В Китае нашли способ обнаружения истребителей-невидимок F-22: понадобится всего 3 радара

самолеты F-22, самолет,  F-22
Фото: U.S. Air Force | Самолеты F-22

Разработанная китайскими инженерами технология усиливает радиолокационную заметность истребителей F-22 в 60 000 раз.

Ученые из Колледжа противовоздушной и противоракетной обороны Инженерного университета ВВС в Сиане (КНР) нашли способ обнаружения истребителей-невидимок той же конфигурации, что и F-22. Благодаря новой технологии такие самолеты будут появляться на радарах, пишет SCMP.

Исследователи утверждают, что технология обнаружения позволит китайской радиолокационной системе определять местоположение F-22 в реальном времени с поразительной точностью, несмотря на то, что эффективная площадь рассеяния (ЭРП) таких самолетов составляет всего в 1 кв. см – примерно с ноготь. ЭПР — количественная мера свойства объекта рассеивать электромагнитные волны. ЭПР объекта определяет дальность, на которой он может быть обнаружен радиолокатором, — ред.

Новый метод охватывает обширное поле боя площадью около 63 000 кв. км, гарантируя, что независимо от маневров, F-22 он останется в поле зрения радиолокационной сети. В итоге, говорят разработчики, F-22 придется уклоняться от обнаружения или захвата системами обороны противника, прежде чем он сможет достичь эффективной дальности удара, так как радиолокационная заметность истребителя F-22 будет увеличена 60 000 раз (радиолокационная заметность делает возможным обнаружение самолетов, ракет, БПЛА и др. в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра. Стелс-технология направлена на то, чтобы снизить радиолокационную заметность при помощи специально разработанных геометрических форм и радиопоглощающих материалов и покрытий самолетов и других машин, тем самым уменьшая радиус их обнаружения, — ред.).

Технология обнаружения позволила китайской радиолокационной системе определить местоположение F-22 в реальном времени с поразительной точностью. Минимальная погрешность составила всего 20 м. Расчеты координат цели и скорости движения были выполнены всего за 0,008 секунды. По мнению исследователей, даже в случае вторжения группы F-22, подробную информацию о каждом самолете можно будет получить за 0,02 секунды. А потом данные о местонахождении самолетов можно будет быстро передать китайским истребителям-перехватчикам или системам ПВО.

Китайские оборонные подрядчики уже располагают антистелс-радарами, использующими такие методы, как излучение низкочастотных электромагнитных волн или увеличение мощности передачи для обнаружения скрытых целей. Однако радиолокационные сигнатуры самолетов противника могут отличаться от ранее собранных разведывательных данных. Также изменения положения или направления самолета во время полета могут привести к значительным колебаниям сигнала, в результате чего цель может быть утеряна трекером. Чтобы решить эту проблему, команда ученых использовала несколько радаров для поиска истребителей-невидимок, находящихся под разными углами. Хотя эта концепция не является совершенно новой, на пути ее реализации существовали серьезные препятствия.

Обнаружение скрытых целей часто требует мобилизации значительных ресурсов внутри радиолокационной сети, но в реальных боях количество воздушных целей может быть огромным, и один радар способен тратить лишь часть своих ресурсов на обнаружение и сопровождение конкретного F-22. Исследователи уверяют, что преодолели эту проблему при помощи метода умного планирования ресурсов, позволившего централизованной сетевой радиолокационной системе регулировать параметры луча и мощность каждого радара на основе характеристик и изменений положения самолетов в реальном времени.

Таким образом система обнаружения сосредоточила свои ограниченные ресурсы на наиболее открытом азимуте стелс-истребителей, что значительно повысило интенсивность и точность отслеживания их радиолокационной сигнатуры, гарантируя при этом его постоянную привязку к цели (азимут — горизонтальный угол, отсчитываемый между заранее выбранным направлением, например, южным и направлением на заданный предмет, — ред.). В итоге, каждому радару пришлось потратить лишь часть своей частоты и мощности на отслеживание самолетов, экономя ценные ресурсы для борьбы с другими целями.

Важно
Устранили давнюю проблему: в сети появилось первое фото улучшенного F-22 Raptor

Комплексное и стабильное отслеживание группы истребителей F-22 может быть достигнуто всего с помощью трех радаров, расположенных на суше, кораблях и даже на воздушных платформах, усиливая возможности Китая по блокированию доступа в Южно-Китайском море и западной части Тихого океана.

Ранее мы писали, что в Китае улучшили гиперзвуковое оружие при помощи дешевого американского ИИ-чипа. Процессор Jetson TX2i, установленный в системе управления гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, увеличил дальность и стабильность полета ракеты.