Хеопсу и не снилось. Как долговая пирамида сделала Китай самой большой стройкой мира
Всего за 30 лет Китай из бедной страны превратится в мощное государство, с претензиями на мировое господство. Одна из причин такого стремительного роста — Большое строительство по-китайски. Несмотря на созвучность терминов оно имеет мало общего с тем, что происхдит в Украине.
Китай — это государство-феномен. По крайней мере, с экономической точки зрения. А все потому, что Китай сделал невозможное. Всего за 30 лет он смог из бедного государства превратится в мощное, развитое государство, с претензиями на мировое господство.
И сегодня я хочу рассказать про одну из причин такого стремительного роста Китая. Я буду это назвать Большой стройкой. По простой причине. В истории еще не существовало государства, которое бы за такой короткий период построило так много.
Для понимания масштабов китайского Большого строительства приведу несколько цифр.
Китай — мировой лидер по количеству небоскребов -1400 шт. В США только 800. Китай — мировой лидер по количеству современных мостов — почти 1 млн. Многие из них — это сложнейшие инженерные решения. Длина железнодорожного полотна превышает 100 тыс км и здесь КНР отстает только от США, но при этом является лидером по длине высокоскоростных линий ж/д — 38 000 км. И это все было построено за последние три десятка лет.
В Украине сейчас тоже идет Большая стройка, но несмотря на созвучность слов, большую стройку в Китае не нужно сравнивать с нашей. И речь не только в масштабе, но и подходе.
Большая стройка — это не просто строительство дорог. Это когда государство развивает свою экономику и внутренний рынок за счет госзаказа.
Государство в Китае является основным инвестором в строительство инфраструктуры, для иностранных компаний и производителей этот рынок практически закрыт. В 2001 году Китай стал членом ВТО, но до сих пор не присоединился к Соглашению по госзакупкам в рамках ВТО. Причина кроется в том, что система госзакупок в Китае не отвечает правилам ВТО, а китайцы не готовы открывать рынок госзакупок, как того требует соглашение.
И когда Китай тратит деньги на инфраструктуру, то он тратит их на создание своих компаний внутри страны. Он не покупал локомотивы Siemens или Alstom. Он создавал свое предприятие — CRRC. Сейчас это крупнейшее в мире предприятие по производству железнодорожного транспорта.
Почему? Потому что 90% заказов этому предприятию обеспечивает сам Китай.
Или еще одна цифра. В 2020 году Китай произвел чуть больше 1 трлн тонн стали. По уровню производства стали Китай производит больше, чем все остальные страны мир вместе взятые, в том числе и западные.
А знаете, куда он он девает эту сталь? Данные за 2020-й я не нашел, но есть за 2015-й. В тот год Китай произвел 800 млн тонн стали. Из них 700 млн ушло на внутреннее потребление. Только на строительство ушло 356 млн стали. Это те же мосты, небоскребы и железные дороги.
Фактически, даже на этих нсольих примерах видно, что современный Китай — это одна Большая стройка!
А теперь давайте расскажу, откуда китайцы берут на все это деньги.
Если верить официальной статистике, то они, хоть и финансируют инфраструктурные проекты, но при этом умудряются не влазить в долги. И на протяжении последних лет у них довольно небольшой официальный дефицит бюджета — не больше 2-3%.
Однако, в 2016 году издание Economist в своей статье написало, что по оценкам МВФ реальный дефицит бюджета Китая значительно больше и может достигать 10%! Ссылка для интересующихся вот тут.
А все из-за роста долга местных органов власти, который не учитываются в бюджете.
Как так получилось?
Местные власти ограничены объемами средств, которые они могут получить из центрального бюджета. Также есть ограничения на уровень долга.
В обычной ситуации для чиновника это стало бы поводом ничего не делать. Денег то нет. В Китае все иначе. Китайские власти очень зацикленны на экономическом росте.
ВажноИ карьера каждого местного чиновника зависит от того, насколько успешно он развивает свой регион.
Потому такая зависимость карьеры от экономического роста привела к тому, что чиновники начали искать альтернативные способы финансирования проектов, которые могут увеличить экономический рост.
И так появился механизм финансирования органов местной власти — local government financial vehicles (LGFV). Это компании, которые создаются специально для того, чтобы привлекать долговое финансирование для государственных проектов, в обход ограничений центрального правительства. И по сути, это является скрытым долгом государства.
Таких компаний в Китае более 700 тыс. Реальный уровень задолженности по этим компаниям не знает никто, но по оценкам Standart & Poor’s он может достигать 5,6 трлн дол.