Работа над ошибками. Каким будет дистанционное обучение в украинских школах с 1 сентября

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Как бы ни хотели родители отправить детей в школу, часть учебных заведений, скорее всего, не откроется 1 сентября и части школьников снова придется учиться дистанционно. Провели ли школы работу над ошибками и станет ли удаленное обучение лучше, чем было весной, разобрался Фокус.

Related video

Многим украинцам не понравилось обучение их детей во время весеннего карантина. Об этом говорят данные опроса "Образование и пандемия", проведенного в июле Фондом "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива: 49,7% респондентов высказали негативное отношение к дистанционному образованию. Главными проблемами учебы на дому родители называли снижение успеваемости детей, недостаточное внимание учителей к потребностям учеников и плохое качество онлайн-связи.

Более 5,5 млн украинцев не имеют возможности подключиться к скоростным интернет-сетям, а это свыше 17 тыс. населенных пунктов, или около 65% сел

Как бы ни хотели родители отправить детей в школу, часть учебных заведений, скорее всего, не откроется 1 сентября. Исходя из эпидемиологической ситуации, территорию Украины поделили на четыре зоны. Согласно правилам адаптивного карантина, школьники из красных зон вновь будут учиться дистанционно, в остальных школах учебный год стартует по обычной процедуре.

В июне Любомира Мандзий, на тот момент и. о. министра образования, в интервью Фокусу говорила, что министерству нужно проанализировать ошибки весеннего карантина, чтобы не повторить их 1 сентября. Однако в новом учебном году дистанционное обучение, скорее всего, организуют так же, как весной. Если что-то и улучшится, то благодаря инициативам на местах, а не централизованной государственной поддержке.

Нет контакта

Весной много говорили о плохой интернет-связи, из-за чего было невозможно проводить видеоуроки онлайн. Любомира Мандзий заявляла, что главный вызов для министерства — техническое обеспечение школ, но реального масштаба проблемы тогда никто не знал. Летом власть провела исследования по вопросу доступа к интернету, однако данные разнятся. Сергей Шкарлет, временно исполняющий обязанности министра образования и науки, рассказал Фокусу, что лишь 74 из более чем 16 тыс. украинских школ не имеют доступа к интернету. В то же время Министерство цифровой трансформации заявляет: по результатам июльского исследования, интернета нет у 40% школ. Такое расхождение в МОН объясняют тем, что Минцифры брало в расчет только скоростной интернет, который поставляют по оптоволоконным сетям, и не учитывало спутниковый, к которому подключились многие школы.

фото, инфографика Неравные возможности качества образования Fullscreen

(Инфографика: Людмила Лысак)

Если говорить о доступе в Сеть на карантине, то ключевой элемент — не столько школы, сколько домашний интернет учеников и учителей. Здесь есть только данные Минцифры, гласящие, что более 5,5 млн украинцев не имеют возможности подключиться к скоростным интернет-сетям, а это свыше 17 тыс. населенных пунктов, или около 65% сел. По словам заместителя министра Александра Шелеста, концепция состоит в том, чтобы обеспечить интернетом 95% сельского населения. Минцифры планирует в первую очередь подключать объекты социальной инфраструктуры — школы, библиотеки, больницы. Благодаря им провести интернет домой смогут и жители населенных пунктов. Этот план Минцифры расписывает до 2024 года, а значит, в этом учебном году ситуация вряд ли изменится к лучшему.

Судьба телеурока

Масштабным государственно-частным проектом во время карантина стала Всеукраинская школа онлайн — видеоуроки, которые записывали учителя-волонтеры на базе частной Новопечерской школы. Смонтированные ролики выкладывали онлайн и транслировали по телевидению, чтобы их могли смотреть в тех населенных пунктах, где нет интернета. Как рассказывает народный депутат Сергей Колебошин, один из инициаторов проекта, видеоуроки востребованы в селах, где не хватает учителей-предметников, на оккупированных территориях, а также в ПТУ, где уровень преподавания школьной программы часто низкий.

Важно
Школа на дому. Как организовать дистанционное обучение ребенка на карантине
Школа на дому. Как организовать дистанционное обучение ребенка на карантине

По результатам опроса Государственной службы качества образования, в котором участвовали более 200 тыс. человек, телеуроками Всеукраинской школы онлайн пользовались около 29% учителей и 18,6% родителей. Значительная часть педагогов их не использовала, поскольку уроки выходили с опозданием и не совпадали со школьными календарными планами.

фото, дети с плакатом Хочу в школу Fullscreen

(Фото: Getty Images)

К концу учебного года успели отснять около тысячи уроков, однако, чтобы покрыть весь учебный год для всех классов, требуется минимум 4 тыс. видеороликов. Как говорит Сергей Колебошин, проект Всеукраинской школы продолжат — осенью возьмутся за новый этап съемок, дополнительно будут собирать методическую базу, тесты, памятки для учителей, переснимать или доснимать те видео, в которых есть недочеты.

