"Ловушка советского ВПК": почему в СССР отказались от идеи построить собственный авианосец

американский USS Nimitz, авианосцы, авианосец сша,
Фото: Creative Commons | Такие авианосцы, как американский USS Nimitz, играют большую роль в современных операциях за пределами территории страны

Издание The National Interest пишет о неудавшемся эксперименте времен холодной войны и проблемах, из-за которых Советы в гонке вооружений все же решили не преследовать цель построить собственные большие авианосцы. Авторы предупреждают, что Пентагону следует озаботиться аналогичной проблемой.

Related video

Во время холодной войны советский флот использовал альтернативный американским ВМС подход в том, что касается морской мощи. США, в свою очередь, сосредоточили усилия на строительстве авианосцев. Об этом пишет The National Interest.

СССР сосредоточился на разработке тяжелых крейсеров, подводных лодок и вертолетоносцах класса "Москва", которые создавались в первую очередь для борьбы с подлодками, а не для демонстрации силы.

И хотя эти вертолетоносцы были инновационными, их конструкторы столкнулись со значительными проблемами, в особенности в том, что касается двигателей, и в конечном итоге замысел так и не смогли воплотить в реальность. К 1991 году их списали.

Сложности, которые возникли у советской оборонной промышленности в развитии военных технологий, отражают некоторые проблемы, которые испытывает также и оборонная промышленность США сегодня, что говорит о необходимости в эффективном управлении и инновациях.

Советские авианосцы класса "Москва": неудавшийся эксперимент

Вертолётоносец “Москва” Fullscreen
Вертолетоносец "Москва"

По сравнению с США, своим главным врагом, советский флот прибегал к совершенно иным методам и возможностям в том, что касается развертывания военной мощи за пределами собственной территории. Американцы по этой части разработали надежную методологию, при этом авианосец был центральным элементом наступательных возможностей, тогда как Советы даже не пытались конкурировать с американцами в том, что касается авианосцев, отмечает автор публикации.

Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов, адмирал Кузнецов Fullscreen
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"

В СССР отдавали предпочтение тяжелым крейсерам и другим боевым кораблям меньшего формата. И также в значительной степени полагались на свой подводный флот для демонстрации силы перед Америкой с ее явно превосходящими возможностями в плане авианосцев.

Вертолетоносцы "двойного назначения"

Но любопытным отклонением от общего правила стал вертолетоносец класса "Москва". С его помощью Советский Союз пробовал воду мирового океана для потенциальных сложных морских операций. В Кремле действительно рассматривали возможность использовать корабль класса "Москва" для вертолетов, хотя корабль этот намного меньше стандартных авианосцев.

авианесущий крейсер Адмирал Горшков, Адмирал Горшков Fullscreen
Тяжелый авианесущий крейсер "Баку" ("Адмирал Горшков")

"Сегодня мы наблюдаем двойное назначение применительно к более сложным военным кораблям. Такими как японский вертолетоносец класса Izumo, который может легко развернуть контингент боевых самолетов F-35 Lightning II с вертикальным взлетом и посадкой", — говорится в публикации.

Что же касается старого советского вертолетоносца, то его изначально строили исключительно под вертолеты. Советские военные корабли не проектировались для развертывания за пределами страны, как американские палубные корабли. Вместо этого они были ориентированы в первую очередь на противолодочные военные кампании. В те времена главным предметом беспокойства в СССР были подводные лодки НАТО класса Polaris. Примечательно, что советская концепция легких авианосцев была полной противоположностью тому, как американцы рассматривали свои авианосцы.

Ведь для США палубные корабли были центральным элементом операций ВМС.

Другие военные корабли строились для операций в оборонительной флотилии вокруг авианосца — авианосной боевой группы. Но российская версия такого корабля предназначалась по большей части для защиты российских подводных лодок, что считалось приоритетом.

На борту этих кораблей устанавливали корабельный противолодочный комплекс "Вихрь" РПК-1 [SUW-N-1), способный запускать торпеды калибра 450 мм или даже ядерные боеголовки мощностью 5 килотонн. Корабль также нес до 48 ракет класса "земля-воздух". Имелись и два орудия калибра 57 и 80 мм.

Проблемы с двигателем авианосца

У "Москвы" были и свои недостатки. Главный — это двигатели. В СССР, как это обычно случалось со многими их системами, разработчики часто экономили и упрощали. Первоначально конструкторы корабля хотели газотурбинные двигатели, но в конечном итоге решили, что паровые будут лучше.

Паровые двигатели пришлось переделывать: возникли большие сложности с обслуживанием кораблей. Ко всему прочему, корабль класса "Москва" оказался крайне медленным, что было опасно.

Были заложены проекты трех из таких военных кораблей: первые два предназначались для Черноморского флота в Севастополе, а третий проект свернули. Весь класс вывели из эксплуатации к 1991 году, поскольку они так и не оправдали ожиданий.

Издание отмечает, что от проблемы, с которой столкнулся советский ВПК, не застрахована и сегодняшняя оборонная промышленность Соединенных Штатов.

Ко второй половине холодной войны советская оборонная промышленность уже хронически не покрывала растущие потребности и не могла конкурировать с Западом.

На сегодня есть проблемы и с промышленной базой Минобороны США, многие программы не удается успешно завершить. А когда их завершают, эти программы часто выходят за рамки бюджета. Пентагону следует озаботиться тем, чтобы реорганизовать закупку новых оружейных платформ, чтобы не попасть в ту ловушку, в которой оказалась советская оборонная промышленность, резюмируют авторы.

Об авторе

Брэндон Дж. Вайхерт — эксперт по вопросам энергетики в The-Pipeline. Вайхерт прежде работал в американском Конгрессе, пишет о геополитике в The Washington Times. Он автор книг "Winning Space: How America Remains a Superpower" (Republic Book Publishers), "Biohacked: China’s Race to Control Life" (Encounter Books) и "The Shadow War: Iran’s Quest for Supremacy" (Republic Book Publishers).

Напомним, что 17 июня журналист рассказал о визите на российский фрегат "Адмирал Горшков", об очереди и большой пушке.

Также сообщалось, что 19 августа в Украине показали новую версию ракеты большой дальности "Нептун", а эксперты оценили разработку.