Спикерские травмы

Кто бы из предложенных кандидатур ни стал сейчас главой парламента, депутатов вокруг себя он не сплотит. Перевыборы неизбежны?

Related video

2006 год, осень. Ющенко – президент, Янукович – премьер-министр, Мороз – спикер. А он – бывший. Правительственная дача в поселке Конча-Заспа, недалеко от Киева. Без власти, подавленный, отлученный от активной политики, проигравший, довольствующийся костью, брошенной ему в виде должности вице-президента НАНУ, Герой Украины. "Знаете, раньше, когда я собирался играть в футбол, желающих составить мне компанию было пруд пруди. Записывались в очередь. Ажиотаж какой был! Сейчас осталось пару самых верных. Жена ревновала к тем, кто срывался дверь передо мной открыть. Говорила: "Ты ими подменил семью", – вспоминает он.

Догадались? Это душевные терзания Владимира Литвина. Тогда, два года назад, у него был действительно непростой период. Наверное, второй такой в жизни. Первый раз дно Владимир Михайлович почувствовал в 91-м, когда из помощников секретаря ЦК КПУ после развала Союза и партии превратился в безработного. Рассказывает, что даже грачевал с монтировкой под сиденьем жигуленка. Второй – когда сложил полномочия спикера после провала помаранчевой коалиции и оказался за парламентским бортом. Это падение, судя по всему, было больнее первого и обошлось не только "синяками и ссадинами", но и "душевным переломом". Ведь именно Литвину приписывают решающую роль в мирном урегулировании схватки Ющенко – Янукович в 2006-м. За что, поговаривают, он и получил Героя Украины. А уже несколько месяцев спустя миротворец Литвин оказался никому не нужен. До полного забвения было недалеко. Но надо отдать должное г-ну Литвину – внешний лоск заставлял сомневаться в его пенсионном политическом возрасте. Урок, который ему преподали на Печерских холмах, он усвоил. Вывод сделал: "Я не для того так долго выходил из тени Кучмы, чтобы попадать в новую тень кого бы то ни было. Я никогда больше не буду подносить снаряды".

Прошлая неделя подарила Литвину, тихо депутатствующему в Раде, очередной шанс на возрождение в спикерском кресле. Шанс залечить уязвленное самолюбие.

Кому там хотелось убрать Яценюка? Еще не жалеете? Вы представляете, каково работать с уязвленным самолюбием? Спикер Сеня, как прозвали Яценюка менее эрудированные и удачливые сотоварищи, еще не раз вспомнится тем, кто его снял. В сравнении с возможными преемниками на спикерском посту Яценюк был сверхкомфортным главой ВР. Уже хотя бы потому, что его политическая психика еще не знала тяжких поражений, за которые хотелось бы отомстить.

"Спикер Сеня, как прозвали Яценюка менее эрудированные и удачливые, еще не раз вспомнится тем, кто его снял"

И он же был, как наверняка покажет время, самым предсказуемым и покладистым из них, так как остальные персонажи, в силу своего опыта и неоднократно уязвленного самолюбия, будут вести на этой должности исключительно собственные игры.

Если вспомнить, у каждого из вышеперечисленных людей были "самоволки", дававшие повод говорить о соответствующем характере этих политиков. Вспомнить хотя бы "футбольную" историю Ивана Плюща. В день голосования за кандидатуру спикера Яценюка он предпочел просмотр матча в компании Рината Ахметова, чем изрядно пощекотал нервы коалиции.

Ну и самое главное: ни один претендент не является для парламента настоящим объединителем и вряд ли легко соберет большинство голосов. И это отлично знают на Банковой. Поэтому закрадывается очень устойчивое сомнение: а ждут ли там вообще нового спикера? И действительно ли президент оставил идею перезапуска Рады? Все, что происходило до сих пор, красноречиво говорит об обратном. Отставка Яценюка, номинанты на "свято место", которым не под силу сплотить вокруг себя коалицию и любой из которых явно будет "халифом на час". Заявления Ющенко в Баку о новом премьере уже в начале 2009 года. И самое главное – КРИЗИС. Это новый персонаж представления. Но самый главный, как мне кажется. Он, как тень отца Гамлета, и сведет драматургию событий к финалу. При этом на поклон выйдут не все, и аплодисменты могут не прозвучать.