Уроки Всеукраинской школы онлайн и сейчас в открытом доступе, однако в случае, если осенью школам придется пойти на карантин, они мало чем помогут, ведь в уже снятом материале объясняют темы конца учебного года, а не начала.

— Государство должно обеспечивать качественный цифровой контент вне зависимости от того, понадобится он или нет. Здесь такая же ситуация, как и с учебниками. Есть учителя, которые редко их используют в образовательном процессе, другие же гораздо больше на них полагаются, — говорит народный депутат.
По его мнению, материалы для дистанционного обу­чения в любом случае понадобятся если не в этом году, так в следующем.

Рекомендации и практика

Сергей Шкарлет рекомендует школам практиковать смешанное обучение. Этот термин нынешний руководитель министерства понимает как разделение одного класса на группы, одна из которых идет в школу, а вторая остается дома и смотрит трансляцию урока. Но это видение отличается от педагогической практики: смешанное обучение происходит в классе, где ученики могут и послушать учителя, и учиться с применением цифровых технологий.

— Смешанное обучение используется, как правило, для индивидуализации учебного процесса. Например, на одном и том же уроке дети могут проходить разные тесты в зависимости от уровня знаний: для кого-то — сложные кейсы, а для кого-то — простые тесты и наводящие вопросы. Это можно отлично использовать, если у каждого есть свой учебный девайс, — говорит Зоя Литвин, руководитель Новопечерской школы.

Значительная часть педагогов не использовала телеуроки, поскольку они выходили с опозданием и не совпадали со школьными календарными планами

Важно
Адаптуватися, щоб рухатися швидше. Не роки, а дні
Адаптуватися, щоб рухатися швидше.  Не роки, а дні

Кроме того, педагоги сомневаются, что воплотить идею Сергея Шкарлета технически возможно. Светлана Олексюк и Ольга Тимошенко, директора киевских школ №5 и №309, говорят, что даже у столичных учебных заведений с хорошим обеспечением нет ресурсов, чтобы поставить в каждом классе камеру и другое оборудование для онлайн-трансляций.

Собеседники Фокуса из педагогического сообщества в целом надеются, что в новом учебном году не состоится полного перехода школ на дистанционный формат. По их словам, лучше всего прошли карантин те школы, которые уже практиковали цифровые инструменты в обучении, учителя и дети хорошо знали, как ими пользоваться. Часть школ научилась дистанционным методикам к концу учебного года. Наиболее прогрессивные сделали выводы из весеннего опыта. К примеру, в киевской школе №5 планируют часть времени в сентябре уделить урокам цифровой грамотности, чтобы дети могли лучше работать на дистанционном обучении.
Подготовка к возможному осеннему карантину как была, так и остается зоной ответственности самих школ, и качество обучения зависит лишь от педагогов: те, кто по-честному учил онлайн, продолжат это делать, но будут и те, кто только высылал детям задания, считая, что ученикам должны помогать усваивать материал их родители.

Боевая готовность

Людмила Серкиз, учительница математики (Тернопольская общеобразовательная школа №14 им. Б. Лепкого)

фото, Людмила Серкиз,  учительница математики (Тернопольская  общеобразовательная школа №14  им. Б. Лепкого) Fullscreen

Первое время переход на дистанционное обучение всем дался тяжело. Трудно было и родителям, проблематично собрать всех на онлайн-встречу. Но дальше стало легче. Ученики относились к новому методу обучения с энтузиазмом, к концу учебного года их интерес пошел на спад.

Полезными для меня стали сервисы Google (приложения, презентации, Google Meet), я работала в Google Classroom, YouTube, Zoom. Эти инструменты осваивала самостоятельно, училась создавать и записывать собственные видеоуроки, которые систематически демонстрировала своим ученикам. При Управлении образования и науки Тернопольского горсовета прошла курсы сервиса Kahoot (игровая обучающая платформа), но еще не успела применить его в своих уроках. На данный момент занимаюсь в Летней Академии Classtime.

Уроки Всеукраинской школы онлайн смотрела, чтобы увидеть для себя что-то новое, и даже рекомендовала ученикам. Но именно эти уроки не использовала.
Дистанционное обучение не способно вытеснить или заменить полностью классическую модель обучения, но в случае нового карантина я полностью готова к дистанционным урокам, думаю, мои ученики — тоже.

