Обыграли саму эволюцию: ученые рассказали, как люди приручили диких свиней и кур

животные, свиньи, кабаны, дикие животные
Фото: Shutterstock | Гены, связанные с иммунным ответом и обонятельным обучением, стали более активны у домашних животных

Одомашнивание различных видов диких животных человеком уходит корнями в древние времена, однако появление в нашем распоряжении кур и свиней оставалось загадкой для науки. Последнее исследование раскрыло степень и способ влияния человека на этих диких зверей.

Недавнее исследование, проведенное группой ученых из Японии, позволило выяснить, какие генетические изменения произошли у диких кабанов и красных джунглевых птиц в процессе их эволюции в обычных свиней и кур. Ученые узнали, благодаря чему человек смог приручить и одомашнить столь диких и необычных животных, пишет ScienceDaily.

Исследование, опубликованное в журнале Animals, рассказало ученым, как гены этих диких животных адаптировались для получения признаков, полезных для одомашнивания, таких как повышенная устойчивость к вирусам и изменения в структуре костей. В ходе исследования, проведенного под руководством Хидемасы Боно, профессора Университета Хиросимы, была изучена генетическая экспрессия 240 генов у свиней и 206 — у кур.

Первые звоночки приближающейся пандемии: вирус птичьего гриппа опасно мутировал

Сравнивая одомашненных животных с их дикими собратьями, команда выявила 10 генов, которые были повышены у одомашненных свиней и кур, что означает, что они экспрессировались более интенсивно в какой-то период их эволюции. И наоборот, семь генов показали более высокий уровень экспрессии у диких кабанов и красных джунглевых птиц.

Эти данные свидетельствуют о том, что у одомашненных животных наблюдается более высокая экспрессия генов, связанных с устойчивостью к вирусам и слабостью костей, в то время как у диких видов — с реакцией на стресс и энергетическим обменом. Согласно результатам исследования, именно процесс одомашнивания привел к значительным изменениям в поведении, физической форме и физиологических функциях этих животных.

Исследователи отметили, что хотя селекция была направлена на улучшение полезных для человека признаков, таких как более высокие темпы роста и улучшенное качество мяса, это также привело к проблемам со здоровьем и снижению репродуктивной способности домашних животных. Первый автор исследования Мотоки Уно, аспирант Университета Хиросимы, подробно остановился на генетических различиях, отметив, что гены, связанные с иммунным ответом, обонятельным обучением, эпигенетической регуляцией и делением клеток, были более активны у домашних животных.

Напротив, у диких кабанов и красных джунглевых птиц повышалась активность генов, связанных с реакцией на стресс, работой сердечно-сосудистой системы и нейронной регуляцией, что отражает различные экологические нагрузки, которым подвергаются эти животные в дикой природе и в домашних условиях. Понимание подобной генетической основы одомашнивания может помочь вывести более здоровый и продуктивный скот, считают авторы. Боно отметил важность совершенствования аналитических методов и интеграции различных биологических данных для поддержки устойчивых методов селекции.

Ранее Фокус писал о том, как ученые скрестили свинью с бобами для получения альтернативы свиному мясу. Изменив ДНК соевых бобов для производства свиного белка, компания произвела продукт, богатый, фактически настоящим свиным белком, который стирает границы между растением и мясом.

Ранее Фокус писал про интересную особенность змей. Они используют удивительную технику "катания колесом" дабы спастись от хищников.