На страже. Как украинский бизнес помогает бороться с эпидемией коронавируса

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Как украинский бизнес помогает бороться с эпидемией коронавируса и решать социальные, экологические и другие проблемы в государстве

Осенью 2020 года в информационном пространстве горячо обсуждали неэффективное использование средств бюджетного фонда по борьбе с COVID-19. В частности, вопросы вызывали задержки в закупке оборудования для больниц, в том числе аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Эксперты сетовали, что госструктуры, в том числе Минздрав, оказались неэффективными распорядителями госсредств.

Во время карантинных ограничений пострадал малый и средний бизнес. Крупные компании предложили помощь предпринимателям

Вместе с тем работающий в Украине социально ответственный бизнес с самого начала эпидемии активно включился в борьбу с COVID-19 и без проволочек, свойственных забюрократизированной государственной машине, начал поставлять в больницы оборудование, средства индивидуальной защиты, медикаменты. Сложившаяся весной ситуация мобилизовала многие компании.

Эффективнее госмашины

Как подсчитали в центре "Развитие КСО", на борьбу с эпидемией COVID-19 бизнес уже потратил 1,55 млрд грн. За эти деньги компании закупили 1,4 млн средств индивидуальной защиты, 360 ИВЛ, 75 других аппаратов и систем диагностики, 72,7 тыс. экспресс-тестов на коронавирус, 37,3 тыс. л дезинфицирующих средств. Помощь от бизнеса поступила в 272 больницы и станции скорой помощи. Это только видимая часть айсберга, поскольку весь объем помощи бизнеса в борьбе с COVID-19 сложно оценить в конкретных цифрах. Для сравнения: на деньги бюджетного фонда борьбы с COVID-19 по состоянию на октябрь 2020 года не закупили ни аппаратов ИВЛ, ни другого оборудования для больниц, а на обеспечение лабораторий и закупку средств индивидуальной защиты по всей стране израсходовали лишь 600 тыс. грн.

фото, выгрузка препаратов ИВЛ Fullscreen

Крупная Сумма. Компании и банки с начала карантина направили на борьбу с эпидемией более 1,55 млрд грн

В борьбу с COVID-19 в 2020 го­­ду включились сотни компаний из разных секторов экономики. В частности, 25 млн грн на помощь 25 больницам из 13 областей Украины направила "Новая почта". Доставку благотворительных грузов она осуществила за свой счет. Компания PepsiCo в Украине на поддержку медиков, больниц и людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, направила 30 млн грн. ПриватБанк выделил для украинских больниц около 31 млн грн. За эти средства поставили 28 аппаратов ИВЛ и другое необходимое оборудование. Мобильный оператор Vodafone на помощь стране во время пандемии направил более 60 млн грн, что включает как прямую финансовую помощь на закупку ИВЛ и средств защиты для врачей, так и бесплатно предоставленные услуги связи. Корпорация Roshen до конца апреля 2020 года вложила в борьбу с коронавирусом около 80 млн грн. Кроме прочего за эти средства закупали надежные защитные костюмы для медиков.

Бизнесмен Ринат Ахметов объединил ресурсы своих предприятий и направил на борьбу с пандемией 300 млн грн. В частности, компания ДТЭК (входит в группу СКМ) вместе с Фондом Рината Ахметова передали медикам Ивано-Франковской, Львовской, Днепропетровской, Луганской, Запорожской и Донецкой областей 80 тыс. экспресс-тестов для диаг­ностики коронавируса и 80 современных высококлассных аппаратов ИВЛ. Такую аппаратуру получили и районные больницы, которые выделены в категорию опорных в борьбе с пандемией. "Мы сконцентрировались на тех регионах, где работают наши предприятия, где живут семьи наших шахтеров и энергетиков. Еще в декабре прошлого года ДТЭК подписал с Донецкой, Луганской, Ивано-Франковской и Львовской областями Меморандум о сотрудничестве. И когда пандемия пришла в Украину, наша помощь начала поступать в регионы практически сразу. Наши представители начали работать в штабах при обладминистрациях, в тесной связке с губернаторами определяли текущие потребности больниц, а Фонд Рината Ахметова обеспечивал закупку и поставку оборудования", — рассказали в компании ДТЭК.

Цели, утвержденные ООН, включают 17 пунктов, среди которых чистая вода, чистая энергетика, ответственное потребление и произ­водство

Важно
Стройка во время чумы. На что ушли деньги из фонда борьбы с коронавирусом
Стройка во время чумы. На что ушли деньги из фонда борьбы с коронавирусом

Общий объем средств, направленных на борьбу с коронавирусом группой "Нафтогаз", составил 640 млн грн. В рамках проекта "Мрія" группа приобрела оборудование и защитные костюмы для 287 больниц. Перечень необходимого согласовывали с Минздравом. Из-за границы помощь в страну доставляли украинские самолеты-гиганты Ан-225 "Мрія" и Ан-22 "Антей". Кроме того, группа "Нафтогаз" профинансировала покупку средств защиты для проведения безопасного ВНО.

