Решение в сердце проблемы. Ученые изучают эволюцию змеиного яда для поиска противоядий

рептилия, животное, джунгли
Фото: DALL-E/Valentyn Surnin | Прогресс в исследованиях ядов открыл новые возможности для понимания и лечения змеиных укусов

Ежегодно от укуса змей умирают тысячи людей и наука всячески пытается найти эффективные противоядия от самых опасных ядов рептилий. В поиске решения проблемы ученые обратились к самой эволюции.

В рамках новаторских усилий по повышению эффективности противоядий исследователи погружаются в сложный мир змеиных ядов. Племя ирула, проживающее в штате Тамилнад, Индия, играет важную роль в поставке яда для противоядий благодаря своей крупной установке по его добыче, пишет Chemical & Engineering News.

У Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и увлекательные новости из мира науки.

Образцы яда, добываемые на подобных предприятиях, зависят от конкретного региона, поскольку яды даже одного и того же вида змей в разных регионах существенно различаются. Эти различия оказывают существенное влияние на эффективность противоядий, что крайне важно для стран, где ежегодно происходит большое количество смертей от змеиных укусов.

Картик Сунагар, эволюционный биолог из Индийского института науки, возглавляет инициативу по созданию нового исследовательского центра по изучению противоядий в Бенгалуру. Цель этого центра — изучить эволюцию и разнообразие змеиных ядов, разместив в нем широкий спектр змей со всей Индии. Понимание генетических и регуляторных вариаций в составе яда — ключ к разработке более эффективных противоядий, говорит ученый.

Исследователи используют передовые методы, такие как протеомика, чтобы изучить сложные смеси белков и пептидов в змеиных ядах. Они обнаруживают общие эволюционные черты у разных видов змей, что может помочь в разработке противоядий широкого спектра действия. Изучение эволюции яда показало, как некоторые змеи разработали уникальные системы доставки яда и со временем разнообразили свои токсичные компоненты, что создает проблемы при создании эффективных лекарств.

Индия в основном полагается на традиционные противоядия, которые действуют на "большую четверку" видов змей, но этот подход не работает против многих других ядовитых змей из-за значительных различий в составе яда. Недавние исследования показали, что яд даже близкородственных видов змей может сильно отличаться, что подчеркивает необходимость создания специфических противоядий.

Прогресс в исследованиях ядов, особенно в протеомике ядов, открыл новые возможности для понимания и лечения змеиных укусов. Сейчас исследователи изучают потенциал мелкомолекулярных препаратов в качестве дополнительного лечения к традиционным противоядиям. Эти препараты направлены на конкретные компоненты змеиных ядов, что дает надежду на более эффективные меры борьбы со змеиными укусами.

В заключение следует отметить, что исследования змеиных ядов — это не просто научная работа, а важнейший шаг к спасению жизней. Изучая эволюционную историю и биохимическое разнообразие змеиных ядов, ученые прокладывают путь к более эффективным методам лечения жертв змеиных укусов.

Ранее Фокус писал о десяти самых больших змеях в мире. От легендарной анаконды, которая послужила вдохновением для серии фильмов ужасов в 90-х, до невероятно разнообразных представителей вида питонов, в этом списке вы найдете поистине ужасающих исполинов и интересные факты он них и прочих змеях.

Также Фокус писал о новом виде птиц, распыляющих мощный нейротоксин. В высоких концентрациях он может вызывать сильные конвульсии и даже смерть.