50 самых популярных брендов Украины 2013 года
Курятина "Наша Ряба", пиво "Чернігівське" и сладости Roshen — вот что по душе украинцам. По крайней мере именно эти бренды вошли в первую тройку рейтинга самых популярных продовольственных брендов Украины. "Наша Ряба" не сдает своих позиций уже четвертый год подряд, значительно опережая своих соперников. Ее успех определяется в первую очередь развитой сетью дистрибуции, довольно агрессивным поведением на рынке и в то же время грамотными рекламными кампаниями. За прошлый год ТМ "Наша Ряба" увеличила объемы продаж в Украине на 500 млн грн. — до 5,6 млрд грн. На втором месте — ТМ "Чернігівське", внутренние продажи которой за прошлый год достигли 3,89 млрд грн. Это позволило пивной марке обойти сладкий бренд Roshen на 500 тыс. грн.
Прорывом года можно смело назвать ТМ "Хлібний Дар", которая в нынешнем списке заняла четвертую позицию. За год этот водочный бренд увеличил продажи почти на 1 млрд грн. — до 2,36 млрд грн.
Среди участников рейтинга 14 новичков, причем один из них сразу же ворвался в первую десятку. Это водочный бренд "Мороша". Торговая марка принадлежит холдингу Global Spirits, у которого уже есть сильный и успешный бренд "Хортиця". И хотя ТМ "Мороша" появилась всего два года назад, она уже успела занять прочные позиции на рынке и даже обогнать ТМ "Хортиця". По итогам 2012 года продукции под ТМ "Мороша" было продано на 500 тыс. грн. больше, чем ТМ "Хортиця".
Если в прошлогоднем списке фаворитами были пиво и алкоголь, то в этом большинство позиций принадлежит маркам, под которыми выпускается колбасная и мясная продукция. По итогам минувшего года совокупные продажи 10 мясных брендов, вошедших в рейтинг, превысили 9,12 млрд грн. Производители крепкого алкоголя заработали более 8,55 млрд грн. На третьем месте по выручке — пивные бренды, на счету которых более 9 млрд грн. Интересно, что все шесть пивных марок принадлежат транснациональным компаниям, таким как "САН ИнБев Украина", Carlsberg Group и "Эфес Украина". Всего же 50 самых успешных брендов Украины за прошлый год заработали более 44,8 млрд грн.
В этом году собирать финансовую информацию оказалось довольно непростой задачей. Благодаря бурной деятельности контролирующих органов украинский бизнес стал еще более закрытым. Компании-производители неохотно делятся своими результатами, а некоторые их и вовсе не разглашают, не желая дразнить конкурентов и рейдеров своими успехами.
50 самых популярных брендов Украины
1. Наша Ряба
Продажи 2012: 5,6 млрд грн.
Год создания: 2001
Компания-производитель: "Мироновский хлебопродукт"
Событие года: Провели масштабную рекламную кампанию "Заботясь о вас" и запустили новый имиджевый ролик "Ей понравилось"
2. Чернігівське
Продажи 2012: 3,9 млрд грн.
Год создания: 1988
Компания-производитель: Корпорация "САН ИнБев Украина"
Событие года: Линейку пополнили европейское пиво премиум-класса "Чернігівське GOLD", оригинальный рецепт которого создан совместно экспертами из Украины и Германии, а также "Чернігівське Особливе. Рецепт №28", которое варится лимитированными партиями
3. Roshen
Продажи 2012: 3,4 млрд грн.
Год создания: 2000
Компания-производитель: Кондитерская корпорация Roshen
Событие года: В ассортименте ТМ ROSHEN появился "Зефир в шоколадной глазури", срок годности которого составляет всего 15 суток
4. Хлібний Дар
Продажи 2012: 2,37 млрд грн.
Год создания: 2002
Компания-производитель: "Национальные алкогольные традиции"
Событие года: В прошлом году ТМ "Хлібний Дар" отметила свое 10-летие, а также прошла сертификацию на соответствие международным стандартам и получила национальный знак экологической маркировки
5. Оболонь
Продажи 2012: 1,88 млрд грн.
