Марсоход NASA искал жизнь на Марсе и случилось непредвиденное: чем все закончилось (фото)

Perseverance марсоход
Фото: NASA | Марсоход NASA искал жизнь на Марсе и случилось непредвиденное

Прибор, помогающий марсоходу Perseverance искать признаки древней микробной жизни на Красной планете, вышел из строя, но уже начал работу.

Согласно сообщению NASA, прибор SHERLOC, который помогает марсоходу Perseverance в поисках признаков внеземной жизни на Марсе столкнулся с технической проблемой в январе этого года. Только в июне он наконец-то начал снова нормально работать после проведения серии успешных операций на Марсе, с помощью удаленного управления с Земли, пишет Phys.

Прибор SHERLOC, который установлен на роботизированном манипуляторе марсохода Perseverance использует две камеры и лазерный спектрометр для обнаружения органических соединений и минералов в горных породах, которые изменила вода в далеком прошлом на Марсе. Таким образом марсоход ищет признаки потенциальной древней микробной внеземной жизни на Красной планете. Но в начале января этого года, подвижная крышка объектива, которая защищает спектрометр и одну из камер от пыли, застряла в одном положении. Из-за этого прибор SHERLOC не мог продолжать анализ марсианских горных пород.

Ученые выяснили, что проблема заключается в неисправности мотора, который помогает защитной крышке объектива перемещаться. Также этот мотор отвечает за управление фокусировкой спектрометра и камеры прибора марсохода.

Ученые из NASA провели серию тестов на копии прибора SHERLOC на Земле и приступили к дистанционным операциям по возвращению прибора к работе. То есть нужно было сделать так, чтобы защитная крышка перемещалась правильно.

Perseverance марсоход Fullscreen

Марсоходу была дана команда использовать роботизированный манипулятор для вращения прибора SHERLOC в разных направлениях, чтобы таким образом любой мусор, мешающий работе крышки, выпал. Это привело к тому, что крышка объектива все же переместилась в нужное направление и спектрометр и камера получили необходимый для исследований обзор. Но этого удалось достичь только в марте.

По словам ученых, это была только половина проблемы. Камера и спектрометр SHERLOC все еще не могли нормально сфокусироваться на цели исследования, а потому снимки получались размытыми, а спектральный сигнал был слабым.

Снова был задействован роботизированный манипулятор для коррекции расстояния между SHERLOC и целью, чтобы получить лучшее разрешение для изображений. Когда был выбран один из камней на поверхности Марса в качестве проверки этого метода, оказалось, что он эффективный.

Perseverance марсоход Fullscreen
Марсоход Perseverance ищет признаки древней жизни на Марсе в кратере Езеро, где более 3 млрд лет назад была жидкая вода

Серия испытаний показала, что самым лучшим расстоянием, на котором должен быть размещен прибор SHERLOC от своей цели является расстояние в 40 мм. Таким образом прибор начал собирать данные так же хорошо, как и раньше. С этой проблемой ученые разобрались только в конце мая.

Окончательная проверка в июне показала, что прибор SHERLOC снова работает и может дальше проводить полноценный анализ марсианских горных пород. Напоминаем, что марсоход Perseverance ищет признаки древней жизни на Марсе в кратере Езеро, где более 3 млрд лет назад была жидкая вода.

Также напоминаем, что ученые хотят получить образцы марсианской породы для изучения в следующем десятилетии. Для этого Perseverance уже собрал более двух десятков образцов, где кроме камней и пыли также находится марсианский воздух. Ученые надеются, что и частичку атмосферы Красной планеты также получится доставить на Землю. Почему это важно, Фокус уже писал.

Также Фокус писал о том, что Международная космическая станция упадет на Землю и в этом ей поможет компания Илона Маска за 843 млн долларов.