Первые цветочки. Украинский бизнес подводит итоги карантина, который еще не закончился

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

В Украине началось постепенное ослабление карантина. Пока люди радуются возможности свободно гулять, ходить в торговые центры и обедать в кафе, бизнес подсчитывает потери. Выживут те, кто имеет запас прочности и быстро подстраивается под новые посткарантинные реалии

Related video

Время крупных

По словам Дмитрия Горюнова, советника Центра экономической стратегии (ЦЭС), наиболее пострадали из-за карантина малый и средний бизнесы (МСБ). Это около 357 тыс. физлиц-предпринимателей и 18 тыс. юрлиц, обеспечивавших работой около 640 тыс. человек. Суммарно они производили 1% ВВП, что может показаться небольшой цифрой. Однако из 4,5 млн человек, занятых в МСБ, более 1 млн рискуют потерять работу. Не в последнюю очередь — из-за действий власти, вводившей карантинные ограничения. Именно в отношении малого предпринимательства они оказались наиболее дискриминационными, в то время как крупные компании получили преференции. "Действия правительства привели к тому, что крупный бизнес продолжал работать, а малый, опасаясь космических штрафов, простаивал либо действовал в черную, из-под полы", — возмущается Вячеслав Черкашин, эксперт группы "Налоговая реформа" Реанимационного пакета реформ (РПР).

В итоге многие отрасли карантин зачистил от мелких игроков, превратив больших операторов в монополистов. Из-за этого страдает конкуренция, что наверняка отразится на росте потребительских цен, снижении качества продукции и приведет к сужению ассортимента.

Об окончательных потерях в рядах МСБ говорить рано — они продолжаются. Согласно опросу Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), среди участников проекта Unlimit Ukraine, объединяющего микро- и малых предпринимателей, около трети из них лишились 50–75% доходов. Еще 44% потеряли менее 50%. Лишь 14% опрошенных заявили, что не пострадали от карантина.

По результатам того же опроса, достичь докарантинных темпов развития 38% предпринимателей рассчитывают за один год, 25% — за два и более, 19% — за полгода. "МСБ в Украине ждет медленное восстановление при огромной неопределенности и рисках ликвидности, — заключает Черкашин. — Первая опасность для них — высокая вероятность второй волны пандемии и возврат карантина, вторая — отсутствие реальной поддержки от государства".

IT-шторм

Последние годы IT-индустрия в Украине демонстрировала постоянный рост, благодаря чему вошла в топ-3 экспортных отраслей экономики. Казалось, ей ничего не грозит. Даже Революция достоинства и начало войны в 2014–2015 годах не сильно пошатнули ее позиции. Но коронавирус спутал карты. Доминик Пиоте, генеральный директор инновационного парка UNIT.City, рассказывает, что с наиболее плачевными последствиями столкнутся аутсорсинговые компании, поскольку зависят от восстановления других секторов экономики во всем мире. Такие проекты первыми останавливаются и последними запускаются.

Также ближайшее время не стоит ожидать выдающихся успехов в стартап-индустрии. По словам Пиоте, серьезных раундов финансирования не будет в течение нескольких месяцев, если не больше. "Поэтому мы увидим множество молодых компаний или проектов, которые прекратят существование", — говорит он.

По мнению Константина Васюка, исполнительного директора ассоциации IT Ukraine, с наименьшими потерями кризис переживут сервисные компании с хорошо диверсифицированным клиентским портфелем и предприятия, выполняющие долгосрочные проекты, финансируемые государствами. Только немногочисленные компании смогут извлечь из этой ситуации выгоду. В первую очередь речь идет об электронной коммерции, сервисах доставки, платформах для онлайн-работы и учебы. В итоге роста индустрии на 20–25%, который наблюдался в последние несколько лет, в 2020-м не будет.

Также Фокус не исключает, что этот год — не лучший период для старта карьеры в IT, куда в последнее время молодежь массово влекла перспектива высоких доходов в инвалюте. Но есть и позитив. Все невзгоды на рынке IT могут стать стимулом для Украины меньше полагаться на аутсорсинг и больше развивать собственный продукт.

Вам продукты или приготовить?