Год создания: 1992
Компания-производитель: Корпорация "Оболонь"
Событие года: Под ТМ "Оболонь" вышла новая серия слабоалкогольных напитков Rio, которая объединила три вкуса: "Пина Колада", "Маргарита" и "Мохито"
6. Конти
Продажи 2012: 1,82 млрд грн.
Год создания: 1997
Компания-производитель: Группа "Конти"
Событие года: Под ТМ "Конти" появилось сразу несколько видов конфет, а также снэки со сливочным суфле Dubliss
7. Щедро
Продажи 2012: 1,5 млрд грн.
Год создания: 2005
Компания-производитель: "Агрокосм"
Событие года: Ассортимент бренда пополнился шестью новинками в разных категориях, в частности, кетчупом "Барбекю" с цельномолотыми специями, а также острым соусом "Сальса огненная" с кусочками красного перца
8. Мороша
Продажи 2012: 1,303 млрд грн.
Год создания: 2011
Компания-производитель: Холдинг Global Spirits
Событие года: По итогам прошлого года ТМ "Мороша" стала самым быстрорастущим алкогольным брендом Украины
9. Хортиця
Продажи 2012: 1,302 млрд грн.
Год создания: 2003
Компания-производитель: Global Spirits
Событие года: ТМ "Хортиця" среди алкогольных напитков первой в Украине получила статус Organic
10. Торчин
Продажи 2012: 1,26 млрд грн.
Год создания: 1994
Компания-производитель: "Nestle Украина"
Событие года: Вывели на рынок новую категорию продуктов — маринады "Торчин" для разных видов мяса, начали продажу серии приправ "Торчин Духмяна"; весной ТМ обновила дизайн всей линейки соусов
11. Садочок
Продажи 2012: 1,24 млрд грн.
Год создания: 2002
Компания-производитель: "Сандора", группа PepsiCo
Событие года: Весной под ТМ "Садочок" в продаже появился березово-яблочный сок, а также томатный и яблочный соки прямого отжима
12. Рогань
Продажи 2012: 1,16 млрд грн.
Год создания: 1993
Компания-производитель: Корпорация "САН ИнБев Украина"
Событие года: Линейка ТМ "Рогань" пополнилась новым видом пива "Два Хмеля", для приготовления которого используются два импортных сорта хмеля – "Голдингз" и "Наггет"
13. Львівське
Продажи 2012: 1,05 млрд грн.
Год создания: 1715
Компания-производитель: "Львовская пивоварня", Carlsberg Group
Событие года: ТМ "Львівське" вывела на рынок новый лимитированный сорт темного пива "Львівське Різдвяне", которое выпускается специально к Рождественским праздникам
14. Prime
Продажи 2012: 933 млн грн.
Год создания: 2006
Компания-производитель: Группа компаний "Олимп"
Событие года: Новинка линейки ТМ – Prime EVO, которая стала еще одним дополнением субпремиального сегмента
15. Sandora
Продажи 2012: 872,9 млн грн.
Год создания: 1997
Компания-производитель: "Сандора", группа PepsiCo
Событие года: Весной под ТМ Sandora в продаже появились оригинальные соки "Овощной коктейль"
16. Nemiroff
Продажи 2012: 811,2 млн грн.
Год создания: 1994
Компания-производитель: Украинская водочная компания Nemiroff
Событие года: Несмотря на то что бренд не представил никаких новинок, Nemiroff удается удерживать стабильный уровень продаж и наращивать объемы производства
17. Моршинська
Продажи 2012: 782,9 млн грн.
Год создания: 1995
Компания-производитель: Моршинский завод минеральных вод "Оскар", IDS Group
Событие года: ТМ "Моршинська" запустила новую кампанию с участием Русланы Лыжичко, основное сообщение которой — "Справжня, природна, карпатська..."
18. Ятрань
Продажи 2012: 749,4 млн грн.
Год создания: 2002
Компания-производитель: Мясокомбинат "Ятрань"
Событие года: Технологи предприятия разработали новые виды продукции в серии "Пикник": колбаски "Альпийские белые с петрушкой" и "Кабаноси с сыром", представили сосиски "Индюша" из диетического индюшиного мяса и колбасу "Домашнюю" без консервантов, красителей и нитрита натрия
19. Істинна
Продажи 2012: 744 млн грн.
