F-22 Raptor – идеальный самолет с нерешаемой проблемой
Самолет F-22 стал первым истребителем пятого поколения, однако США отказались от планов закупить 750 машин — и на то есть четыре ключевые причины.
Программа F-22 Raptor, результатом которой должен был стать лучший истребитель пятого поколения, столкнулась с сокращением финансирования в 2009 году, когда США изменили приоритеты в области обороны после окончания Холодной войны.
Фокус перевел статью Майи Карлин о проблеме с истребителями F-22 Raptor.
Почему сократили программу F-22 Raptor: 4 ключевых момента, которые необходимо знать:
- несмотря на непревзойденные возможности нового самолета в том, что касается скорости, скрытности и сверхманевренности, Конгресс остановил его производство, сославшись на необходимость ведения войны с терроризмом и высокую стоимость проекта;
- это решение, принятое под влиянием тогдашнего президента Обамы и министра обороны Роберта Гейтса, теперь тщательно анализируется, поскольку Китай и Россия разрабатывают свои собственные истребители пятого поколения;
- в связи с ростом напряженности аналитики задаются вопросом, сможет ли увеличение количества F-22 укрепить превосходство США в воздухе перед лицом новых угроз;
- непревзойденные показатели "Раптора" в догфайтах и применяемые в нем передовые технологии указывают на упущенную возможность в оборонной стратегии США.
Барак Обама однажды заявил, что он отвергает "идею о том, что мы должны тратить миллиарды долларов налогоплательщиков на устаревшие и ненужные оборонные проекты, чтобы обеспечить безопасность нашей страны" в отношении программы истребителей F-22. Возможно, сейчас бывший президент США изменил бы свою точку зрения, учитывая нынешнюю угрожающую обстановку.
Когда F-22 Raptor впервые поступил на вооружение, он представлял собой первый истребитель пятого поколения. Эта стелс-платформа сразу же обеспечила США превосходство в воздухе, поскольку их противники все еще располагали аналогами четвертого поколения.
Несмотря на впечатляющие характеристики Raptor, окончание холодной войны и переход к войне с терроризмом на Ближнем Востоке заставили некоторых американских чиновников усомниться в значимости этого истребителя. В итоге финансирование первоначально запланированных 750 "Рапторов" было прекращено.
Что случилось с F-22?
В 2009 году Конгресс проголосовал за сокращение финансирования строительства дополнительных истребителей F-22. Это голосование состоялось через день после того, как тогдашний президент Обама впервые пригрозил использовать свое право вето в рамках инициативы своей администрации по сокращению расходов на оборону и основных программ вооружений, которые считались ненужными.
Как заявил тогдашний министр обороны Роберт Гейтс, дополнительные "Рапторы" "больше не отражают современные потребности военного времени".
Изначально предполагалось, что F-22 будет противостоять истребителям Советского Союза в догфайтах, однако распад СССР, очевидно, повлиял на потенциальную роль платформы в этом конкретном боевом сценарии.
Некоторые сторонники F-22 говорили о том, что F-22 можно экспортировать в дружественные страны, чтобы компенсировать высокую стоимость истребителей. Годами ранее, в 1998 году, был принят законопроект об ассигнованиях на оборону, запрещающий продажу Raptor другим странам.
Американские чиновники были обеспокоены тем, что уникальные технологии F-22 в будущем могут украсть противники, и по этой причине заблокировали любые продажи.
Хотя в тот период такое решение могло иметь смысл, нынешний климат угроз заставляет некоторых аналитиков задуматься о том, было ли сворачивание закупок Raptor правильным решением. США больше не являются единственной страной, имеющей на вооружении платформы пятого поколения.
Китай и Россия выпустили свои аналоги Raptor – Chengdu J-20 и Су-57 соответственно
Несмотря на то, что США представили F-35 Lightning II – платформу, которую многие считают лучшим истребителем, летающим сегодня в небе, – новый истребитель все еще уступает "Раптору" по некоторым характеристикам.
Знакомство с F-22 и его техническими характеристиками/возможностями
F-22 стал первой платформой, объединившей в одном самолете сверхманевренность, сверхскорость и скрытность.
От меньшего поперечного сечения радара и высокой скорости до грузоподъемности и боевой прыткости, F-22 по праву завоевал статус легенды как среди военных экспертов, так и среди любителей авиации. Поперечное сечение его радара даже меньше, чем у F-35 Lightning II, что крайне усложняет обнаружение истребителя вражескими самолетами.
Что касается вооружения, то истребитель может нести оружие класса "воздух-воздух" и "воздух-земля", в том числе Joint Direct Attack Munitions (JDAM) и бомбы с точным наведением. Кроме того, F-22 может нести шесть AIM-120 AMRAAMS и две AIM-9 Sidewinders в конфигурации "воздух-воздух".
Издание Sandboxx News рассказало о том, как Raptor может превзойти любой другой истребитель в воздушном бою: "Что делает F-22 превосходным в догфайтах, так это возможности вектора тяги самолета. Специально разработанные сопла на концах двух двигателей F-22 могут перемещаться в вертикальной плоскости и направлять 3 175 кг тяги самолета в одну сторону, даже если самолет движется в другом направлении, что позволяет ему выполнять впечатляющие акробатические трюки, а также использовать чрезвычайно высокий угол атаки во время боя на расстоянии видимости (догфайт)".
F-22 необходим как никогда
По мере того как напряженность в отношениях между Пекином и Вашингтоном продолжает нарастать, увеличивается вероятность кинетического конфликта. США уже не обладают таким превосходством в воздухе, как в былые времена. Кроме того, Китайская Народная Республика стремительно развивает свой флот истребителей J-20.
Сегодня, по мнению аналитиков, Пекин уже имеет на вооружении 200 таких истребителей пятого поколения. Хотя США располагают более чем вдвое большим количеством F-35, очевидно, что Китай их догоняет. Если бы США в свое время приобрели еще несколько сотен "Рапторов", американские ВВС были бы лучше подготовлены к назревающей войне с Китаем.
Об авторе
Майя Карлин — автор статей о национальной безопасности в The National Interest, аналитик Центра политики безопасности и бывший научный сотрудник Анны Соболь-Леви в IDC Герцлия в Израиле. Ее статьи публикуются во многих изданиях, включая The National Interest, Jerusalem Post и Times of Israel. Вы можете следить за ней в Twitter: @MayaCarlin.