Гиганты, раскалывающие землю: ученые раскрыли роль уникальных древних топоров

инструмент, археология
Фото: Luke Dale | Лишь малая часть, около 1%, всех раскопанных гандаксов были такого гигантского размера

Последние исследования необычных орудий труда древнего человека принесли с собой немного ясности и множество вопросов для ученых. В отличии от современных топоров, они использовались совсем для других нужд.

Среди всех древних артефактов гигантские ручные топоры выделяются не только своими размерами, но и загадками, которые они таят. В отличие от более распространенных топоров, длина которых в среднем составляет 10-15 сантиметров, эти огромные инструменты могли превышать 20 сантиметров, что озадачивает археологов их назначением и полезностью. Их тяжесть и громоздкость подтолкнула ученых разобраться в вопросе их существования и происхождения, пишет John Hawks.

В прошлом году команда Летти Ингри обнаружила необычную находку на территории Морской академии в юго-восточной Англии — ручной топор длиной почти 30 сантиметров. Этот гигантский инструмент, сформированный в виде фикрона — тип ручного топора, известный своим удлиненным наконечником и тщательно обработанными чешуйчатыми краями, показал не только мастерство его создателей, но и приоткрыл ученым завесу тайны значения таких гигантских инструментов. Примерно в то же время Люк Дейл и его коллеги начали комплексное исследование, посвященное этим огромным гандаксам на территории Великобритании, и выяснили, что лишь малая часть, около 1%, всех раскопанных гандаксов были такого гигантского размера. Их исследование позволило предположить, что изготовление таких инструментов не было специализированной практикой, а скорее случайным результатом процесса производства каменных орудий.

инструменты Fullscreen
Иллюстрации различных ручных топоров древнего человека
Фото: Evans (1872)

В то же время в отдельном исследовании ученых, изучалась практичность этих инструментов с помощью экспериментальной археологии. Они предоставили участникам как стандартные, так и гигантские ручные топоры для выполнения таких задач, как нарезка, соскабливание и копание. Результаты оказались весьма поучительными: в то время как гигантские ручные топоры не справлялись с нарезкой и были громоздкими для соскабливания, они превосходили их в задачах копания, что говорит о потенциальной и важной нише использования этих инструментов в доисторические времена.

Роль гигантских ручных топоров продолжает оставаться предметом интереса как ученых, так и общественности. Некоторые исследователи, утверждают, что тщательное изготовление и характерный внешний вид ручных топоров, особенно больших, могли служить социальным сигналом в древних сообществах, демонстрируя мастерство изготовителя и надежность изготовителя в качестве мастера. Эта теория предлагает науке рассмотреть более широкие социальные и культурные причины изготовления инструментов в эволюции человека, рисуя картину древних обществ, в которых артефакты были не просто инструментами выживания, но и маркерами идентичности и компетентности.

Ранее Фокус писал об обнаружении археологами самых древних останков человека. Открытие окаменелостей человека в пещере Там Па Линг, расположенной на севере Лаоса, дало неоценимую информацию об истории нашего вида. Эти древние останки, которым 68 000–86 000 лет, идентифицированы как Homo sapiens.

Также Фокус писал об обнаружении экстраординарного динозавра, являющегося предком современных птиц. Исследователи считают, что найденные в Оксфордшире, Глостершире и Дорсете окаменелости являются первыми в истории примерами теризинозавра и троодонтида на территории Британии.