Год создания: 2009
Компания-производитель: Группа компаний "Олимп"
Событие года: ТМ "Істинна" обновила дизайн бутылки – под этикеткой, в частности, появился "поясок" со слоганом: "Тільки одна. Справжня"
20. Світоч
Продажи 2012: 690,2 млн грн.
Год создания: 1962
Компания-производитель: "Nestle Украина"
Событие года: В прошлом году ТМ "Світоч" исполнилось 50 лет; в продаже появились новые виды конфет, а также вафли "Артек" с новыми вкусами "Пломбир"
и "Шоколад"
21. Яготинське
Продажи 2012: 676,1 млн грн.
Год создания: 2009
Компания-производитель: Холдинг "Молочный Альянс"
Событие года: Ассортимент ТМ "Яготинське" пополнился сразу несколькими новинками, в частности, творогом "Домашний" в маленькой упаковке, а также термостатной сметаной "из печи"
22. Добряна
Продажи 2012: 674,7 млн грн.
Год создания: 2003
Компания-производитель: "Милкиленд"
Событие года: В линейке ТМ "Добряна" появился сыр "Янбур"
23. Zibert
Продажи 2012: 622,7 млн грн.
Год создания: 2009
Компания-производитель: Корпорация "Оболонь"
Событие года: Ассортиментный ряд ТМ Zibert пополнился светлым лагером, сваренным по старинному немецкому рецепту, – Zibert "Бочкове"
24. Фарро
Продажи 2012: 592,2 млн грн.
Год создания: 2003
Компания-производитель: "Кременчукм"ясо"
Событие года: За прошлый год ТМ "Фарро" вывела на рынок 11 видов колбас и 10 видов полуфабрикатов; а недавно бренд отметил свое десятилетие
25. Наш Сік
Продажи 2012: 555 млн грн.
Год создания: 2002
Компания-производитель: "Витмарк-Украина"
Событие года: Линейка ТМ "Наш Сік" пополнилась соком "Овощной", стартовала новая рекламная кампания "Вкус родом из детства"
26. М"ясна весна
Продажи 2012: 549,9 млн грн.
Год создания: 2009
Компания-производитель: "АПК-Инвест"
Событие года: Под ТМ "М"ясна весна" на полках магазинов появился фарш "Кулинарный" из свиного мяса, а также несколько новинок, в частности, стейк свиной "К барбекю" и свиные ребрышки "Пикник"
27. Щирий кум
Продажи 2012: 543,7 млн грн.
Год создания: 1999
Компания-производитель: Агропромышленный холдинг "Бахмутский Аграрный Союз"
Событие года: ТМ "Щирий кум" расширила ассортимент сразу несколькими новинками: паштетом, сыровялеными колбасами, а также свининой "Южнотирольская", приготовление которой схоже с приготовлением итальянской ветчины "Прошутто"
28. Галичина
Продажи 2012: 517,8 млн грн.
Год создания: 2005
Компания-производитель: "Галичина"
Событие года: В прошлом году ТМ "Галичина" представила уникальный кисломолочный продукт "Гуслянка", стартовала новая линейка йогуртов "Формула" с пророщенной пшеницей и экстрактами трав
29. Живчик
Продажи 2012: 476 млн грн.
Год создания: 1999
Компания-производитель: Корпорация "Оболонь"
Событие года: Провели всеукраинскую акцию "Остров сокровищ от Живчик" с рекламной поддержкой в эфире национальных телеканалов
30. Люкс
Продажи 2012: 470 млн грн.
Год создания: 1997
Компания-производитель: "Крафт Фудз Украина"
Событие года: Под ТМ "Люкс" появилась новинка "Люкс Екстрим" с острыми вкусами: "Шалений перець", "Дика гірчиця" и "Лютий хрін"
31. Мівіна
Продажи 2012: 457 млн грн.
Год создания: 1996
Компания-производитель: "Nestle Украина"
Событие года: Продуктовый портфель ТМ "Мівіна" пополнился новинками, среди которых обновленное картофельное пюре, супы "Горячая Кружка", а также вермишель с мясным бульоном
32. Козацька Рада
Продажи 2012: 424,5 млн грн.
