На страже. Как украинский бизнес помогает бороться с эпидемией коронавируса
Как украинский бизнес помогает бороться с эпидемией коронавируса и решать социальные, экологические и другие проблемы в государстве
Осенью 2020 года в информационном пространстве горячо обсуждали неэффективное использование средств бюджетного фонда по борьбе с COVID-19. В частности, вопросы вызывали задержки в закупке оборудования для больниц, в том числе аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Эксперты сетовали, что госструктуры, в том числе Минздрав, оказались неэффективными распорядителями госсредств.
Во время карантинных ограничений пострадал малый и средний бизнес. Крупные компании предложили помощь предпринимателям
Вместе с тем работающий в Украине социально ответственный бизнес с самого начала эпидемии активно включился в борьбу с COVID-19 и без проволочек, свойственных забюрократизированной государственной машине, начал поставлять в больницы оборудование, средства индивидуальной защиты, медикаменты. Сложившаяся весной ситуация мобилизовала многие компании.
Эффективнее госмашины
Как подсчитали в центре "Развитие КСО", на борьбу с эпидемией COVID-19 бизнес уже потратил 1,55 млрд грн. За эти деньги компании закупили 1,4 млн средств индивидуальной защиты, 360 ИВЛ, 75 других аппаратов и систем диагностики, 72,7 тыс. экспресс-тестов на коронавирус, 37,3 тыс. л дезинфицирующих средств. Помощь от бизнеса поступила в 272 больницы и станции скорой помощи. Это только видимая часть айсберга, поскольку весь объем помощи бизнеса в борьбе с COVID-19 сложно оценить в конкретных цифрах. Для сравнения: на деньги бюджетного фонда борьбы с COVID-19 по состоянию на октябрь 2020 года не закупили ни аппаратов ИВЛ, ни другого оборудования для больниц, а на обеспечение лабораторий и закупку средств индивидуальной защиты по всей стране израсходовали лишь 600 тыс. грн.
Крупная Сумма. Компании и банки с начала карантина направили на борьбу с эпидемией более 1,55 млрд грн
В борьбу с COVID-19 в 2020 году включились сотни компаний из разных секторов экономики. В частности, 25 млн грн на помощь 25 больницам из 13 областей Украины направила "Новая почта". Доставку благотворительных грузов она осуществила за свой счет. Компания PepsiCo в Украине на поддержку медиков, больниц и людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, направила 30 млн грн. ПриватБанк выделил для украинских больниц около 31 млн грн. За эти средства поставили 28 аппаратов ИВЛ и другое необходимое оборудование. Мобильный оператор Vodafone на помощь стране во время пандемии направил более 60 млн грн, что включает как прямую финансовую помощь на закупку ИВЛ и средств защиты для врачей, так и бесплатно предоставленные услуги связи. Корпорация Roshen до конца апреля 2020 года вложила в борьбу с коронавирусом около 80 млн грн. Кроме прочего за эти средства закупали надежные защитные костюмы для медиков.
Бизнесмен Ринат Ахметов объединил ресурсы своих предприятий и направил на борьбу с пандемией 300 млн грн. В частности, компания ДТЭК (входит в группу СКМ) вместе с Фондом Рината Ахметова передали медикам Ивано-Франковской, Львовской, Днепропетровской, Луганской, Запорожской и Донецкой областей 80 тыс. экспресс-тестов для диагностики коронавируса и 80 современных высококлассных аппаратов ИВЛ. Такую аппаратуру получили и районные больницы, которые выделены в категорию опорных в борьбе с пандемией. "Мы сконцентрировались на тех регионах, где работают наши предприятия, где живут семьи наших шахтеров и энергетиков. Еще в декабре прошлого года ДТЭК подписал с Донецкой, Луганской, Ивано-Франковской и Львовской областями Меморандум о сотрудничестве. И когда пандемия пришла в Украину, наша помощь начала поступать в регионы практически сразу. Наши представители начали работать в штабах при обладминистрациях, в тесной связке с губернаторами определяли текущие потребности больниц, а Фонд Рината Ахметова обеспечивал закупку и поставку оборудования", — рассказали в компании ДТЭК.
