Машина без тормозов. Почему Ахметов с Аваковым хотят сломать турборежим Зеленского-Ермака

В настоящее время украинская модель власти — это машина без тормозов. Именно поэтому "коалиция Ахметова-Авакова" решила сломать стоп-кран и остановить турборежим Зеленского-Ермака.

Президент Владимир Зеленский, бизнесмен Ринат Ахметов и экс-глава МВД Арсен Аваков
"Коалиция Ахметова-Авакова" решила остановить турборежим Зеленского-Ермака.
Related video

Вызвавшее столько шума интервью Арсена Авакова с Натальей Влащенко — не просто перчатка, которую бывший министр внутренних дел бросил в лицо президенту Владимиру Зеленскому. Это напоминание о системных проблемах конституционной архитектуры Украины.

Отсутствие сдержек и противовесов в системе управления, которая является слишком персонализированной и, следовательно, слишком зависимой от того, с какой ноги встает один человек и кто имеет доступ к его ушам.

В настоящее время украинская модель власти — это машина без тормозов. Именно поэтому "коалиция Ахметова-Авакова" решила сломать стоп-кран, чтобы остановить турборежим Зеленского-Ермака.

К сожалению, величие Соединенных Штатов соблазняет многих американской системой правления. Но ирония заключается в том, что приверженцы президентской формы правления не очень хорошо понимают американский конституционализм. Потому что президентство задумывалось отцами-основателями США как некий антипод привычке популярных ныне президентов.

Согласно американской конституции, президент — это точно не народный избранник, избранный для нападок на коррумпированные элиты от имени "простых людей" (или, как выразился Трамп, "осушения вашингтонского болота").

Институт выборщиков был задуман как гарантия от президента-популиста. Как ворота, защищавшие конституционную архитектуру Соединенных Штатов от крайностей народной любви, голосующей сердцем, а не разумом.

Избиратели (или, согласно другому правописанию, выборщики), которых в соответствии с Конституцией США НАЗНАЧАЕТ (не избирает!) "каждый штат способом, установленным законодательным собранием штата", по замыслу отцов-основателей должны были быть моральными авторитетами, а не политиками или проводниками народной воли. Вот почему избирателями не могут быть "ни сенаторы, ни представители, ни кто-либо другой, занимающий оплачиваемую или общественную должность в госаппарате США".

Важно
Гуртом i батька легше бити. Какой сигнал послал Аваков Зеленскому в интервью каналу Ахметова
Гуртом i батька легше бити. Какой сигнал послал Аваков Зеленскому в интервью каналу Ахметова

Таким образом, после смерти Вашингтона избирательная система США стала политизированной, а избиратели стали проводниками партийных интересов. Но в 19-м и начале 20 века, до Франклина Рузвельта, США были государством, где главным центром управления был Конгресс, а не Белый дом.

Достаточно сравнить символическую архитектуру правительственных зданий американской столицы, чтобы понять, какая роль отводилась законодательному органу и главе исполнительной власти. Недаром Вудро Вильсон, два срока которого на посту президента США состоялись в 1913-1921 годах, называл американскую форму правления "правительством Конгресса" — парламентским правительством.

Еще одной гарантией от президента-популиста было групповое выдвижение кандидатов, выбранных патриархальными элитами из числа опытных политиков, со всеми амбициями войти в Белый дом в таких ресурсоемких областях.

Одним словом, хотя американская модель стала архетипом президентской формы правления, долгое время она гораздо больше напоминала европейскую модель подбора премьер-министра политичекими элитами, чем политическую элиту, а не латиноамериканскую популистскую модель, в которой между избирателями и президентом стояли только избирательные урны и никаких меритократичесских шлюзов.

Таким образом, у политических экстремистов, таких как Джозеф Маккарти, долгое время не было шансов стать президентом Соединенных Штатов, а откровенные популисты, такие как Хуан Доминго Перон, дважды становились президентом Аргентины.

Важно
Заграница не поможет. Почему настоящую демократию украинцам придется строить самим
Заграница не поможет. Почему настоящую демократию украинцам придется строить самим

А теперь вернемся к вызову Авакова, брошенного президенту Зеленскому. Меня интересует, в основном, цель этого демарша: в украинских элитах сформировался заппрос на изменение конституционной архитектуры государства, призванной сделать ее более сбалансированной и менее популистской? Или же они (элиты) стремятся лишь приструнить (или заменить) амбициозного президента, вышедшего из-под их контроля? Если второе, то рано или поздно они получат украинского Лукашенко, который не терпит никаких других центров власти в стране, кроме самого себя.

Потому что такой "царский синдром" заложен в самой системе президентского правления, когда человек, за которого, как правило, проголосовало менее половины избирателей (потому что явка всегда далека от 100%), получает право говорить от имени нации и считать себя олицетворением народного представительства и действовать "в интересах простых людей".

Ахметова и Авакова можно много в чем упрекнуть. Но в чем их упрекнуть нельзя, так это в недостатке системности. Поэтому крайне интересно, готовы ли они лоббировать системные изменения в самом здании украинского государства. Потому что в Украине пора требовать смены системы, а не президента.

Первоисточник.