Год создания: 1997
Компания-производитель: "Национальные алкогольные традиции"
Событие года: В прошлом году ТМ "Козацька Рада" исполнилось 15 лет. Компания обновила дизайн продукции: теперь на бутылке в форме старинного штофа изображен молодой черкасский казак-воин
33. Сармат
Продажи 2012: 413 млн грн.
Год создания: 1998
Компания-производитель: "Эфес Украина"
Событие года: Летом прошлого года ТМ "Сармат" провела рестайлинг линейки пива, выпустила лимитированную серию "Сармат Светлое" и начала продажу нового пива "Кружка Свіжого"
34. Чумак
Продажи 2012: 408,3 млн грн.
Год создания: 1996
Компания-производитель: "Чумак"
Событие года: ТМ "Чумак" провела редизайн упаковок, запустила линейку новых соков, а также выпустила кетчуп специально для детей
35. Геркулес
Продажи 2012: 382,4 млн грн.
Год создания: 1997
Компания-производитель: "Геркулес"
Событие года: ТМ "Геркулес" пополнила свой ассортимент двумя новинками: пельменями "Домашние" и пиццей Makarena
36. Шустов
Продажи 2012: 380 млн грн.
Год создания: 1862
Компания-производитель: Global Spirits
Событие года: В честь своего 150-летнего юбилея ТМ "Шустов" выпустила новую линейку коньяков
"Шустов-150"
37. Мясная лавка
Продажи 2012: 367 млн грн.
Год создания: 2006
Компания-производитель: "Фаворит плюс", корпорация АТБ
Событие года: Ассортимент ТМ "Мясная лавка" пополнился новинками: ветчина сырокопченая "Филейная", колбаса полукопченая "Балыковая" и колбаса вареная "Фирменная с ветчиной"
38. Пирятинъ
Продажи 2012: 361,3 млн грн.
Год создания: 2004
Компания-производитель: Холдинг "Молочный Альянс"
Событие года: Под ТМ "Пирятинъ" в продажу поступил новый вид сыра "Парменталь"
39. Славія
Продажи 2012: 359,8 млн грн.
Год создания: 2002
Компания-производитель: Холдинг "Молочный Альянс"
Событие года: Продуктовый портфель ТМ "Славія" пополнился новыми видами продукции: сметаной, ультрапастеризованным молоком, а также заквасками "Груша-ваниль" и "Яблоко-корица"
40. Amour
Продажи 2012: 302 млн грн.
Год создания: 2007
Компания-производитель: Группа "Конти"
Событие года: ТМ AMOUR представила новый шоколад "Черный трюфель" и драже "Миндаль молочный трюфель"
41. Коблево
Продажи 2012: 296 млн грн.
Год создания: 1998
Компания-производитель: Национальные алкогольные традиции
Событие года: Вышла новая премиальная линейка ТМ KOBLEVO Select, в которой представлены "Шардоне", "Каберне", "Перлина Тилігулу", "Чорноморська Рів"єра", "Мускат південний" и "Легенда Киммерії"
42. Алан
Продажи 2012: 281,4 млн грн.
Год создания: 1998
Компания-производитель: Мясоперерабатывающая фабрика "Алан"
Событие года: ТМ "Алан" отметила свое 15-летие
43. Комо
Продажи 2012: 270 млн грн.
Год создания: 1997
Компания-производитель: "Дубномолоко"
Событие года: ТМ в свой ассортимент ввела новый формат фасованного сыра – брусок весом 150 граммов
44. Ажур
Продажи 2012: 261,4 млн грн.
Год создания: 2008
Компания-производитель: Компания "Элит"
Событие года: В прошлом году подписали контракт с Walt Disney Company и начали выпускать мороженное согласно стандартам качества компании с героями мультфильмов на упаковке
45. Юбилейный
Продажи 2012: 220,2 млн грн.
Год создания: 1996
Компания-производитель: МК "Юбилейный"
Событие года: Линейка бренда пополнилась оригинальным продуктом – сосисками с паприкой "Паприччо", в состав которых входит говядина, свинина, сало, куриное филе, молоко и пряности
46. Три медведя
Продажи 2012: 180 млн грн.