Цели, утвержденные ООН, включают 17 пунктов, среди которых чистая вода, чистая энергетика, ответственное потребление и производство
Общий объем средств, направленных на борьбу с коронавирусом группой "Нафтогаз", составил 640 млн грн. В рамках проекта "Мрія" группа приобрела оборудование и защитные костюмы для 287 больниц. Перечень необходимого согласовывали с Минздравом. Из-за границы помощь в страну доставляли украинские самолеты-гиганты Ан-225 "Мрія" и Ан-22 "Антей". Кроме того, группа "Нафтогаз" профинансировала покупку средств защиты для проведения безопасного ВНО.
ЧЕМ ПОМОГЛИ. Бизнес купил 1,4 млн средств защиты, 360 ИВЛ, 75 систем диагностики, 72,7 тыс. экспресс-тестов
Учитывая, что во время карантинных ограничений в Украине наиболее пострадал малый и средний бизнес (МСБ), некоторые крупные компании предложили помощь этой категории предпринимателей. В частности, в таком направлении работает Rozetka, которая совместно с платежной системой Visa запустила проект по предоставлению грантов МСБ. Кроме того, Visa открыла платформу для поддержки предпринимателей. И это только немногие примеры из нескольких сотен кейсов КСО.
"В первом полугодии КСО управляли в ручном режиме, без утвержденных стратегий все решалось здесь и сейчас, а основную роль играли решения собственников и руководителей бизнеса, — обобщает Марина Сапрыкина, руководитель центра "Развитие КСО". — В июле — сентябре произошел переход от ручного управления к стратегическим задачам с меньшим вовлечением топов". По словам собеседницы Фокуса, рост заболеваемости осенью 2020 года привел к смещению приоритетов бизнеса в сторону повышения безопасности своих сотрудников и других аспектов, связанных с пандемией и ее влиянием.
Не только COVID-19
Наибольшую активность в борьбе с коронавирусом бизнес проявлял весной 2020 года, когда в стране действовали жесткие карантинные ограничения. По наблюдениям Сапрыкиной, во втором полугодии 2020 года фокус со здравоохранения в КСО-проектах бизнеса сместился, поскольку создавалось впечатление, что лидирующую роль в решении этих вопросов берет на себя правительство. Компании вернулись к своим проектам КСО, которые были намечены до коронакризиса.
ДЕНЕГ НЕТ? На деньги госфонда борьбы с COVID-19 на октябрь 2020 года не закупили ни аппаратов ИВЛ, ни другого оборудования
ВажноПо наблюдениям Ольги Бойко, координатора Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), лишь немногие предприятия сократили свои КСО-программы и урезали бюджеты. Некоторые их переориентировали или даже увеличили и расширили. Одни перенаправили ресурсы на помощь сотрудникам и громадам, в том числе за счет сокращения маркетинговых расходов. Другие использовали это время для обновления своих политик и определения новых приоритетов. "Если в начале года мы наблюдали усиленное участие бизнеса в преодолении последствий коронавируса, то сейчас бизнес пытается адаптировать ранее приостановленные программы к новой реальности, — продолжает Ольга Бойко. — Мероприятия переходят полностью в онлайн-формат или проводятся в удаленном режиме. Впрочем, удалось реализовать не все проекты, ведь безопасность и здоровье людей сейчас превыше всего". По наблюдениям собеседницы Фокуса, сегодня сотрудники вовлекаются в инициативы работодателей гораздо активнее, чем раньше, что объясняется переосмыслением ценности корпоративных социальных программ и их положительного влияния на бренд работодателя.
Еще один фокус — образование, работа с молодежью, поддержка местных громад и уязвимых групп населения, гендерное равенство. По словам Сапрыкиной, в StarLightMedia приняли корпоративную политику по противодействию домашнему насилию и запустили линию психологической помощи. А компания Corteva Agriscience провела большую программу для женщин-фермеров.
КСО КАК ЦЕЛЬ. Многие компании во втором полугодии вернулись к реализации проектов, которые были в плане до начала пандемии
Вместе с тем некоторые направления КСО в 2020-м остались без должного внимания со стороны бизнеса. В их числе в центре "Развитие КСО" выделяют помощь селу и сельским школам, где низкий уровень доступа к интернету усиливает неравенство между сельскими и городскими жителями. Второе незаслуженно забытое направление — культура, заметно пострадавшая из-за карантинных ограничений. Сейчас центр "Развитие КСО" вместе с Украинским культурным фондом запускает цикл мероприятий, чтобы наладить партнерство между бизнесом и представителями культуры.
