Корабли НОАК приблизились к Аляске: аналитики говорят о новом этапе соперничества КНР и США
Китайские корабли не пересекали территориальных вод США. Однако, по мнению профессора Колина Флинта, выход в дальние воды у Алеутских островов говорит о проецировании Пекином геополитической морской мощи, что может привести к мировой войне.
В начале июля Береговая охрана США обнаружила в Беринговом море четыре военных корабля Китайской Народной Республики. Они находились в международных водах в пределах исключительной экономической зоны США радиусом около 200 морских миль от берега, где США обладают юрисдикцией в отношении природных ресурсов. В связи с этим профессор политологии в Университете штата Юта Колин Флинт в материале Defense One дал оценку действиям Пекина в контексте вероятности начала мировой войны.
Помимо факта нахождения кораблей НОАК у Алеутских островов, китайские военные суда начали заходить в построенный Пекином военный порт в Камбодже. Хотя эти события произошли на разных концах земного шара, отмечает Флинт, оба они являются частью важного геополитического сдвига, которое может привести к глобальной войне.
Дело в том, что динамика, наблюдаемая сегодня, когда Китай стремится превзойти США в качестве главной морской державы мира, уже имела место в прошлом и привела к значимым мировым конфликтам. Для понимания геополитики морской мощи необходимо разобраться в двух терминах: "ближние воды" и "дальние воды".
Ближние воды — это районы вблизи береговой линии страны, которые считаются важными для ее обороны.
Дальние воды — это районы за океаном, в которых страна хочет присутствовать в экономических и стратегических интересах.
Профессор подчеркивает, что напряженность возникает, когда дальние воды одной страны являются ближними водами другой. Например, западная часть Тихого океана — это ближние воды Китая и дальние воды США, и обе страны ведут там борьбу за стратегическое преимущество.
Китайская стратегия и военно-морское присутствие
Автор материала пишет, что Китай стремится контролировать свои ближние воды, создавая флот, предназначенный для проецирования силы в дальних водах.
Так в последние 15 лет Китай построил 131 корабль, способный действовать в дальних водах, и 144 корабля для действий в ближних водах. На данный момент Китай располагает двумя авианосцами, 36 эсминцами, 30 фрегатами и девятью большими десантными кораблями. Хотя эти цифры уступают количеству кораблей ВМС США, они превышают флот любой другой страны.
Кроме того, одним из ключевых элементов китайской стратегии является строительство островов для обеспечения присутствия в ближних водах азиатских стран, включая Филиппины и Вьетнам. В других регионах Китай использует свою экономическую мощь для укрепления военно-морского влияния.
Например, база Реам в Камбодже, модернизированная за счет китайских средств, обеспечивает Пекину возможность контролировать критические морские пути, такие как Малаккский пролив.
Геополитика морской мощи КНР
Флинт отмечает, что США сохраняют значительное присутствие в Азии благодаря своим базам в Японии и Южной Корее, а также поддержке Тайваня. Однако присутствие китайских военных кораблей вблизи Аляски и создание военно-морской базы в Камбодже отражают стремление Китая расширить свое военно-морское влияние. Это создает новый этап в соперничестве за морскую мощь между США и Китаем.
"Это не значит, что война неизбежна. Можно решить проблему напряженности между Китаем и США таким образом, чтобы учесть глобальные амбиции Китая, не угрожая и не ослабляя другие страны. В последнее время в отношениях между двумя странами преобладают "ястребиные" настроения. Но воинственность одной из стран в вопросе защиты ближних или дальних вод была бы опасной", — подытожил аналитик.
Важно