Год создания: 2001
Компания-производитель: "Три медведя"
Событие года: ТМ "Три медведя" вывела на рынок четыре вида мороженого и сразу десять видов полуфабрикатов. Уникальным предложением стали три мини-пиццы Don Pizzeron
47. Колбасный ряд
Продажи 2012: 133,4 млн грн.
Год создания: 2005
Компания-производитель: "Фаворит плюс", корпорация АТБ
Событие года: "Колбасный ряд" пополнился новинками – вареными колбасами "Молочная" и "Славянская", а также полукопченой "Чесночная"
48. Jaffa
Продажи 2012: 121 млн грн.
Год создания: 1995
Компания-производитель: "Витмарк-Украина"
Событие года: Проведен перезапуск бренда, в результате на рынок вместо нескольких суббрендов выведена новая линейка под единым брендом Jaffa. Кроме того, Jaffa появилась и в новом для страны формате Tetra Prizma 0,33 литра с крышкой DreamCap
49. Добров
Продажи 2012: 86,4 млн грн.
Год создания: 2007
Компания-производитель: "Фаворит плюс", корпорация АТБ
Событие года: ТМ "Добров" изменила внешний вид этикетки, а ассортимент пополнился 10 новыми видами продукции, среди которых полукопченая "Краковская", колбаски вареные "Белые мюнхенские" и сырокопченая колбаса "Московская" в формате нарезки
50. Руна
Продажи 2012: 83,5 млн грн.
Год создания: 1999
Компания-производитель: "Луцк Фудз"
Событие года: Под ТМ "Руна" вышла новая линейка элитных соусов RUNA PREMIUM
Как мы считали
Предварительный список самых популярных украинских брендов составлен на основе исследования MMI Ukraine, проведенного компанией "TNS Украина" зимой 2012 и весной 2013 года. Опрошено 10 000 человек в возрасте 12–65 лет, проживающих в городах с населением от 50 000.
Оценивались только бренды, созданные украинскими компаниями-производителями, а также торговые марки, созданные или приобретенные иностранными компаниями специально для Украины.
В списке Фокуса торговые марки ранжированы по объему розничных продаж исключительно внутри страны по итогам 2012 года. Помимо основных брендов редакция оценивала зонтичные (когда под одной ТМ выпускается несколько видов продукции), а также суббренды. И в том и в другом случае объемы продаж суммировались. В расчет принимались показатели продаж без учета НДС.
Оценка объемов продаж украинских брендов проводилась на основе открытой финансовой отчетности компаний, а также на основе информации, предоставленной самими производителями. В отдельных случаях специально для Фокуса экспертную оценку розничных продаж, основываясь на долях рынка, а также на долях брендов в портфелях компаний, провела "Международная Маркетинговая Группа Украина".
Над рейтингом работали: Виктория Ким-Галимова, Алексей Бутенко, Дмитрий Слинько, Фокус
Компания Юрия Косюка наращивает объёмы продаж. Так, за первое полугодие 2013 года продажи курятины увеличились на 13% — до 205,3 тыс. тонн. Экспорт за этот период вырос почти втрое — до 54,8 тыс. тонн, несмотря на временный запрет на поставки продукции Мироновской птицефабрики в страны Таможенного союза, введённый Госветслужбой России весной этого года. Торговая марка оставалась активной в медиапространстве. На канале «Интер» демонстрировали кулинарный сериал «Сваты у плиты», генеральным спонсором которого выступила «Наша Ряба». Также бренд спонсировал кулинарную передачу «Младшая кухня» на Новом канале, где приготовлением блюд, в том числе и из курятины «Наша Ряба», занимались дети. Летом на странице «Нашей Рябы» в Facebook разыгрывали товары для пикника. А тем, кто хочет не только потреблять курятину, но и зарабатывать на ней, компания предлагает поддержку в организации частного бизнеса — развитии сети «Семейных мясных магазинов», в которых продаётся продукция под брендом «Наша Ряба».
