Армия вместо тюрьмы: почему депутаты решили не наказывать за дезертирство
Рада предлагает смягчить наказание для дезертиров. Согласно новому законопроекту, избежать уголовной статьи удастся, если солдат впервые совершил правонарушение, раскаялся и готов вернуться на службу. Фокус разбирался, с чем связано дезертирство в армии и какие масштабы проблемы.
За самовольный уход из воинской части, а также за дезертирство не будут сажать в тюрьму, если до окончания расследования военный добровольно вернется на службу. Такой законопроект зарегистрировала группа депутатов во главе с председателем правоохранительного комитета ВР Сергеем Ионушасом, а также нардепами Федором Вениславским, Максимом Павлюком, Александром Бакумовым и другими.
Парламентарии считают, что проблема дезертирства в армии серьезная. Только с января по апрель 2024 года органы досудебного расследования и прокуроры зарегистрировали 10 584 уголовных производств по статье 407 УК Украины (Самовольное оставление воинской части или места службы) и 7 306 уголовных дел по статье 408 УК Украины (дезертирство).
При этом в действующем законодательстве не предусмотрена возможность освободить от уголовной ответственности тех военных, кто впервые совершили подобное уголовное правонарушение, раскаялись в содеянном и заявили, что готовы вернуться в воинскую часть. Законопроект предлагает предусмотреть такую норму. Помимо этого, чтобы дезертира освободили от уголовной ответственности, важно не только его желание продолжить службу, но и письменное согласие командира воинской части, из которой он сбежал.
За дезертирство до 12 лет тюрьмы
Самовольное оставление воинской части (СОЧ) рассматривается как временное оставление места службы без разрешения командира, либо без уважительных причин на срок более трех суток. В период действия военного положения наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.
Дезертирство трактуется как самовольное оставление части с намерением больше не возвращаться на службу. Наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет.
По словам полковника запаса ВСУ, военного эксперта Олега Жданова проблема СОЧ и дезертирства в армии весомая.
"Могу сказать, что в армии количество случаев самовольного оставления части и дезертирства измеряются тысячами. Статистика скрывается, данные засекречиваются, но проблема огромная", — говорит Фокусу эксперт.
Как только военный без уважительной причины не является на службу, командир части инициирует расследование с привлечением военной службы правопорядка (ВСП). За самовольную отлучку на срок до трех суток предусмотрена дисциплинарная ответственность. Но если военный отсутствует на службе без уважительных причин более трех суток, командир части передает информацию правоохранительным органам. В этом случае наступает уголовная ответственность.
"Судьбу таких людей решает следователь. Он определяет состав преступления. Прокуратура может предложить военному вернуться в часть, вместо тюрьмы. Но подобные действия могут быть расценены как нарушение. Поэтому нардепы хотят прописать такую норму (о возможности избежать уголовной ответственности, если военный раскаялся и готов вернуться на службу) в законе, чтобы человека без последствий могли вернуть в строй", — отмечает эксперт.
Как известно, СОЧ и дезертирством в Украине занимается Госбюро расследований, но работающих территориальных управлений по Украине всего семь. По словам адвоката в сфере военного права Олега Леонтьева, штат детективов небольшой, и физически они не могут расследовать все случаи. Часто поиск дезертиров ведется за счет военной службы правопорядка или силами самих воинских частей, что редко дает возможность обнаружить беглеца.
"Все это серьезная головная боль для командиров ВСУ. В регистрации таких дел большой провал, а многих бежавших военных не ищут", — отмечал Леонтьев в беседе с Фокусом.
Если военного, сбежавшего из части, все-таки находят, нередко такой человек изъявляют желание вернуться на службу, вместо того, чтобы отправиться в тюрьму, добавляет Жданов.
Кто виноват в дезертирстве
Основные причины самовольного оставления воинской части и дезертирства — низкая мотивация бойцов, а также сложные отношения с командиром части, считают эксперты.
"У нас государство не занимается информированием общества о воинской обязанности. Плюс остро чувствуется социальное неравенство. Кто-то по закону получает бронь от мобилизации, а кто-то — нет. Все это вызывает недовольство у широких масс. К тому же всегда есть процент тех, кто не хочет нести службу", — рассуждает Жданов.
Не последнюю роль играет перспектива неограниченной по сроку службы. Военные и раньше отмечали, что число мотивированных людей могло бы увеличиться, если бы военнообязанные знали, что через 1,5-2 года смогут вернуться к гражданской жизни, а их на фронте заменят другие бойцы.
"Очень демотивирующий фактор — если человека призывают, он покупает билет в один конец. И это неправильно", — говорил Фокусу ветеран АТО, бывший командир роты в батальоне "Айдар" Евгений Дикий.
Как известно, в закон о мобилизации, вступившем в силу 18 мая и призванным улучшить процесс призыва, так и не включили норму о демобилизации.
При этом, по мнению Дикого, дезертирство и СОЧ в украинской армии не настолько серьезная проблема, при которой части теряют боеспособность, однако число таких случаев растет.
"Причин, по которым солдаты покидают части очень много, особенно это касается личных проблем в семье или с командиром. Потом люди возвращаются и умный командир в зависимости от причины побега делает выводы по своему усмотрению. Чаще всего, учитывая нехватку личного состава, солдата, сбежавшего из-за серьезных семейных проблем, пожурят, а потом разрешат дальше служить", — отмечал эксперт в беседе с Фокусом.
Жданов добавляет, что чаще самовольно оставляют воинские части или дезертируют новобранцы. Если человек изначально не хотел в армию, он быстро примет решение бежать. Немаловажными в этом вопросе являются отношения с командиром части.
"Некоторые командиры сегодня увеличивают процент тех, кто решает дезертировать. Такие случаи стали фиксировать все чаще. Сегодня командир должен понимать ситуацию на фронте и уметь принимать решения. А такие вопросы, как умение коммуницировать с разными людьми, знание психологии — все это отходит на второй план", — продолжает Жданов.
Фокус ранее писал, что, по словам юриста Ростислава Кравца, больше 100 тысяч украинских граждан самовольно покинули воинские части. Однако этим вопросом никто не занимается.
Также Фокус отмечал, что в Украине в скором времени появится военная полиция, которая будет заниматься вопросами дезертирства.