Незачет. Почему часть выпускников школ не сдаст тесты ВНО в этом году

Александр Чекменев / Фокус
Александр Чекменев / Фокус

Директор Центра оценивания знаний Игорь Ликарчук рассказал Фокусу о спорных моментах и нововведениях внешнего независимого оценивания 2015 года

Окончание школы и поступление в вуз — всегда испытание для выпускников и их родителей. В этом году у многих не выдержали нервы: на следующий день после тестов ВНО по украинскому языку и литературе разгорелся скандал. Претензии выпускников касались пяти заданий, основанных на фрагменте текста украинской писательницы Галины Пагутяк "Маленький путь — не для людей". Абитуриенты называли вопросы к тексту размытыми, а варианты ответов — синонимичными. В Украинском центре оценивания качества образования опровергают обвинения в некачественных тестах, но признают, что спорные задания оказались слишком сложными для выпускников. Фокус обсудил тонкости оценивания знаний с директором Центра Игорем Ликарчуком.

Как разрешилась ситуация вокруг тестирования по украинскому языку и литературе?

— То, что случилось, — обычная практика. При выполнении любого теста может случиться так, что участники не справляются с каким-то заданием. Тогда оно исключается из общей системы оценивания или всем ставится за него одинаковая оценка. Это наш случай. При составлении тестов мы стараемся сбалансировать задания по уровню сложности: 60% — среднего уровня, 20% сложных, 20% простых. Задание, которое вызвало споры, когнитивного типа. Речь идет не о привычном школьном анализе текста: основная идея, положительный/отрицательный герой, развитие событий… Участникам нужно было прочитать отрывок, обдумать его и ответить на конкретные вопросы. Это вызвало у них трудности. Мы провели психометрический анализ и выяснили, что задание было слишком сложным для них. Поэтому приняли решение оценить его одинаковой отметкой в один балл.

Fullscreen

Один балл получили выпускники, которые с ним справились, и столько же те, кто не справился?

— Сейчас ко мне приходят письма с претензиями: мой ребенок сделал задание правильно, ему один балл. Тому, кто не сделал, столько же. Наука на это говорит: 25% абитуриентов могут просто угадать, поставив крестик или галочку там, где нужно. Если с заданием справляется только 25% общего числа, оно "не сработало". В нашем случае правильно на спорные вопросы ответили менее 25% абитуриентов. Если бы таковых было больше, мы бы оценили его по традиционной схеме. Сразу хочу сказать, что если что-то подобное будет обнаружено после тестирования по другим предметам, решение будет таким же.

Если задание качественное, почему выпускники его "не взяли"?

— Потому что уровень их подготовки оставляет желать лучшего. Есть много примеров, когда абитуриенты не могли внимательно прочитать основные требования к написанию теста и поэтому допускали ошибки. Само задание отвечает стандартам среднего образования.

"Учитель не может быть единственным источником знаний, как раньше. Он должен работать по-другому — помогать ученику найти нужную информацию"


Игорь Ликарчук
о требованиях информационного общества
Fullscreen
Игорь Ликарчук о требованиях информационного общества

Как выбираются задания к текстам?

— Есть банк заданий, созданный в 2008 году. Задания готовят эксперты: учителя-практики, университетские преподаватели, научные работники. Каждое задание проходит три экспертизы и апробацию: его задают коллективу одиннадцатиклассников или первокурсников. На основе этого рассчитываются его психометрические характеристики. Если они хорошие, задание кладется в банк тестовых заданий, где оно может пролежать год, три или пять. Задания, с помощью которых проверяют компетенцию внимательного чтения, основаны на публицистических и научно-популярных статьях, отрывках из художественных произведений. То, что отрывок "Маленький путь — не для людей" попал в банк заданий, — случайность.

Вы говорите, что споры вокруг тестов ВНО — обычная практика. Такие претензии случаются регулярно?

— Когда случаются, когда нет. Пару лет назад в тестовом задании по физике была допущена ошибка: указана не та цифра. Ясно, что оценивать по этому заданию нельзя, оно было исключено. Но в этом году ситуация особенно острая из-за нововведений во внешнем независимом оценивании.

Во-первых, тест по украинскому языку и литературе имеет большую стоимость, больше влияет на общий результат тестирования, чем в прошлые годы.

Во-вторых, появился порог "сдал — не сдал". Раньше все, кто сдавал тесты, получали положительную оценку, даже если бал был низким. Сейчас же будет определена группа людей, которые тестирование не сдадут вообще, а рейтинговая шкала от 100 до 200 баллов будет формироваться у тех, кто тест прошел.

И третий фактор — в этом году ВНО объединено с Государственной итоговой аттестацией (выпускные экзамены в школе). То есть, если выпускник претендовал на медаль и плохо сдал тесты ВНО, он ее не получит.

Золотые и серебряные медали сегодня играют какую-то роль при поступлении в вуз?

— Никакой. В последние годы около 8% общего числа выпускников награждались медалями. В некоторых областях было и 14%. В советское время, если на одну школу приходилось 2–3 медали, это считалось очень хорошим результатом. В этом году в одном из крутых киевских лицеев намечается 20 медалистов. Медали очень часто покупаются, поэтому их ценность нивелирована.

Абитуриенты пытаются списывать на тестировании?

— Пытаются, они хорошо умеют это делать. Уже аннулированы результаты 350 участников из-за попыток списать, пронести гаджеты или воспользоваться мобильным телефоном. Всего сдают тесты 275 тыс. выпускников. Если абитуриента поймали со шпаргалкой, его тест аннулируется, и он не сможет поступать в вуз в этом году. Если такое происходит, например, во Франции, человек не может стать студентом пять лет.

