Пятая авария самолета JF-17 за 13 лет: почему разбиваются лидеры китайского военного экспорта
Эксперты отметили, что на истребителях установлены российские двигатели РД-93, которые были признаны непригодными на 40 машинах JF-17 вариантов Block 1 и 2.
В районе Пенджаба в Пакистане 5 июня потерпел крушение истребитель JF-17 Thunder Block 2. Это пятая за последние 13 лет авария боевого самолета, который является лидером военного экспорта КНР. И хотя пакистанские СМИ и ВВС хранили молчание о катастрофе неожиданно сообщил в соцсетях Martin-Baker — британский производитель катапультных кресел, которые используются в данных истребителях.
Подробностями происшествия заинтересовались обозреватели The Eurasian Times. Они попытались выяснить, в чем причина крушений самолетов, которые состоят на вооружении ВВС Пакистана, и которые были призваны стать заменой самолетам A-5C, F-7P/PG, Mirage III и Mirage V.
Что не так с JF-17
JF-17 Thunder — одномоторный, многоцелевой истребитель, разработанный совместно Пакистанским авиационным комплексом и китайской корпорацией Chengdu Aircraft Industry. 58% машины производится в Пакистане, 42% — в Китае. Сегодня на вооружении ВВС Пакистана (PAF) находится около 150 JF-17, однако значительная часть из них остается на земле, как выяснилось, из-за технических проблем.
Эксперты отметили, что JF-17 оснащен двигателями РД-93 от российского производителя "Рособоронэкспорт". Согласно исследованиям, 40 истребителей JF-17 Block 1 и 2 были признаны непригодными к полетам, поскольку у двигателей обнаружены трещины в направляющих лопатках, выхлопных соплах и стабилизаторах.
Более того, после полномасштабного вторжения РФ в Украину российская компания попала под санкционные ограничения, что затруднило техническое обслуживание двигателей экспортируемых машин.
Помимо проблем с двигателями, JF-17 имеет ряд других недостатков, таких как ненадежность для выполнения функций ПВО, низкая оперативная совместимость, отсутствие эффективного радара дальнего визуального обнаружения и низкая точность ударов. Кроме того, самолет имеет низкую выносливость, низкую грузоподъемность и частые отказы основных модулей.
Экспорт вопреки недостаткам
Между тем несмотря на критику, JF-17 нашел своих покупателей. Он экспортируется в Нигерию и Мьянму, также планируются сделки с Азербайджаном и Ираком. В ноябре 2023 года новейшая версия JF-17 Block 3 дебютировала на авиасалоне в Дубае, демонстрируя "улучшенные технические характеристики" и боевые возможности.
Согласно заявлению Китайской корпорации авиационной промышленности (AVIC), JF-17 были созданы для "удовлетворения требований международных заказчиков и мирового рынка". Обозреватели подчеркнули, что это заявление ясно показывает, что эти истребители предназначались не для внутреннего рынка, а для стран, которым требовался недорогой, многоцелевой, легкий одномоторный истребитель. Причем, как оказалось, машина никогда не задумывалась как современный истребитель, а скорее была самым дешевым вариантом, доступным в этой категории.
Ранее сообщалось, что С 2021 года Китай значительно нарастил производство истребителя пятого поколения J-20, который предназначен исключительно для воздушных сил Китая.