В начале карантина украинцы стали тратить в продуктовых магазинах вдвое больше в сравнении с обычными днями. Тогда же в полтора раза возросли расходы украинцев в аптеках. Об этом сообщал совладелец Monobank Олег Гороховский, ссылаясь на статистику расчетов картами учреждения. Казалось бы, торговля должна была получить сверхприбыль. Однако, по данным опроса консалтинговой компании Colliers international, лишь у 7% респондентов в период карантина товарооборот вырос или остался без изменений. Это касается супермаркетов и некоторых магазинов техники и электроники.

В целом же по ретейлу ситуация выглядит неоднородно. По оценке Евгении Локтионовой, директора компании UTG, в карантин без ограничений смогли работать только 10% офлайн-ретейлеров: продовольственные сети, аптеки, зоомагазины, магазины техники и связи, магазины косметики и товаров гигиены. Еще около 45% составляли операторы, которые до карантина уже имели не только офлайн-, но и онлайн-каналы продаж. Это позволило им немного компенсировать закрытие физических торговых точек. Но продажа в интернете ситуацию не спасла. По словам Локтионовой, продажи онлайн дают ретейлерам лишь 10% от товарооборота, который наблюдался, когда офлайн-магазины работали в обычном режиме.

По данным опроса консалтинговой компании Colliers international, в связи с карантином все свои торговые точки пришлось закрыть 55% ретейлеров. При этом 23% участников исследования сумели запустить онлайн-направление и доставку в период карантина.

фото, урожай овощей, испорченные овощи, морковь Fullscreen

Весенняя потеря. Пандемия почти уничтожила урожай ранних овощей, которые традиционно поступают в продажу во второй декаде апреля (фото: Getty Images)

У ресторанов аналогичная ситуация. Только 7% из них развивали направление доставки до карантина. По информации компании Raketa, осуществляющей доставку, после введения ограничений часть заведений общепита, не готовых к переходу на работу только на доставку, закрылись. Зато к Raketa подключились сотни новых ресторанов, ранее откладывавших или не рассматривавших вообще такой формат работы. У данной службы доставки в марте количество заказов увеличилось на 40%, в апреле — еще в два раза. Однако рестораны это не спасло: они потеряли большую часть своего оборота (по разным отзывам, 65–90%).

Важно
Шмыгаль раскрыл программу стимулирования экономики: 230 пунктов за три года
Шмыгаль раскрыл программу стимулирования экономики: 230 пунктов за три года

Облегчить положение предпринимателей, чей бизнес поставлен на паузу, могут арендные каникулы, законное право на которые предоставляется, если арендованные помещения невозможно использовать по назначению. Однако последнее слово в этом вопросе остается за арендодателями, которые не всегда идут на уступки. Так, по данным опроса Colliers international, пересмотреть условия с арендодателями удалось 83% ретейлеров. При этом речь зачастую шла о снижении арендной платы, а не о полной ее отмене на период карантина.

Проблемы ретейла отразились на занятости в отрасли. Отправить работников в отпуск за свой счет пришлось 70% участников упомянутого исследования, 32% — преимущественно фешен-ретейлеры и рестораторы — сократили штат. В офлайн-торговле одеждой и обувью, по словам Татьяны Пашкиной, эксперта рынка труда, в период карантина набор персонала приостановили. В продуктовой рознице, напротив, новые вакансии размещали сотнями.

По различным оценкам, восстановление отрасли для достижения докризисных показателей займет от одного года до трех лет. "Уже сейчас ретейлеры стремятся максимально сократить издержки и провести оптимизацию бизнеса. Поэтому неэффективные точки продаж будут закрываться, а планы развития на ближайшие 12 месяцев — пересматриваться", — говорит Локтионова.

В зоне риска оказываются несетевые мелкие игроки рынка. По мнению опрошенных экспертов, из-за закрытия магазинов мелких операторов вакантность торговых площадей ТРЦ увеличилась до 10–12%. Поэтому в ТРЦ станет меньше маленьких магазинов, а большие начнут укрупняться.

