Миф о "светловолосых эскимосах" и нордическом происхождении: куда исчезли поселенцы Гренландии
В 985 году викинг Эрик Рыжий возглавил группу исландских фермеров, которые основали поселение на западном побережье Гренландии. Однако поиски потомков этих поселенцев существенно повлияли на восприятие Гренландии европейцами и американцами на протяжении многих поколений.
Доцент Роберт Рикс проливает свет на ключевую роль пропавшего норвежского поселения в колонизации в Гренландии в 18 веке в своей недавно опубликованной книге "Пропавшие поселенцы Гренландии: В поисках легенды и ее наследия", пишет HeritageDaily.
У Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!
Гренландия, как и другие земли Нового Света, нашла свое место в европейской истории как богатая ресурсами территория. Дания столкнулась с проблемами, связанными с владением Гренландией и ее водами, особенно со стороны голландцев и англичан.
Датские претензии на остров в значительной степени опирались на память поселенцев, что привело к созданию рукописей, книг и карт, которые не только напоминали конкурентам о присутствии поселенцев, но и распространяли мнение о том, что их потомки продолжают обрабатывать гренландские поля.
Потеря связи с Северной Гренландией в начале 15 века породила предположения о судьбе местных жителей, и многие верили, что поселение все еще существует. Эта вера подпитывала многочисленные попытки установить контакт с поселенцами, частично из-за слухов об их богатстве, упомянутых в европейских книгах. Король Кристиан IV даже организовал три экспедиции на поиски пропавших людей и их богатств.
Настоящая колонизация Гренландии началась только в 1721 году, когда миссионер Ганс Эхеде основал колонию. Он имел целью обратить инуитов в христианство и финансировать колонию, восстановив связи с норвежскими поселениями и эксплуатируя их ресурсы.
Однако экспедиция Эхеде, как и ее предшественники, не смогла найти северных людей. В 19 веке люди постепенно смирились с мыслью, что норвежских поселенцев в Гренландии уже не найти.
Вместо этого ученые и исследователи переключили свое внимание на другие арктические регионы как потенциальные места, куда могли мигрировать исчезнувшие поселенцы. Это привело к публикации многочисленных приключенческих историй между 1870 и 1920 годами, в которых изолированные колонии норманнов изображались как якобы потомки отважных исследователей-викингов.
По мнению Рикса, такое широкое увлечение норвежскими поселенцами отражало обеспокоенность общества негативными последствиями иммиграции и упадком цивилизации. Это совпадало с критикой обществ, которые считали нечистыми, — настроениями, что стали популярными во время подъема евгеники. Вымышленные арктические колонии стали символизировать застывшие сообщества, которых не коснулся культурный и физический упадок, связанный с современностью.
Даже в 20-м веке сохранялась надежда на то, что потомков поселенцев можно найти. Во время экспедиции 1912 года на канадский остров Виктория исследователь Вильялмур Стефанссон встретил инуитов со стройным телосложением и рыжевато-коричневыми волосами.
Стефанссон, измерив особенности их черепа, пришел к выводу, что они были потомками европейских поселенцев, которые выжили, ассимилировавшись с коренным населением. Понятие "светловолосые эскимосы" вызвало сенсацию в средствах массовой информации. Однако современный анализ ДНК с тех пор опроверг любое нордическое происхождение.
Тем не менее к тому времени заявление Стефанссона возродило давнюю надежду на то, что тайна пропавших поселенцев может быть разгадана.
Ранее Фокус писал о мече и артефактах эпохи викингов, который обнаружили на заднем дворе в Норвегии.
А также мы рассказывали о рукотворных пещерах неизвестного происхождения: их назначение после 2 тысячелетий до сих пор тайна.