фото, средства защиты в эпидемию коронавируса Fullscreen

ЧЕМ ПОМОГЛИ. Бизнес купил 1,4 млн средств защиты, 360 ИВЛ, 75 систем диагностики, 72,7 тыс. экспресс-тестов

Учитывая, что во время карантинных ограничений в Украине наиболее пострадал малый и средний бизнес (МСБ), некоторые крупные компании предложили помощь этой категории предпринимателей. В частности, в таком направлении работает Rozetka, которая совместно с платежной системой Visa запустила проект по предоставлению грантов МСБ. Кроме того, Visa открыла платформу для поддержки предпринимателей. И это только немногие примеры из нескольких сотен кейсов КСО.

"В первом полугодии КСО управляли в ручном режиме, без утвержденных стратегий все решалось здесь и сейчас, а основную роль играли решения собственников и руководителей бизнеса, — обобщает Марина Сапрыкина, руководитель центра "Развитие КСО". — В июле — сентябре произошел переход от ручного управления к стратегическим задачам с меньшим вовлечением топов". По словам собеседницы Фокуса, рост заболеваемости осенью 2020 года привел к смещению приоритетов бизнеса в сторону повышения безопасности своих сотрудников и других аспектов, связанных с пандемией и ее влиянием.

Не только COVID-19

Наибольшую активность в борьбе с коронавирусом бизнес проявлял весной 2020 года, когда в стране действовали жесткие карантинные ограничения. По наблюдениям Сапрыкиной, во втором полугодии 2020 года фокус со здравоохранения в КСО-проектах бизнеса сместился, поскольку создавалось впечатление, что лидирующую роль в решении этих вопросов берет на себя правительство. Компании вернулись к своим проектам КСО, которые были намечены до коронакризиса.

фото, защитные костюмы Fullscreen

ДЕНЕГ НЕТ? На деньги госфонда борьбы с COVID-19 на октябрь 2020 года не закупили ни аппаратов ИВЛ, ни другого оборудования

Важно
Наперегонки с антирекордами. Как Кабмин сломал адаптивный карантин
Наперегонки с антирекордами. Как Кабмин сломал адаптивный карантин

По наблюдениям Ольги Бойко, координатора Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), лишь немногие предприятия сократили свои КСО-программы и урезали бюджеты. Некоторые их переориентировали или даже увеличили и расширили. Одни перенаправили ресурсы на помощь сотрудникам и громадам, в том числе за счет сокращения маркетинговых расходов. Другие использовали это время для обновления своих политик и определения новых приоритетов. "Если в начале года мы наблюдали усиленное участие бизнеса в преодолении последствий коронавируса, то сейчас бизнес пытается адаптировать ранее приостановленные программы к новой реальности, — продолжает Ольга Бойко. — Мероприятия переходят полностью в онлайн-формат или проводятся в удаленном режиме. Впрочем, удалось реализовать не все проекты, ведь безопасность и здоровье людей сейчас превыше всего". По наблюдениям собеседницы Фокуса, сегодня сотрудники вовлекаются в инициативы работодателей гораздо активнее, чем раньше, что объясняется переосмыслением ценности корпоративных социальных программ и их положительного влияния на бренд работодателя.

Еще один фокус — образование, работа с молодежью, поддержка местных громад и уязвимых групп населения, гендерное равенство. По словам Сапрыкиной, в StarLightMedia приняли корпоративную политику по противодействию домашнему насилию и запустили линию психологической помощи. А компания Corteva Agriscience провела большую программу для женщин-фермеров.

фото, медицинские препараты ИВЛ Fullscreen

КСО КАК ЦЕЛЬ. Многие компании во втором полугодии вернулись к реализации проектов, которые были в плане до начала пандемии

Вместе с тем некоторые направления КСО в 2020-м остались без должного внимания со стороны бизнеса. В их числе в центре "Развитие КСО" выделяют помощь селу и сельским школам, где низкий уровень доступа к интернету усиливает неравенство между сельскими и городскими жителями. Второе незаслуженно забытое направление — культура, заметно пострадавшая из-за карантинных ограничений. Сейчас центр "Развитие КСО" вместе с Украинским культурным фондом запускает цикл мероприятий, чтобы наладить партнерство между бизнесом и представителями культуры.

