Обложили. Что и на сколько подорожает с 1 января – после вступления в силу "налога на Google"

С 1 января 2022 года в Украине вводится "налог на Google". Доступ украинцев к сетевым услугам в виде книг, рекламы, фильмов, видео, аудио, азартных игр, фотографий и прочего подорожает на 20 %. "Страну в смартфоне" мы еще не получили, но цифровые налоги уже на марше. Аккурат под новогоднюю елочку.

Налог на Google в Украине
Фото: Из открытых источников | "Страну в смартфоне" мы еще не получили, но цифровые налоги уже на марше.

"Дайте мне его хоть за сто евро подержать", — примерно так сейчас звучали бы слова героя пьесы Михаила Старицкого "За двумя зайцами" в контексте развития в Украине электронной коммерции. И "зайцев" теперь тоже два. Первый заяц – посылки, получаемые населением. Но не те, что приносит "почтальон Печкин", а отправления, получаемые с торговых цифровых площадок. Второй "заяц" — оплата услуг крупных сетевых компаний, работающих в формате B2C (Business-to-consumer или бизнес для потребителя).

Оба зайца, которые могут попасть в сети нашей налоговой, использовались населением для получения услуг в сегменте цифровой экономики. Но обо всем по порядку.

Первая новость – уже с "бородой". При получении посылки в виде товара, купленного за рубежом (в основном,речь идет о товарах, приобретенных на платформах известных мирових интернет-магазинов), каждый украинец должен заплатить в цене товара НДС (20%) на сумму посылки, превышающую 100 евро.

Кроме этого начисляется еще и пошлина в размере 10%. Тут планка задекларированной стоимости посылки выше – 150 евро, зато налог начисляется на сумму с уже накрученным НДС.

Важно
Закон № 5600 – принят. Ждем увеличения цен на все
Закон № 5600 – принят. Ждем увеличения цен на все

Один из сайтов по продажам приводит простой пример расчета: при стоимости посылки в 120 евро, налогвые отчисления для покупа теля составят 4 евро, при стоимости в 170 евро – уже 16,4…

А тепер новость без "бороды". Facebook, Netflix, Youtube, Booking и так далее, при продаже своих услуг клиентам также будут начислять налог на добавленную стоимость по национальной шкале налогообложения. У нас эта ставка составляет 20%.

Теперь каждый украинец, который купит пакет для просмотра фильмов, например, на Netflix, должен к цене услуги добавить еще 20%. То же самое при оплате услуг Youtube и других сетевых цифровых гигантов.

Практика взимания средств с клиентов за "одиночество в сети" вовсе не нова. Она распространена на Европу, РФ, но пока плохо приживается в Азии и Африке. Из крупных азиатских государств в списке адептов лишь Индия. Но нет Китая.

Сам налог тоже начисляется двояко. Это может быть классический НДС, а может и суррогатный налог на прибыль. Разница тут достаточно существенная. В первом случае, имеем дело со стандартным косвенным налогом, когда плательщик – конечный потребитель, а сетевик – лишь транзитер по уплате. Во втором – налог платит продавец услуги со своих доходов.

В Европе, например, существует система MOSS (Mini One Stop Shop), в рамках которой платится специальный налог digital (services) tax, который больше похож на налог на прибыль, то есть, относится к виду прямых налогов.

В Украине же, решили ввести классический НДС, то есть косвенный налог, когда за все заплатит конечный потребитель.

Важно
"Налог на Google". Как это будет в Украине, Польше и США
"Налог на Google". Как это будет в Украине, Польше и США

Само новшество будет введено в Украине с 1 января 2022 года. В общем, "страну в смартфоне" мы еще не получили, но цифровые налоги уже на марше. Аккурат под новогоднюю елочку.

Например, тот же Google начал рассылать своим клиентам в Украине сообщение с просьбой пройти идентификацию и предупреждением о начале налогообложения в следующем году.

Если ты зарегистрируешься как частный предприниматель с уплатой НДС в Украине – транснациональная компания не будет начислять налог в структуре стоимости своей услуги. Если же как обычное физическое лицо – цена услуги вырастет для тебя на 20%.

Здесь можно наблюдать такой маленький, но характерный налоговый маневр. До настоящего времени, юридические лица и физические лица -предприниматели при оплате иностранной рекламы (например, в фейсбуке), платили 40% от стоимости услуг: 20% НДС + 20% налога на репатриацию.

Это приводило к тому, что реклама в сети у нас оплачивалась сплошь физическими лицами. Даже больше того: многие россияне, где раньше Украины ввели "налог на Фейсбук" стали "косить" под украинцев при заполнении анкеты и идентификации для получения услуги без начисления НДС.

Теперь ситуация изменилась. Сетевые гиганты вроде Facebook, Netflix, Youtube при оказании услуг нашим "физикам" будут начислять НДС в цене самой услуги, что автоматически означает подорожание оной на 20%.

Важно
Под колпаком финмониторинга. Зачем власть берет под контроль денежные переводы украинцев
Под колпаком финмониторинга. Зачем власть берет под контроль денежные переводы украинцев

Зато юридические лица отныне теряют мотивацию оплачивать оказанные им в сети услуги с помощью карт физических лиц (так делали многие отельеры в Украине, проводя оплату за услуги того же букинга – платили с карты рецепциониста или уборщицы).

Более того, закон, который ввел в Украине "налог на Google" одновременно отменил налогообложение "иностранной рекламы" для юридических лиц. То есть, украинские компании и обычные ФОП-ы уже не должны платить 20% при покупке электронной услуги.

А вот физические лица, в обыденной речи – народ, рядовые граждане, наоборот, уже должны. Все те же 20%, которые, правда, изымут у них автоматом, так что они ничего не почувствуют.

"Налогобложится" доступ украинцев к сетевым услугам в виде книг, рекламы, фильмов, видео, аудио, азартных игр, фотографий.

Авторы законопроекта считают, что таким образом казна пополнится аж на 3 млрд. грн. в год. Как сказал бы Жванецкий: сумма, "оскорбительная" для депутатского коллектива.

Кстати, согласно директивы 2008/8/EC Совета Европы от 12 февраля 2008 года к цифровым или как сказал бы мэр Киева (ди-ди-ди-диджитал) услугам относят:

  • Поставку программного обеспечения.
  • Плата за услуги сайта.
  • Плата за доступ к электронным площадкам.
  • Реклама.
  • Платная рассылка информации, например о погоде, траффике на дорогах и т.д.
  • Прочие цифровые услуги.
Важно
Не лезть в карман к людям. Почему Украине нужно отказаться от жестких правил финмониторинга
Не лезть в карман  к людям. Почему Украине нужно отказаться от жестких правил финмониторинга

Теперь все это станет для простого украинца дороже на 20%. Нельзя сказать, что это главная проблема нашего бытия после угрозы войны, роста тарифов на коммуналку и повышения цен на хлеб, но тут срабатывает эффект накопителя. Вода камень точит, а фискальные инициативы чиновников – точат кошельки простых обывателей. И тут курочка по зернышку клюет. То тут три ярда, то там, и глядишь на очередной "прожект" власти деньги насобирались. С отчислением толки малой всем сопричастным "реформаторам".

А ведь в период кризиса, психологический накопитель недовольства работает намного быстрее. И тогда переполнение чаши народного терпения уже нельзя будет объяснить лишь одной каплей, которая к этому, вроде как привела. Ведь таких капель и до этого было предостаточно.