Постковидная реальность: кто в Украине пострадает от новых налоговых правил ЕС

На днях Европейская комиссия озвучила рамки новой налоговой повестки в условиях "послековидной" экономики — Business Taxation for the 21st Century. Налоговый инспектор придет в каждую компанию и каждый европейский дом.

денежный станок, евро

На днях Европейская комиссия озвучила рамки новой налоговой повестки в условиях "послековидной" экономики — Business Taxation for the 21st Century. 

В документе излагается как долгосрочное, так и краткосрочное видение поддержки восстановления Европы после пандемии COVID-19 и делается акцент на следующих краеугольных камнях новой европейской налоговой системы:

№ 1 — глобальная реформа корпоративного налога: признается утрата в условиях цифровой экономики актуальности ключевых для прошлого века концепций "налогового резидентства" и "источника дохода" и необходимость капитального ремонта устаревшей международной системы корпоративного налогообложения. 

Главными названы вопросы распределения налоговых прав и введения общеевропейского минимального налога, который предлагается не откладывать в долгий ящик и уже в 2023 году реализовать в форме утверждения общеевропейских правил расчета налоговой базы под аббревиатурой BEFIT (Business in Europe: Framework for Income Taxation). 

При этом, новая модель заменит уже набивший оскомину проект о единой консолидированной корпоративной налоговой базе (CCCTB), пылящийся в кабинетах еврочиновников с далекого 2011 года. 

Оценивая в целом указанное предложение, следует отметить, что ничего нового в принципе не предлагается. Старушка Европа планирует двигаться в контексте предложенного ОЭСР двухкомпонентного подхода по решению налоговых проблем цифровизации экономики, а именно: внедрение гибридного принципа уплаты налога и принятие глобального противоэрозионного механизма (Global Anti-Base Erosion Proposal или GloBE), суть которого тот же единый глобальный минимальный налог на прибыль. 

Важно
Под прессом. Какие риски несут для Украины мировые стандарты налоговой прозрачности

Интересантов отсылаю к первоисточнику: "Tax and digital: OECD/G20 Inclusive Framework on BEPS invites public input on the Pillar One and Pillar Two Blueprints" (2020);

№ 2 – война с уклонистами: следующие два года (2023-24 гг.) пройдут в ЕС под лозунгом реализации нового законодательного пакета по усилению борьбы с налоговыми злоупотреблениями (Package for fair and simple taxation), представленном общественности в середине прошлого года. Пакет базируется на трех китах: 

  • 25 инициатив по усилению мер администрирования и сбора налогов, включая переход к единой в ЕС е-регистрации плательщиком НДС (расширение механизма единого окна), внесение изменений в базовую Директиву по НДС, расширение автоматического обмена информацией на криптоактивы и электронные деньги;
  • пересмотр Директивы об административном сотрудничестве (DAC7), что позволит налоговым службам стран – членов ЕС автоматически обмениваться информацией о доходах, получаемых продавцами на цифровых платформах; 
  • реформа Кодекса поведения (Tax Good Governance) и внесение поправок в правила формирования "черного" списка не сотрудничающих с ЕС юрисдикций. 

Кстати, новая версия Кодекса попробует заставить крупные компаний публиковать свои эффективные налоговые ставки, а также станет противодействовать использованию подставных транзитных компаний и схем избегания налогообложения через тонкую внутригрупповую капитализацию (кредит вместо инвестиции);

№ 3 — Зеленый курс (European Green Deal) и стратегическая промышленная цель ЕС по "выравниванию возможностей" между европейскими компаниями и конкурирующими с ними компаниями из других стран.

Под воздействием экономического кризиса Зеленый курс претерпел колоссальную трансформацию и из в целом налогово-нейтральной инициативы по сокращению выбросов углерода перерос в сверхагрессивный протекционистский план по введению ряда новых налогов и сокращению налоговых льгот и преференций, в частности: 

  • пересмотр энергетической Директивы по налогообложению (Council Directive 2003/96/EC) в части урезания минимальных уровней налогообложения продуктов энергии и освобождений (полных или частичных) от налогообложения (Украине в рамках евроинтеграционных процессов также придется адаптировать новую версию Директивы);
  • введение механизма "углеродной" защиты рынков ЕС (Carbon Border Adjustment Mechanism или CBAM), представляющий собой введение особой разновидности ввозной пошлины и предложение по пересмотру системы торговли выбросами в ЕС (ETS). 

Принцип нового налога — взимать плату за товары, импортируемые в ЕС, на основе выбросов, что возникают при их производстве из юрисдикций, применяющих менее строгие правила для борьбы с изменением климата (уменьшению выбросов СО2) или использующих "вредное" субсидирование таких товаров. 

Новый механизм, во-первых, вероятнее всего затронет и ряд украинских товаров с высоким углеродным следом, в частности продукцию металлургической и цементной промышленности, а во-вторых, по мнению некоторых промышленников (например немецких), может привести к "бегству" производств из ЕС; 

№ 4 — цифровой переход: налогообложение цифровой экономики также планируется сделать "дойной коровой" бюджетов. 

Для этих целей уже придуман новый налог – цифровой (digital levy), который заменит более ранние прожекты еврочиновников, например Digital Services Tax 2018 года. Подробности его пока не раскрываются. 

Важно
Налог на пустые дома. Как в Канаде наполняют бюджет во время коронакризиса

И, наконец, рефреном к указанным магистральным направлениям новой налоговой политики идут менее масштабные "пожелания", приводящие к наполнению пустующих бюджетов, разработка которых планируется уже к концу текущего года:

  • на фоне достижения исторически максимальных размеров базовых ставок НДС, проводить политику усекновения неэффективных пониженных ставок и пересмотр освобождений от налога (новый аргумент в Украине сторонникам отмены пониженных ставок на сельхозпродукцию – 14% и лекарства – 7%);
  • расширение пигуанского подхода к загрязнителям окружающей среды (подразумевается призыв к взрывному поднятию экологических налогов);
  • не забывать об акцизах на табак и алкоголь, а также имущественных налогах как "относительно эффективном способе увеличения налоговых поступлений".

Если упрощенно резюмировать, то налоговая политика (а может и инспектор) окончательно придет в каждую компанию и каждый европейский дом.

Первоисточник.

Публикуется с согласия автора.