В четверг, 25 июля завершается трехдневный визит министра иностранных дел Дмитрия Кулебы в Китай. Накануне дипломат провел многочасовую встречу с главой внешнеполитического ведомства КНР Ван И. О чем по факту заявили стороны, а что осталось за кулисами, выяснял Фокус.
Если не принимать во внимание телефонный разговор украинского и китайского лидеров в апреле 2023 года, а также визиты спецпредставителя КНР Ли Хуэя в Киев, то за все время полномасштабной войны Китай, будучи при этом автором одной из публично известных"мирных инициатив", не шел на близкий контакт с руководством Украины. Именно поэтому новость о трехдневном визите — с 23 по 25 июля — Дмитрия Кулебы в КНР в определенной степени стала дипломатической неожиданностью. Однако сам факт поездки главы украинского МИДа оказался настолько же неожиданным, насколько и логичным, учитывая развитие событий вокруг российско-украинской войны.
В частности, в последнее время и представители Украины, и международные игроки активно заговорили о возможных сценариях мирного урегулирования, а Владимир Зеленский недавно даже допустил окончание горячей фазы войны до конца 2024 года.
Заметная активизация разговоров о прекращении войны совпала по времени с провальными дебатами президента США Джо Байдена против республиканца Дональда Трампа. Они состоялись 27 июня. А 13 июля на господина Трампа было совершено покушение, которое также восприняли как усиливающий фактор его вероятной победы на выборах 5 ноября. Все это время Дональд Трамп не уставал повторять, что, вернувшись в Белый дом, быстро положит конец боевым действиям на востоке Европы. В итоге дошло до того, что Владимир Зеленский инициировал с экс-президентом США телефонный разговор, которым, судя по официальным комментариям, оба собеседника остались довольны, так или иначе допустив урегулирование конфликта.
Примечательно, что Дмитрия Кулебу пригласили в Китай именно в тот момент, когда Владимир Зеленский выразил желание организовать второй Саммит мира до конца 2024 года и даже признал возможность присутствия на нем представителей РФ. Собственно, именно отсутствие российской делегации на июньской конференции в Швейцарии стало формальной причиной отказа Китая принять участие в мероприятии.
Как росСМИ выдавали желаемое за действительное
Переговоры Дмитрия Кулебы и его китайского коллеги Ван И состоялись 24 июля в городе Гуанчжоу и продолжались более трех часов.
Ключевой темой переговоров, согласно заявлению отечественного МИД, был поиск путей прекращения российской агрессии и вероятная роль Китая в достижении "устойчивого и справедливого мира" в Украине. Впрочем, аккурат после переговоров российское государственное информагентство РИА Новости сообщило, что Кулеба в разговоре с Ван И заявил о готовности Киева "вести переговоры с российской стороной".
В МИД Украины эту информацию фактически опровергли, констатировав следующее: "Дмитрий Кулеба доказал последовательную позицию Украины, которая заключается в готовности вести переговорный процесс с российской стороной на определенном этапе, когда Россия будет готова вести переговоры добропорядочно, но подчеркнул, что сейчас такой готовности с российской стороны не наблюдается".
В свою очередь Ван И во время переговоров заявил, что Китай всегда выступал за политическое решение "кризиса в Украине", отмечает МИД Китая, и нужно вернуться за стол переговоров.
Между тем эксперты, с которыми пообщался Фокус, несколько по-разному трактуют цель китайского вояжа господина Кулебы и его итоги.
Китай зарабатывает на войне и не хочет ее завершения
В частности, политолог-международник Станислав Желиховский в разговоре с Фокусом отмечает: "Очевидно, что КНР проявляет готовность к урегулированию российско-украинской войны и нам чрезвычайно важно, чтобы Китай имел какое-то влияние на Россию. Здесь следует отметить, что следующий Саммит мира состоится еще в текущем году, и я не исключаю, что на нем Китай, который пропустил первый саммит в Швейцарии, будет присутствовать — наряду, кстати, с делегацией Российской Федерации".
Присутствие Китая на очередном Саммите мира, по мнению эксперта, может стать своеобразным маяком для других стран Глобального Юга с тем, чтобы они присоединились к непосредственному обсуждению украинской формулы мира.
"Конечно, в качестве миротворца Пекин пока будет более склонен к Москве, однако со временем позиция может измениться в зависимости от ситуации на поле боя, а также избирательной погоды в Соединенных Штатах. Пока же Китай занимает выжидательную позицию и, к сожалению, помогает РФ тем, чем это возможно на данном этапе. Но в любом случае тот факт, что Кулеба поехал в КНР, при этом — по приглашению китайской стороны, является очень позитивным сигналом", — констатирует Станислав Желиховский.
