Кто закаляет тренд. Как прогнозируют мировые тенденции на моду и еду

модели на подиуме - показ мод
Фото: pixabay.com

Мы знаем, что вы наденете следующим летом. Кто такие трендхантеры и как они формируют будущее моды и даже политики.

Мы редко задумываемся, по какой причине каждый модный сезон ведущие дизайнеры, как по команде, создают линии коллекций, выдержанные в едином стиле — на основании актуальных трендов в отдельно взятом сезоне. Ведь эскизы создаются и единицы одежды отшиваются задолго до их презентации на подиумах, в рамках столичных модных марафонов. Как получается, что законодатели моды заранее знают, что будет актуально за год или даже за два до прихода новых тенденций или обновления ретро-кодов различных модных эпох?

модели на подиуме Fullscreen
Как получается, что законодатели моды заранее знают, что будет актуально за год или даже за два до прихода новых тенденций или обновления ретро-кодов различных модных эпох?

Человеку, далекому от механизмов создания моды, может казаться, что синхронизация модных решений на подиумах — это результат работы общего бессознательного или чего-то в этом духе. На самом деле, все намного более тривиально, чем кажется со стороны.

Важно
Кто придумывает моду. Есть ли у фэшн-индустрии свои серые кардиналы или "власть" принадлежит народу?

Возвращение определенной модной эпохи, актуальность отдельно взятых цветов, оттенков и сочетаний, популярные силуэты и многое другое — результат работы особых специалистов, так называемых трендхантеров. Именно они способны прогнозировать, что будет в моде через год и даже через пять лет.

Прогнозирование тенденций — это и есть ключевой функционал для людей, занятых отслеживанием настроений в обществе. Именно они первыми узнают, чего захочет среднестатистический представитель мегаполиса или маленького городка через несколько лет. Причем, это прогнозирование касается не только модной индустрии. Такие прогнозы делают для бьюти-концернов и гигантских фарм-корпораций, впрочем, как и для продуктового ритейла и сферы развлечений. Например, такие гиганты, как Coca-Cola тратят миллионы долларов на аналитику от экспертов по тенденциям. А некоторые из них даже имеют собственный штат трендхантеров.

Эпизод из фильма "Дьявол носит Прада"

Однако что касается области фэшн-индустрии, здесь есть несколько агентств, которые системно прогнозируют модные тенденции и отслеживают динамику возвращения модных кодов различных эпох. Они заранее знают, когда в обществе начнут тосковать по Англии 1960-х или по "эпохе Бонда" 1980-х. Когда подросшее поколение снова захочет вернуться в детство или в любимые с детства фильмы — и многое другое.

Ли Эделькорт — королева трендхантеров

Одно из самых знаменитых агентств, прогнозирующих модные тренды, возглавляет голландка Ли (Лидевий) Эделькорт. Она занимается "предсказаниями" для всех хоть сколько-нибудь известных брендов одежды с середины 70-х годов прошлого века.

Лидевий Эделькорт, агентство Trend Union, тренды моды Fullscreen
Лидевий Эделькорт — основательница форекастингового агентства Trend Union

Созданное Ли Эделькорт агентство Trend Union в разное время подписывало контракты не только с домами моды и масс-маркетом. В числе клиентов "предсказателей" числится, например, корпорация Coca-Cola. Маркетологи гиганта обратились к Эделькорт в поисках правильной презентации напитка Sprite, который нужно было преподнести подрастающему поколению в начале 2000-х.

Команда трендхантеров Лидевий Эделькорт системно исследует поведенческие и настроенческие тенденции в обществе, чтобы понимать, куда мир будет двигаться в ближайшие несколько лет.

Именно компания Эделькорт спрогнозировала всплеск инфантилизма в обществе и возвращение к "детским" модным решениям для больших домов моды. Так на подиумы пришли футболки с разноцветными логотипами и другими явными кодами инфантилизма от моды. По мнению Ли Эделькорт, люди устают от ежедневного стресса и рутины — и им хочется, как в детстве, спрятаться, выстроив вокруг себя "броню" инфантильности.