Экология — в центре
Во втором полугодии 2020 года компании вновь начали уделять внимание экологии и сортировке отходов. Марина Сапрыкина отмечает тенденцию к осознанию вклада компаний в устойчивое развитие с минимальным воздействием на окружающую среду. В пример она приводит IDS Borjomi, где разработали КСО-приоритеты на основе целей устойчивого развития.
ВКЛЮЧИЛИСЬ ВСЕ. Сегодня сотрудники вовлекаются в проекты КСО гораздо активнее, чем раньше
ВажноЭти цели, утвержденные ООН на период 2015–2030 годов, включают 17 пунктов, в числе которых: чистая вода и санитария, чистая энергетика, ответственное потребление и производство, борьба с изменением климата, сохранение морских экосистем. В рамках новой тенденции компании посвящают свои КСО-программы достижению одной или нескольких из названных целей. Например, инициативы, направленные на раздельный сбор и повторную переработку отходов, соответствуют направлению "ответственное потребление и производство", а снижение выбросов углекислого газа становится элементом борьбы с изменением климата.
"Рост заболеваемости COVID-19 осенью 2020-го привел к смещению приоритетов бизнеса в сторону повышения безопасности своих сотрудников и других аспектов, связанных с пандемией и ее влиянием"
Марина Сапрыкина, руководитель центра "Развитие КСО"
В рамках такого подхода Carlsberg Ukraine, например, реализует программу "Цель — 4 ноля: вместе к будущему". Имеется в виду ноль выбросов углекислого газа, ноль безответственного потребления, ноль несчастных случаев на производстве и ноль потерь воды.
Часто в экологических инициативах компаний принимают активное участие их работники. Например, сотрудники Альфа Банка в рамках проекта ECODAY наводят порядок в зонах отдыха, парках, на прибрежных территориях. А корпорация "Биосфера" инициировала в Украине плоггинг-движение — совмещение пробежки и сбора мусора. Корпорация "Биосфера" пропагандирует раздельный сбор отходов, перерабатывает бывший в употреблении полиэтилен и использует его в производстве.
ВАЖНАЯ ЭКОЛОГИЯ. Компании развивают экопроекты, ориентируясь на обозначенные ООН цели устойчивого развития
Тем временем фармацевтическая компания "Фармак" сосредоточилась на экологическом просвещении подрастающего поколения и инициировала проект "Экошкола", к которому в 2020 году присоединилась Малая академия наук Украины.
Интересной и масштабной инициативой, направленной на использование отходов производства, делятся в ДТЭК. В этой компании предлагают использовать в дорожном строительстве золошлаковые отходы, которые образуются после сгорания угля на тепловых электростанциях. На разных этапах дорожного строительства этот материал может заменить песок и минеральный порошок. Таким образом, и отходы производства будут переработаны, и природные ресурсы сохранены. Сейчас в ДТЭК, чтобы апробировать технологию, запускают пилотный проект и надеются, что в дальнейшем этот опыт распространится по всей стране.
ВажноЧТО ДАЛЬШЕ. Ключевым станет вопрос экомодернизации производства, на этом будут построены проекты КСО
Компания Nestle вместе с компанией Veolia запустили пилотный проект в Украине по защите окружающей среды и уменьшению отходов в пределах глобального обязательства Nestle: до 2025 года перейти на использование упаковок из материалов, полностью пригодных к переработке или повторному использованию. "Особое значение приобретает внедрение программы зеленого восстановления экономики в ЕС — Европейского зеленого курса, — основной целью которой выступает декарбонизация экономики [снижение выбросов углекислого газа] ради достижения климатической нейтральности европейского континента до 2050 года", — уточняет Ольга Бойко. То есть в ближайшие годы для многих компаний станет ключевым вопрос экомодернизации производства, и КСО-проекты будут сосредоточены на этом направлении. Укргазбанк, для которого экология — один из ключевых приоритетов, обещает кредитовать именно такие зеленые инициативы.
По словам Бойко, пандемия коронавируса и карантин также создали для экологии новую проблему, решение которой требует участия бизнеса. Речь идет об ответственном обращении с медицинскими отходами, в частности индивидуальными средствами защиты (одноразовыми масками и перчатками).