Мужчины начали через суд отбирать детей у женщин, чтобы избежать мобилизации, — аналитики

мобилизация в Украине, родительские права, ребенок, лишение родительских прав, избежание мобилизации
Фото: Kohei Hara/DigitalVision

Во время полномасштабных боевых действий в Украине резко возросло количество исков в суд от отцов детей, которые хотят лишить матерей родительских прав. Причем в некоторых судах это количество выросло даже не в десятки, а в сотни раз.

В Украине с усилением мобилизации мужчины, среди других схем ухода от мобилизации, начали прибегать к схеме использования ребенка для получения отсрочки от призыва. Они через суд отбирают их у матери и оформляются как одинокие родители. Об этом сообщают аналитики "Фонда DEJURE", которые исследовали эту тему.

Исследование базируется на анализе судебных решений по делам об определении места жительства ребенка, отобрании ребенка без лишения родительских прав и лишения родительских прав, принятых по иску и в пользу отца ребенка (детей) в 2022-2023 годах. Аналитики выборочно выбрали более 10 судов в разных регионах Украины и исследовали там подобные иски и судебные решения.

По их данным, во время войны в Украине резко возросло количество судебных решений, удовлетворяющих подобные иски отца. В некоторых судах в 2022-2023 годах выросло количество рассмотренных семейных дел, в том числе по искам отца ребенка, в десятки, а в отдельных случаях — и в сотни раз по сравнению с количеством подобных дел до полномасштабного вторжения.

Наиболее показательной является ситуация в Белгород-Днестровском суде Одесской области. В 2021 году Белгород-Днестровский районный суд Одесской области рассмотрел лишь 5 подобных дел по иску отца ребенка. В 2022-2023 годах таких исков уже было более тысячи. При этом некоторые дела суд рассматривал всего за один-два дня.

Что говорят судьи и представители Службы по делам детей

"Очень увеличился процент этих дел именно с началом войны. Наверное, процентов на 80. И это увеличение связано именно с мобилизацией", — сказала в интервью Фундации неназванная представительница службы по делам детей.

"До начала полномасштабной войны обычно иски о лишении родительских прав подавались у нас или женами, или матерями в первую очередь. Службы по делам детей, органы опеки и попечительства также были инициаторами. Что касается соотношения, то случаи, когда именно отец был отдельным истцом, не превышали примерно 10% от общего количества исков. Сейчас, конечно, немного изменились цифры. В производстве нашего суда это где-то примерно 50 на 50", — сказала судья одного из судов на Днепропетровщине.

"Могут ли быть другие причины, кроме мобилизации? По моему убедительному мнению — нет. В этом году, кстати, будет ровно 20 лет, как я судья. Поймите, 20 лет, они же не проходят мимо... И увеличение количества обращений мужчин с соответствующими исками отмечается именно во время военного положения с 2022 года. И я, опять же, не претендую на то, что это правда, но мне все же кажется, что именно отсрочка от мобилизации — причина", — считает судья с Харьковщины.

"Где-то с конца декабря 2022 года начали появляться такие категории дел. В первую очередь с целью получения отсрочки или бронирования, то есть они в самих фактах начинали указывать об этом. Сейчас есть факты об установлении воспитания отцом ребенка единолично. И это новая категория дел, которая активно стала появляться в нашем суде где-то с конца осени 2023 года", — сказал судья из Днепропетровщины.

Какими были решения суда

Эксперты Фонда DEJURE детально проанализировали 364 судебных решения в пользу отца в такой категории дел. Из них 53 касались лишения матери родительских прав. Среди них в 29 случаях матери признавали иски, то есть либо предоставляли нотариально заверенное заявление об отказе от родительских прав, либо делали подобные заявления в суде.

Например, в Белгород-Днестровском суде Одесской области большинство дел судьи рассмотрели без привлечения этих органов опеки.

"Такая практика противоречит закону и делает невозможным принятие решения с учетом наилучших интересов ребенка. В соответствии со статьей 19 СК органы опеки и попечительства обязательно участвуют в делах об определении места жительства ребенка, лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родительских прав и дают обязательные письменные заключения по существу спора", — комментируют аналитики Фундации.

Также часто судьи рассматривали такие дела без участия сторон. Кроме этого не заслушивались показания ребенка.

"Иногда, когда вижу, что орган опеки выясняет мнение ребенка, мне бывает этого достаточно. Если я могу проследить из материалов дела, что мнение выяснялось, я ребенка не вызываю. Но обязанность судьи — отразить в судебном решении, как мнение ребенка принималось во внимание", — сказала в интервью с судья из Черниговской области.

"Я говорю, что ребенок должен присутствовать в судебном заседании. У меня даже было дело, когда я определяла место жительства с ребенком, когда мальчику было два с половиной или три года где-то. Он еще не мог полностью говорить, но в присутствии психолога рисовал рисунок, и был предоставлен вывод, и дело было рассмотрено", — рассказала судья суда на Львовщине.

При анализе судебных решений Белгород-Днестровского районного суда Одесской области аналитики обнаружили значительное количество дел о лишении родительских прав, где мать признавала иск, а суд довольно быстро принимал решение о лишении ее родительских прав. Так, по данным из ЕГРСР, в 2021 году Белгород-Днестровский районный суд Одесской области рассмотрел только 5 дел этих категорий по соответствующим параметрам. Зато в 2022 году количество дел возросло до 123, а в 2023 году — до 845. Во всех делах этой категории, рассмотренных в 2022-2023 годах, судьи Белгород-Днестровского районного суда Одесской области удовлетворяли иски мужчин.

"Такое радикальное увеличение количества дел в этом суде нельзя объяснить никакими нормальными факторами. Хотя рост количества судебных дел определенных категорий наблюдался во многих судах, однако показатель более чем в 200 раз — точно аномалия. Единственным правдоподобным объяснением этой аномалии может быть вероятное привлечение судей этого суда к противоправной схеме по созданию искусственных оснований для избежания ограничений, связанных с военным положением", — считают аналитики "Фундации DEJURE".

Выход из ситуации

Эксперты считают, что суды должны привлекать органы опеки и попечительства к судебному процессу, тщательно изучать мнение ребенка и обеспечивать его право быть услышанным, проверять риски признания иска матерью под влиянием домашнего насилия или иного давления, не принимать решения по результатам подготовительного производства, не принимать признание иска и принимать меры для полного выяснения обстоятельств дела с целью обеспечения наилучших интересов ребенка.

Исследование реализовано в рамках проекта "Защита прав украинских детей во время войны и в пост-военный период", при поддержке Совета Европы. Взгляды, изложенные в этой заметке, являются ответственностью его авторов и могут не совпадать с официальной политикой Совета Европы.

Напомним, что на Николаевщине мужчину, который пытался заработать на нарушителе закона о мобилизации в Украине, заставили перевести 100 тысяч гривен на поддержку украинской армии.