Село на карантине

Карантинные мероприятия пришлись на самый неподходящий момент — разгар весенне-полевых работ. Из-за этого экономический ущерб, причиненный аграрному сектору, оказался мультиплицированным.

Поскольку весна выдалась ранней, полевые работы в марте активно проводились по всей стране. На 17 марта, когда ввели карантин, уже засеяли около 600 тыс. га, или 4% от прогнозируемого. Ресурсы, необходимые для посевной, сельхозпроизводители укомплектовали задолго до карантина, поэтому закрытие магазинов розничной торговли непродовольственными товарами мало сказалось на режиме работ.

Основные сложности представляли метания правительства в лице Минэкономразвития, которое хаотично пыталось совместить карантин и поддержание на плаву аграрной отрасли. Даже в далеком от АПК экономическом министерстве понимали: если аграрии не смогут посеяться, это грозит снижением объемов экспорта зерна в будущем сезоне и глубокой девальвацией гривни.

Сначала предполагалось дать разрешение на работу аграрным компаниям по списку в каждом регионе, но это заведомо провальная затея — на формирование такого реестра ушли бы недели. Затем составили список "стратегических направлений деятельности", по которым разрешили работать, но туда "забыли" включить предприятия АПК.

"крупный бизнес продолжал работать, а малый, опасаясь космических штрафов, простаивал либо действовал в черную" Вячеслав Черкашин, эксперт группы "Налоговая реформа" РПР

Также карантинные мероприятия и, в частности, постоянные разговоры о введении ЧП, что подразумевало бы ограничения на передвижение транспорта, угрожали ротации сельскохозяйственной техники. Эта неопределенность и истерика чиновников создавали больше проблем, чем сам карантин.

В результате агрокомпании самостоятельно решали проблемы безопасности сотрудников, их доставки к месту работы, обеспечения масками и антисептиками. Под давлением участников отрасли в большинстве регионов открылись магазины, торгующие семенами, саженцами и другой подобной продукцией, привязанной к весеннему производственному циклу. В итоге полевые работы провели в полном объеме. Засеяно около 15,5 млн га — даже больше, чем в прошлом году.

"На фоне чрезвычайной ситуации удалось в полном объеме обеспечить всеми необходимыми ресурсами (топливом, удобрениями, техникой) украинские агропредприятия. Заложены все предпосылки для урожая-2020", — уверяет Олег Устенко, советник президента Украины по вопросам экономики.

В этой категории наиболее пострадавшими оказались поставщики и дистрибьюторы сельскохозяйственной техники, однако карантин лишь косвенно стал причиной их проблем. Из-за неблагоприятных погодных условий, засухи на юге и фактически гарантированного снижения урожая, а также необходимости аккумулировать денежные ресурсы накануне старта рынка земли фермеры сократили инвестиции в обновление технологического парка.

К тому же пандемия почти уничтожила урожай ранних овощей, которые традиционно поступают в продажу во второй декаде апреля. Более 70% этой продукции реализовывается через продовольственные рынки, которые прекратили работу на старте карантина и оставались закрытыми более месяца. Альтернативный канал реализации, сети супермаркетов, выдвигают специфические требования к овощной продукции, поэтому лишь малая часть фермеров идет по длинному пути получения сертификата соответствия. "Заменить этот канал сбыта [рынки] другим невозможно. Попасть в торговые сети сложно, да и для сети удобней иметь дело с одним крупным поставщиком, а не с десятком мелких", — объясняет Алексей Дорошенко, глава украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей.

Поскольку ранние овощи — продукт с ограниченным сроком реализации, блокировка основного канала сбыта и нулевое участие государства в проблеме привели к потере 50–70% урожая в некоторых тепличных и фермерских хозяйствах. Социальные сети наводнили сюрреалистичные фотографии овощных свалок.

Важно
Киевская школа экономики оценила потери экономики Украины от карантина в $50 млрд
Киевская школа экономики оценила потери экономики Украины от карантина в $50 млрд

Условно выигравшими от карантина в АПК можно назвать онлайн-сервисы по продаже продуктов. По данным портала OLX, с первой по четвертую неделю марта 2020-го спрос на продукты питания на этой платформе вырос на 110%.