"Часто репетиторы говорят, что у них есть связи в Центре оценивания знаний, и они знают, какие будут задания. Такого быть не может, эти люди — мошенники"


Игорь Ликарчук
о нечестных на руку репетиторах
Fullscreen
Игорь Ликарчук о нечестных на руку репетиторах

Какие есть еще уловки в арсенале участников тестов?

— Репетиторы, к которым обращаются за помощью в подготовке к тестам, часто заставляют заучивать ответы. Это огромные объемы информации, ученики не могут ее осмыслить, не могут выразить на бумаге собственные мысли по тому или иному поводу. Например, в тесте по украинскому языку есть задание, когда абитуриентам дается тезис, который нужно подтвердить или опровергнуть, приведя примеры из жизни или литературы. В этом году к нему не приступило 20% участников.

В интернете можно встретить объявления от людей, которые якобы заранее имеют доступ к тестовым заданиям и знают ответы. Реально сдать тесты таким образом?

— Есть очень большая сеть репетиторов, которые занимаются подготовкой к ВНО и берут за это большие деньги. Часто они говорят, что у них есть связи в Центре оценивания знаний и они знают, какие будут задания. Такого быть не может, эти люди — мошенники. Бывают другие злоупотребления. До меня постоянно доходит информация, что школьные учителя заставляют приходить к ним на репетиторство, вместо того чтобы выкладываться во время учебного процесса. Я не против репетиторов как такового, но думаю, что уже пришло время в этой сфере наводить порядок: лицензировать такую деятельность, ввести уплату налогов с полученных доходов. Поверьте, в сфере репетиторства сейчас очень серьезный денежный оборот. Перед тестированием по украинскому языку некоторые киевские репетиторы брали по 50 евро за час занятий... А по данным социсследования в декабря 2014 года 75% участников ВНО работают с репетиторами.

Fullscreen

Сейчас проходит восьмое внешнее оценивание. Если вспомнить предыдущие, что можно сказать об уровне подготовки выпускников? Какие вы заметили тенденции?

— Уровень подготовки с каждым годом все хуже и хуже. При этом мы не усложняем тесты. Причина известна: низкое качество школьного образования.

Здесь множество факторов. В первую очередь содержание образования. В учебном плане одиннадцатиклассников 23-24 учебных предмета. Какая здоровая психика это выдержит? В зарубежной практике принято 7-8 предметов.

Второй вопрос: насколько обязательно получать среднее образование до восемнадцати лет? Многие ученики в старших классах просто просиживают штаны. Конституция гарантирует всем общее среднее образование, не ограничивая возраст. Можно доучиться, когда появится мотивация.

Еще одна проблема: большинство наших учителей работают на основе устаревших педагогических технологий. Сегодня время информационного общества. Учитель не может быть единственным источником знаний, как раньше. Он должен работать по-другому — помогать ученику найти нужную информацию.

Есть также много других проблем: зарплата учителей, материально-техническая база... Они всем известны.

"Тест по украинскому языку и литературе имеет большую стоимость, больше влияет на общий результат тестирования, чем в прошлые годы"


Игорь Ликарчук
о нововведениях нынешнего тестирования
Fullscreen
Игорь Ликарчук о нововведениях нынешнего тестирования

Основатель лицея "Гранд" Владимир Спиваковский в интервью "Фокусу" говорил, что 80% выпускников общеобразовательных школ — брак. Как бы вы прокомментировали его слова?

— Я бы сказал, что господин Спиваковский недалек от истины.

Уровень подготовки в сельских школах всегда был более слабым. Эта разница углубляется?

— Вы не правы. Не всегда. Но сегодня ситуация усложняется и очень существенно. Дело тут не только в остаточном финансировании, нехватке кадров и отсутствии мотивации учеников. Нужно пересмотреть парадигму функционирования сельских школ. Украинские школы работают по классно-урочной системе с XIX века. Она эффективна для большой или средней школы, но не для маленькой. В селах нужно переходить на другие системы организации обучения: индивидуальное образование, обучение в небольших группах, в фокус-группах, дистанционное. Как можно провести 45-минутный урок в классе, где сидят три ученика? Я бывал на таких уроках, учительница там успевает два раза продиктовать диктанты, проверить их, несколько раз всех вызвать к доске.

Разве небольшое количество учеников не преимущество? Можно больше внимания уделять каждому.

— Это не преимущество, потому, что настоящей индивидуальной работы там нет. Ее можно было бы организовать, если бы учитель знал как. Но он обучен работать с целым классом, не владеет современными методиками.

Сдают ли тесты ВНО абитуриенты Крыма и восточных областей?

— Сдают. Все, кто хотел пройти внешнее тестирование, должны были зарегистрироваться на любой украинской территории. Участник должен приехать на день сдачи или, например, жить у родственников, пока проходит тестирование.

На своей странице в Facebook вы критиковали рейтинг школ, который проводил "Фокус". "Лепить рейтинги школ по результатам ВНО — полная бессмыслица", — писали вы. Как, по вашему мнению, нужно составить подобный рейтинг?

— Рейтинговать школы по результатам ВНО действительно бессмысленно: в успешной сдаче тестов не всегда основную роль играет школа. Есть много примеров, когда ученик имел слабые результаты, например, не нравился он учителю. Но он мог работать самостоятельно и показать хороший результат на тестировании. Оценка всегда субъективна.

Я бы на первое место поставил физическое состояние школьника. В первый класс все приходят здоровыми, а заканчивают многие уже больными. В медицине есть такой термин: дидактогенные болезни (заболевания, вызванные учебным процессом). На втором месте — успешность: насколько состоялись в жизни выпускники школ, насколько они социально активны.