Не только изюминки

Наталия Кидалова, учительница английского языка, украинского языка и литературы (Мелитопольская специализированная школа №23, Запорожская область)

Важно
Оф или он – готовь гаджеты на школьный сезон!
Оф или он – готовь гаджеты на школьный сезон!
фото, Наталия Кидалова, учительница английского языка, украинского языка и литературы (Мелитопольская специализированная школа №23, Запорожская область) Fullscreen

В дистанционном обучении надо пользоваться теми технологиями и ресурсами, которыми хорошо владеют и учитель, и дети. Если ученики до того никогда не работали на определенной платформе, то сразу ее освоить очень трудно. Я использовала сервисы, функционал которых знаю досконально: платформы Padlet, FlipGrid, различные сервисы Google. Но мне кажется, внимание к технологиям сейчас гипертрофированно, онлайн-сервисы используют ради них самих, а не для учебных целей. Пытаясь заинтересовать учеников, учителя осваивают массу онлайн-инструментов и иногда забывают, что это лишь способ достижения цели, а не сама цель. Работая удаленно, они часто стараются школьников заинтересовать различными "игрушками", собиранием пазлов, работой в разных программах. В попытках повысить мотивацию и создавать изюминки мы "перекармливаем" ими детей. А когда изюминки нет, ребенку уже неинтересно, и учиться он не будет.

Прежде всего мы должны учить учиться, а не просто накапливать знания и даже навыки. Учеба — это не только изюминки, это работа, причем иногда сложная. Поэтому когда говорят о низкой успеваемости на карантине, вопрос не в технологиях, а в сложностях с умением учиться и ответственностью за учебный процесс. Конечно, учитель его организовывает, подбирает методики, но ученики тоже ответственны за результат.

Я очень надеюсь, что 1 сентября мы вернемся к очному обучению. К возможному карантину однозначно будем готовы лучше, чем весной. Даже морально это не окажется настолько стрессовым. У меня уже налажены каналы коммуникации с родителями и детьми. Я научилась оптимально распределять время и очерчивать рамки, комбинировать разные форматы, техники обучения.

Работая очно в школе, буду использовать опыт карантина. Весной я осознала важность эмоционального благополучия, того, что в английском языке называется wellbeing. В заданиях для учеников я сочетала две цели: предметные знания и цель благополучия. Например, предметная цель — это использование определенных грамматических конструкций в английском или украинском языке, а благополучие — это тема задания. Ею могут быть: "О чем я мечтаю", "Мои топ-5 предпочтений", "Мои трудности". С помощью этих заданий я проверяю знания грамматики и в то же время ненавязчиво общаюсь с детьми, узнаю о том, что они думают, о чем переживают. Это позволяет и дальше планировать уроки с учетом их пожеланий.

С подготовкой

Оксана Школоберда, учитель биологии и основ здоровья (Шосткинский учебно-воспитательный комплекс: специализированная школа I-II ступеней-лицей, Сумская область)

фото, Оксана Школоберда,  учитель биологии и основ здоровья  (Шосткинский  учебно-воспитательный комплекс: специализированная школа I-II ступеней-лицей, Сумская область) Fullscreen

Задолго до карантина нашу школу подключили к веб-сервису Google Classroom. Это удобная система, через которую дети могут смотреть обучающее видео, пройти тест, поработать в группах и написать сочинение. У каждого учителя есть личный кабинет — так он может видеть свои классы. Когда отправляешь ребенку задание, ему на телефон приходит сообщение. Ученики уже привыкли к такому формату, и мы активно использовали сервис. Особенно зимой, когда не хватает денег на отопление и школьники остаются дома. Помимо этого мы использовали платформы Zoom и Google Meet.

Все занятия проходили по расписанию. Допустим, у меня сегодня стоит биология в 6-м классе. Через сервис я могу дать детям задание, которое они должны сделать до вечера, например. Если это какой-то контрольный тест, то ученики пишут его в течение часа.

Важно
Як обрати ноутбук для навчання: короткий довідник
Як обрати ноутбук для навчання: короткий довідник

В начале карантина мы проводили видеопрезентации, к середине — концу апреля перешли на видеоуроки. Но у меня было всего одно-два таких занятия в неделю. Это действительно сложно. Проблема в том, что в городе плохой интернет, я поменяла уже второго провайдера, но связь все равно не очень. Не все дети могут вовремя зайти. Если из 32–34 человек в классе к уроку подключалось 20 учеников — уже хорошо. Родители тоже скептически относились к занятиям по интернету. Все надеялись, что карантин быстро закончится. Но ближе к концу учебного года детей на видеоуроках стало больше.

Если говорить о Всеукраинской школе онлайн, то там трансляции уроков отставали от нашей программы. Некоторые учителя использовали материалы с сайта образовательного проекта "На Урок", но в тестах, которые они предлагают, очень много ошибок, поэтому я составляла свои задания.

Если осенью карантин продлится, буду использовать те же ресурсы. Они устраивают и детей, и родителей, особых жалоб не было. Только добавлю больше видеоуроков, где смогу общаться с учениками. Хотя это нельзя сравнить с тем, когда ты находишься в классе и видишь лица детей, чувствуешь их энергетику, можешь понять, усвоили они материал или нет.

Нас ориентируют, что школы с сентября должны открыться. Но, учитывая статистику, у меня большие сомнения, что это произойдет.