Хотя самым популярным пивом в стране по-прежнему остаётся «Чернігівське Світле», компания «САН ИнБев Украина» не прекращает расширять продуктовую линейку. В декабре 2012-го она приобщила украинцев к европейской традиции «рождественского» пива: в продажу поступило полутёмное пиво «Чернігівське Різдвяний вечір» с корицей, имбирём и гвоздикой. А в июне этого года было выпущено «Чернігівське Особливе. Рецепт №28» — классический европейский лагер. Не меньше внимания, чем самим продуктам, «САН ИнБев Украина» уделяет их продвижению. В рамках поддержки сборной Украины по футболу в марте 2013 года компания запустила проект «Игрок матча». Украинские болельщики голосованием выбирают лучшего игрока команды в каждом домашнем матче национальной сборной, который потом получает награду от ТМ «Чернігівське». Продолжается и социальная программа по борьбе с пьянством среди водителей «Выпил – за руль не садись»: «САН ИнБев Украина» сотрудничает с ГАИ, автошколами и владельцами маршрутных такси. Представители «Чернігівського» предлагают водителям пройти добровольный тест на алкоголь, награждая тех, кто оказывался трезвым.
Этим летом кондитерская корпорация оказалась втянутой в международный скандал. 29 июля Роспотребнадзор ввёл запрет на поставки в Россию кондитерской продукции украинских фабрик Roshen. Причинами российские чиновники называли несоответствие состава продукции и информации на её упаковке, а также наличие в ней канцерогенного вещества — бензапирена. В корпорации обвинения отвергают и ждут на своих фабриках российских инспекторов с проверками. Цена вопроса — 135 млн грн. в месяц, столько в среднем составляет экспорт Roshen на российский рынок. Эксперты считают запрет политически мотивированным. Тем временем компания продолжает развиваться: в сентябре Roshen вывела на рынок новинку — «Зефир в шоколадной глазури», а также открыла десятый фирменный магазин в Киеве. Продолжается и экспансия в Европу: в сентябре открылся первый фирменный магазин корпорации в Будапеште, где Roshen владеет фабрикой Bonbonetti Choco Kft.
«Хлібний Дар» — самая продаваемая украинская водка в мире. Несмотря на снижение продаж в 2012 году на 14% (в натуральном выражении), уже третий год подряд журнал Drinks International включает этот продукт в топ-3 самых продаваемых водочных брендов мира. В 2012-м украинский бренд пропустил вперёд только мировых грандов Smirnoff и Absolut. Сейчас география экспорта водки охватывает примерно 30 стран. В феврале этого года на международной выставке «Продэкспо-2013» в Москве «Хлібний Дар Класична» завоевала Гран-при в номинации «Классические водки». Весной этого года компания реализовала рекламный проект «5 квартир»: отправив СМС с кодом, размещённым под крышкой бутылки, покупатель становился участником розыгрыша квартиры в новостройке. А в мае вышла новая серия рекламных роликов, где к каждому виду водки из линейки «Хлібного Дара» рекомендовали свою закуску.
Один из старожилов украинского пивного рынка — корпорация «Оболонь» продолжает экспансию за рубеж. По итогам 2012 года её пиво заняло 73% в общем объёме экспорта украинских пивоваров, а к списку из нескольких десятков стран, импортирующих «Оболонь», добавилась Чили. В 2012-м доля рынка «Оболони» в Украине выросла на 1% — почти до 30%. Летом этого года компания выпустила новинку — пиво «Оболонь Розливне». По замыслу пивоваров, бутилированный напиток должен сохранять в себе все основные свойства свежего разливного пива. Проект «Переработка собственной ПЭТ-тары» победил на ежегодном международном экологическом конкурсе Green Awards Ukraine 2012 в номинации «Лучший «зелёный» проект в промышленности». Пластиковые бутылки перерабатываются на предприятии в Александрии (Кировоградская обл.), где из них изготавливают бандажную ленту, ящики и мебель.
Группа «Конти» стремительно идёт к своей стратегической цели — значительно увеличить объёмы продаж на российском рынке. В этом ей призван помочь новый руководитель: в марте 2013 года гендиректором «Конти» стал Андрей Родионов, до этого работавший в московской мясоперерабатывающей группе компаний «Царицыно». Россияне уже хорошо знакомы с продукцией под украинским брендом. На московской выставке «Продэкспо-2013» в феврале конфеты «TIMI сливки-банан» и «Конти-Mousse молоко» получили Гран-при, а вафельные конфеты «Коровушка-Бурёнушка» и десерт Bonjour Truffle — золотые медали. 1 сентября в Санкт-Петербурге на Международном фестивале чая и кофе золотые медали в номинации «Кондитерские изделия» получили шоколад «AMOUR чёрный трюфель» и конфеты «Княжеские». Среди новинок компании — глазированные конфеты «Рома+Машка» с ароматом шоколада и рома, а также комбинированные конфеты Dark&White. А к Великому посту «Конти» выпустила серию изделий «Постные сладости», которые не содержат продуктов животного происхождения.
