Древнее щупальце морского паразита в янтаре: ученые ломают голову, как оно оказалось в "ловушке"

динозавр, акула, динозавр ест акулу
Фото: Yang Dinghua, copyright Nature Ecology & Evolution | Предполагаемая идея о том, как морской паразитический червь сохранился в древесной смоле

Исследователи обнаружили необычную окаменелость морского паразита в янтаре, но никто не знает, как ему удалось оказаться в этой ловушке.

История нашей планеты насчитывает более 4,5 миллиарда лет и за это время она успела стать домом для множества животных. Некоторые из них давно умерли и мы можем узнать об их жизни, лишь изучив ископаемые останки этих существ. Но порой, они столь причудливы, что ставят ученых в тупик, пишет IFLScience.

Одним из таких примеров является ископаемый морской паразит, которого ученые обнаружили в древесной смоле. Предполагается, что останки принадлежат классу цестод, известному как ленточные черви, появившемуся на планете 99 миллионов лет назад.

Останки ленточного червя были найдены в янтаре Качин в Мьянме и датируются средним меловым периодов. Отметим, что цестоды — широко распространенный класс, который может заразить, в том числе, и людей. Представители этого класса встречаются буквально в каждой экосистеме, в том числе и в морской среде.

По словам ведущего автора исследования Ван Бо, найденные останки принадлежат отряду Trypanorhyncha — как правило, эти паразиты живут в телах акул и скатов. Так как их жизненный цикл весьма сложный, ранее ученым удавалось находить окаменелости этого вида лишь в виде яиц в копролите акул.

Теперь ученые впервые смогли получить окаменелость тела взрослого червя, пусть и не полную. Благодаря древесной смоле ископаемое сохранилось исключительно хорошо: окаменелость тонкая и длинная, имеет внешние и внутренние особенности вдоль щупалец и полые крючки без корней. По словам первого автора исследования Луо Цихана, фактически им удалось наиболее убедительную окаменелость тела плоского червя.

янтарь ленточный червь окаменелость Fullscreen
Ископаемое щупальце цепня по сравнению с существующим видом цепня трипаноринха
Фото: NIGPAS

В янтаре, помимо паразита, ученые также обнаружили остатки папоротника и насекомых, что еще раз доказывает — в момент погребения в янтаре ленточный червь находился на суше. В янтаре также были обнаружены песчинки. Ученые не знают, как именно ленточный червь был заперт в янтаре, но предполагают, что он оказался на берегу в кишечнике ската или акулы. Вероятно, хозяин паразита подвергся нападению хищника, в результате чего был вырван из его кишечника, а затем застрял в близлежащей смоле.

Ранее Фокус писал о том, что ученые раскрыли тайну самого большого цветка в янтаре возрастом в почти 40 млн лет.