающимся сотрудником подписывают трудовой контракт на несколько лет, особенно это касается получения степени MBA. Впрочем, несмотря на риск перехода к конкурентам и использования новых знаний, "привязать" работника стремятся далеко не все фирмы.

"Особенность человеческого капитала в том, что его нельзя удержать. Все, что мы инвестируем, нам условно принадлежит до тех пор, пока сотрудник связывает с нами свое карьерное будущее", — объясняет Павел Смоловик из Ericsson. По его словам, люди приходят "в компанию", а уходят "от менеджера" или из-за отсутствия возможностей реализовать себя. "Поэтому мы инвестируем в сотрудника время и средства, ожидая взамен только качественную работу с полной отдачей", — говорит Смоловик. Он утверждает, что такая схема работает: текучесть кадров в компании ниже, чем в среднем по рынку.

Инвестиции в человеческий капитал действительно окупаются. По данным исследования Aberdeen Sales Study 2011, в котором участвовали 970 крупнейших компаний мира, укоренившаяся культура обучения позволяет сотрудникам отделов продаж достигать поставленных целей в 87% случаев. В компаниях, где обучение не поставлено на поток, сейлз-менеджеры добиваются успеха лишь в 49% случаях.

Андрей Бережанский, Фокус