Торговая марка «Щедро» занимает 69% украинского рынка фасованных маргаринов и 18% рынка майонезов. Также под этим брендом выпускаются кетчупы, горчица и соусы. В этом году линейка торговой марки пополнилась несколькими новыми продуктами. В мае Львовский жировой комбинат, входящий в «Торговый дом «Щедро», начал выпуск майонеза «Провансаль Organic», который, как утверждает производитель, не содержит искусственных консервантов и красителей и сертифицирован как органический продукт международной организацией Sic Global LLP. Летом 2013-го на полках магазинов появились два новых соуса — острый красный «Табаско» и «Барбекю» для жареного мяса, а также сладкий кетчуп «Томик». Также компания продолжила экспансию на зарубежные рынки: в январе этого года майонез, кетчуп и горчица Schedro начали продаваться в Венгрии.
Позиционирование «Мороши» как экобренда принесло результат. Всего за год существования водка на минеральной воде вошла в рейтинг «Клуб миллионеров» журнала Drinks International, заняв по итогам 2012 года 15-е место по объёму продаж среди региональных водочных брендов. Спрос оказался настолько высоким, что ликёро-водочный завод «Гетьман» во Львове, на котором разливается «Мороша», установил вторую производственную линию, позволившую увеличить выпуск вдвое — до 25 тыс. бутылок в час. В июле этого года холдинг Global Spirits заключил договор о стратегическом партнёрстве с сетью ресторанов «Козырная карта». В поддержку экологического имижда бренда холдинг устраивал экосубботники в крупных городах Украины. А в апреле нынешнего года при поддержке бренда прошла акция «Звёздная уборка», в рамках которой Скрябин, братья Борисенко, Светлана Тарабарова и другие звёзды шоу-бизнеса наводили порядок в городских парках.
Завоевав популярность в Украине, «Хортиця» продвигается на зарубежные рынки. Если в прошлом году бренд засветился в фильме «Американский пирог. Все в сборе», то нынешней весной его заметили на экранах зрители другого голливудского фильма — «Форсаж-6». Также «Хортиця» в апреле-2013 прошла сертификацию на соответствие стандартам органического производства, утверждённым в Евросоюзе, и теперь её бутылки маркируются так называемым евролистком. Кроме того, в активе торговой марки награда на конкурсе Alberta Beverage Awards в Канаде: летом этого года водка «Хортиця Платінум» получила специальный приз «Выбор жюри» по результатам «слепых» дегустаций. Расширялся и ассортимент: в ноябре прошлого года Global Spirits вывел на рынок водку vip-класса «Хортиця DeLuxe» по цене порядка 160 грн. за 0,75 л. Продукт изготовлен из зернового спирта класса люкс, а оформляли бутылку лондонские дизайнеры.
Мировой гигант пищевой промышленности Nestle купил компанию «Волыньхолдинг», производящую продукцию под брендом «Торчин», в 2003 году. Сейчас эта компания выпускает майонезы, кетчупы, соусы, горчицу, основы для первых блюд и приправы. При этом майонез «Торчин Європейський» остаётся самым популярным майонезом Украины. В минувшем году продуктовая линейка бренда пополнилась новой категорией — маринадами для разных видов мяса: «Томат и базилик» и «Сливовый» — для курицы, а также «С чесноком и травами» — для свинины. За прошлый год компания «Волыньхолдинг» увеличила выпуск продукции на 4%, а её чистая прибыль составила 40,65 млн грн. Продукция под брендом «Торчин» продаётся не только в Украине, она поставляется в страны СНГ, Германию и США. При этом основными экспортными позициями являются кетчупы и красные соусы, а около 40% экспорта приходится на Россию.