Экология — в центре

Во втором полугодии 2020 года компании вновь начали уделять внимание экологии и сортировке отходов. Марина Сапрыкина отмечает тенденцию к осознанию вклада компаний в устойчивое развитие с минимальным воздействием на окружающую среду. В пример она приводит IDS Borjomi, где разработали КСО-приоритеты на основе целей устойчивого развития.

фото, презентация медицинского оборудования Fullscreen

ВКЛЮЧИЛИСЬ ВСЕ. Сегодня сотрудники вовлекаются в проекты КСО гораздо активнее, чем раньше

Важно
Замедлились. Как коронавирус помогает экономить ресурсы земли
Замедлились. Как коронавирус помогает экономить ресурсы земли

Эти цели, утвержденные ООН на период 2015–2030 годов, включают 17 пунктов, в числе которых: чистая вода и санитария, чистая энергетика, ответственное потребление и производство, борьба с изменением климата, сохранение морских экосистем. В рамках новой тенденции компании посвящают свои КСО-программы достижению одной или нескольких из названных целей. Например, инициативы, направленные на раздельный сбор и повторную переработку отходов, соответствуют направлению "ответственное потребление и производство", а снижение выбросов углекислого газа становится элементом борьбы с изменением климата.

"Рост заболеваемости COVID-19 осенью 2020-го привел к смещению приоритетов бизнеса в сторону повышения безопасности своих сотрудников и других аспектов, связанных с пандемией и ее влиянием"
Марина Сапрыкина, руководитель центра "Развитие КСО"

В рамках такого подхода Carlsberg Ukraine, например, реализует программу "Цель — 4 ноля: вместе к будущему". Имеется в виду ноль выбросов углекислого газа, ноль безответственного потребления, ноль несчастных случаев на производстве и ноль потерь воды.

Часто в экологических инициативах компаний принимают активное участие их работники. Например, сотрудники Альфа Банка в рамках проекта ECODAY наводят порядок в зонах отдыха, парках, на прибрежных территориях. А корпорация "Биосфера" инициировала в Украине плоггинг-движение — совмещение пробежки и сбора мусора. Корпорация "Биосфера" пропагандирует раздельный сбор отходов, перерабатывает бывший в употреблении полиэтилен и использует его в производстве.

фото, уборка мусора в лесах Fullscreen

ВАЖНАЯ ЭКОЛОГИЯ. Компании развивают экопроекты, ориентируясь на обозначенные ООН цели устойчивого развития

Тем временем фармацевтическая компания "Фармак" сосредоточилась на экологическом просвещении подрастающего поколения и инициировала проект "Экошкола", к которому в 2020 году присоединилась Малая академия наук Украины.

Интересной и масштабной инициативой, направленной на использование отходов производства, делятся в ДТЭК. В этой компании предлагают использовать в дорожном строительстве золо­шлаковые отходы, которые образуются после сгорания угля на теп­ловых электростанциях. На разных этапах дорожного строительства этот материал может заменить песок и минеральный порошок. Таким образом, и отходы производства будут переработаны, и природные ресурсы сохранены. Сейчас в ДТЭК, чтобы апробировать технологию, запускают пилотный проект и надеются, что в дальнейшем этот опыт распространится по всей стране.

фото, сортировка мусора Fullscreen
Важно
ЕКОЛОГІЧНІ ІНІЦІАТИВИ NESTLÉ: шлях до циркулярної економіки
ЕКОЛОГІЧНІ ІНІЦІАТИВИ NESTLÉ:  шлях до циркулярної економіки

ЧТО ДАЛЬШЕ. Ключевым станет вопрос эко­модер­ни­за­ции производства, на этом будут построены проекты КСО

Компания Nestle вместе с компанией Veolia запустили пилотный проект в Украине по защите окружающей среды и уменьшению отходов в пределах глобального обязательства Nestle: до 2025 года перейти на использование упаковок из материалов, полностью пригодных к переработке или повторному использованию. "Особое значение приобретает внедрение программы зеленого восстановления экономики в ЕС — Европейского зеленого курса, — основной целью которой выступает декарбонизация экономики [снижение выбросов углекислого газа] ради достижения климатической нейтральности европейского континента до 2050 года", — уточняет Ольга Бойко. То есть в ближайшие годы для многих компаний станет ключевым вопрос экомодернизации производства, и КСО-проекты будут сосредоточены на этом направлении. Укргазбанк, для которого экология — один из ключевых приоритетов, обещает кредитовать именно такие зеленые инициативы.

По словам Бойко, пандемия коронавируса и карантин также создали для экологии новую проб­лему, решение которой требует участия бизнеса. Речь идет об ответственном обращении с медицинскими отходами, в частности индивидуальными средствами защиты (одноразовыми масками и перчатками).