тренды, модель на подиуме, инфантильность Fullscreen
Эделькорт спрогнозировала всплеск инфантилизма в обществе и возвращение к "детсковатым" модным решениям

Кстати, этот тренд бросается в глаза на примере киноиндустрии. Именно там мы заметили "нашествие" супергероев, и появление мультфильмов, рассчитанных на взрослых людей — young adults.

В поле — не один воин

Еще один гигант на поприще прогнозирования трендов — это агентство WGSN, основанное в 1998 году. Компания занимается прогнозами трендов в сфере моды, декора интерьеров, экстерьеров и даже — пищевыми и кондитерскими трендами для ресторанов и производителей снеков.

А вот прогноз приближающейся эпохи "общества без возраста" сделало другое агентство по изучению трендов — LS:N Global. Из их отчета следовало, что биологический возраст теряет важность, потому что пожилые люди носят одежду для молодежи, пользуются теми же гаджетами и приложениями для знакомств, что и двадцатилетние, ведут активный образ жизни, много путешествуют, а также имеют возможность продлевать молодость, сохраняя хорошую форму, бодрость и моложавый внешний вид.

В качестве наглядного подтверждения мы наблюдаем бум на моделей старше 35-ти лет. Мир моды словно стал подыгрывать именно тем, кому "за" 30, 40 и 50 лет. Впрочем, и взрослые блогеры часто более популярны или имеют не меньшее количество подписчиков, чем их юные коллеги.

Агентства макро- и микротрендов сотрудничают с целым рядом специалистов, задействованных в исследовании общественных тенденций — социологами, маркетологами, антропологами. У каждого крупного форекастингового агентства (агентства прогнозирования трендов) есть штаб-квартиры в ключевых столицах мира, а в небольших городах у компаний есть свои скауты, задача которых — подмечать микротренды локального характера и оценивать вероятность их популяризации в масштабе страны или мира.

Трендбуки диктуют тенденции мировым брендам

Отдельные специалисты отслеживают настроения и тенденции на онлайн-платформах — в Instagram, Facebook, TikTok, Twitter и других. Стоит ли упоминать, что каждое отдельно взятое поколение исследуется отдельными специалистами? Таким образом у крупных корпораций появляется информация о том, куда будет развиваться общество, какие предпочтения будут доминировать в отношении культуры, еды, политики, современных технологий и прочего. В то время как обычному человеку кажется, что смена трендов — это некое хаотичное движение.

Одновременно с глобальными подробными социологическими исследованиями макротрендов специалисты форкастинговых агентств работают с тканями, оттенками, прорабатывают актуальность различных материалов и моделей с учетом развития направления ЗОЖ, тренда на осознанное и лаконичное потребление и многого другого.

На основании всех полученных данных форкастинговые агентства составляют трендбуки — каталоги, в которых описаны будущие тенденции с перспективой как минимум на два года вперед. Дизайнерам и маркетологам трендсеттеры дают масштабные рекомендации относительно самых главных модных направлений.

модель на подиуме, крупное лого Fullscreen
Иногда аналитики агентств ошибаются, и на подиумы возвращаются игривые тенденции, вопреки ожиданиям

Впрочем, бывают ситуации, когда форекастинговые агентства дают сбой в прогнозировании. Так, в 2016 году, сотрудница WGSN озвучила в интервью для Observer, что "идея люкса изменилась — теперь считается моветоном носить лого дорогих брендов или статусные сумки". Все это имело смысл в начале 2016-го (если, конечно, не принимать в расчет потребителей люкса из Азии), но прошло несколько месяцев, и на подиумах снова воцарились все те же логотипы — вспомните сумки Louis Vuitton с монограммой или футболку Gucci с показа Resort-2017.

Так что теперь, несмотря на важность исследований, ключевые тренды все-таки задают потребители. Правда, они не всегда знают об этом. Главные задачи брендов и дизайнеров — проанализировать полученную от форекастинговых агентств информацию, перевести ее на язык визуала и продать покупателям в виде очередной модной коллекции. Вот так это все и работает!