В свою очередь президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар в разговоре с Фокусом делает следующий акцент: "Я думаю, что в итоге, да и на перспективу, визит Дмитрия Кулебы в Китай может оказаться бессмысленным. И это, кстати, будет лучшим результатом, поскольку никакого мирного плана у Китая нет — зато есть план урегулирования "украинского кризиса". Ну, с такими подходами, о чем можно договариваться? Тем более, что чем громче Китай говорит о необходимости мирного урегулирования "кризиса", тем больше он хочет, чтобы война продолжалась, потому что он на ней зарабатывает. Зарабатывает, прежде всего, на стране-агрессоре, выбивая для себя разнообразные скидки на нефть, газ и минеральные ресурсы и поставляя в РФ то, что ей нужно, по завышенным ценам".
По мнению эксперта, Дмитрия Кулебу пригласили в Китай лишь потому, что КНР хочет поддерживать реноме миротворца, на самом же деле действуя "абсолютно в русле российских интересов".
"В значительной степени этот визит является вынужденным, поскольку наши западные друзья в лице США, сейчас находятся в полном хаосе, учитывая турбулентности избирательного характера. При этом американцы неоднократно намекали нам, мол, разговаривайте с Китаем, потому что это единственная страна, которая может повлиять на Россию. Это, конечно, так, но тогда собственно Соединенные Штаты перестают быть глобальным лидером, отдавая первенство Китаю, который вряд ли изменит свою позицию по "украинскому кризису". Кстати, Китай как не говорил, так и не говорит, что Крым — это Украина, оккупированные территории должны быть возвращены, а хоть не российские, а, скажем, иностранные войска должны быть выведены с украинской территории", — резюмирует Михаил Гончар, подчеркивая, что Киев должен требовать от КНР четких и однозначных формулировок.
По убеждению аналитика, ключевая задача, которая стояла перед Дмитрием Кулебой в его китайском вояже заключалась в том, "чтобы вытянуть Пекин на второй Саммит мира". А вот в том, насколько целесообразной является такая тактика, эксперт сомневается: "Как известно, из двух зол всегда выбирают меньшее, поэтому я считаю, что нам уже лучше было бы иметь дело с Индией, которая так или иначе является представителем глобального демократического лагеря, а не с Китаем, который относится к тоталитарным и авторитарным режимам".
Пекин увидел окно возможностей из-за ситуации в США
Подчеркнув, что Китай бойкотировал первый Саммит мира в Швейцарии, директор Института внешнеполитических исследований Григорий Перепелица в разговоре с Фокусом отметил следующее: "По итогам Саммита мира можно констатировать, что Глобальный Юг остался на стороне Китая, ведь лишь несколько стран поддержали итоговое коммюнике. Поэтому перед Украиной встал вопрос привлечения к этому процессу КНР, потому что без Китая нельзя задействовать подавляющее большинство стран Африки и Азии. Собственно, поэтому задача Кулебы во время его визита в Китай заключалась в том, чтобы найти точки соприкосновения, которые бы позволили привлечь Пекин к мирному процессу".
Эксперт прогнозирует, что Китай примет определенное обсуждение предложений украинской стороны, но в форме дискуссии.
"Для Китая Россия является ее союзником в противостоянии с Западом и в этой ситуации то, что будет касаться украинских условий достижения мира Китай не поддержит. В крайнем случае КНР займет нейтральную позицию, но ни вывод российских войск, ни других принципиальных опций Китай не поддержит. Наряду с тем, претендуя на глобальную роль и оказавшись за бортом первого Саммита мира, Китай проявляет дипломатическую активность, чтобы лишний раз продемонстрировать свой вес", — констатирует Григорий Перепелица.
В то же время директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос в разговоре с Фокусом делает следующий акцент: "После первого Саммита мира мы увидели, что часть стран, например, Саудовская Аравия, ставит условием своего активного взаимодействия присутствие Китая. Поэтому очевидно, что с тем, чтобы дальнейшие наши действия были результативными, Китай нам нужен. А переговоры Кулебы с его китайским коллегой, на мой взгляд, являются классической ситуацией win-win, когда каждая сторона, не отходя он генеральной линии, не проиграла".
То, что именно китайская сторона выступила инициатором встречи с украинским министром иностранных дел, по убеждению эксперта, свидетельствует о том, что КНР увидела окно возможностей в связи со сложной ситуацией в Соединенных Штатах, в частности, с неуверенностью и неопределенностью с результатами выборов.
Китайцы, проявляя сейчас активность в вопросе российско-украинской войны, по мнению эксперта, пытаются перебить другим участникам, в том числе возможному президенту США Дональду Трампу возможность сыграть ключевую роль в процессе мирного урегулирования.
Между тем в любом случае, то, что между Киевом и Пекином в конце концов запущен прямой диалог, считает Игорь Семиволос, "очень круто", поскольку, среди всего прочего, визит Кулебы является сигналом Байдену и Трампу с тем, чтобы они, все равно не желая допустить геополитического усиления КНР, значительно активизировались взамен на украинском направлении.