Сотрудник без пенсий и отпусков — как ИИ изменит мировой рынок труда

Уже совсем скоро на рабочих местах появятся цифровые сотрудники — искусственный интеллект, функционально неотличимый от живых людей. Блогер Роман Комыза объясняет, как это изменит глобальный экономический ландшафт.

ИИ, нейросеть
Фото: Нейросеть | Цифровой сотрудник — мечта любого работодателя
Related video

Цифровые сотрудники (digital workers) — кто они, а точнее что это, и как это в ближайшее время изменит глобальный экономический ландшафт.

Благодаря развитию нейросетей сейчас многие уже знакомы с сервисами "цифровых помощников". Но это совсем другое. Цифровой сотрудник — это виртуальный коллега, представляющий собой изолированную версию AI-приложения, обладающую так называемым форм-фактором человека.

В отличие от помощника, который помогает выполнять отдельно взятую функцию, такую как, например, писать код, цифровой сотрудник интегрирован в ваши бизнес-процессы и связанный с ним документооборот, где он существует сам по себе, как если бы это был человек. На его "имя" могут быть открыты аккаунты, у него может быть электронная почта и телефон, на которые можно позвонить или отправить сообщение.

Вот простой пример, иллюстрирующий отличие цифрового сотрудника, интегрированного в определенный бизнес, от сервиса вроде ChatGPT, который ориентирован, образно говоря, на широкую сферу общих знаний:

Клиент обращается в дилерский автоцентр со следующим вопросом: "Я у вас оформлял покупку машины два месяца назад, могу ли я ее забрать?" Если спросить об этом у ChatGPT, то он ответит, что ничего не знает. Человек выяснил бы у заказчика имя, домашний адрес и идентифицировал бы его в CRM-системе, где нашел бы все необходимые сведения, включая инвойсы, накладные и прочие документы, привязанные к его customer ID.

Так вот, цифровой сотрудник сделает то же самое. Он сам построит последовательность шагов внутри корпоративной системы, чтобы выполнить поставленную задачу.

Процесс внедрения цифрового сотрудника в команду состоит из пяти условных шагов:

1. User Manual (получение инструкций)

Берутся за основу те же инструкции, которые используются для обучения человеческого персонала. Специально создавать что-то особенное под цифровых сотрудников не требуется.

2. Knowledge (подключение к статическим и динамическим данным)

Интеграция системы к корпоративным (внешним и внутренним) статическим и динамическим источникам информации, включая данные на сайте, базы данных, CRM, ERP и т.д.

3. Communication (подключение к коммуникационным каналам)

Подключение каналов, через которые осуществляется взаимодействие между сотрудниками, а также с "внешним миром", включая клиентов, поставщиков, комплаенс-контроль… Это могут быть корпоративные чаты, мессенджеры, электронная почта и т.д.

4. Quiz (тестирование)

Процесс тестирования цифрового сотрудника предполагает ту же логику проверки готовности к работе, которую обычно применяют в отношении человека. Вы даете вводные на примере конкретных документов, ваших продуктов и сервисов, описываете свои типовые ситуации и вопросы, на которые новый работник должен уметь ответить.

5. Production (запуск в работу)

Дальнейшее взаимодействие не требует программирования и осуществляется путем разговора — через голосовую или текстовую постановку задач, последующую сверку по этапам выполнения, оценку результата и т.д.

Важно
Кем быть в эпоху ИИ: как выбрать профессию, чтобы выдержать конкуренцию с нейросетью
Кем быть в эпоху ИИ: как выбрать профессию, чтобы выдержать конкуренцию с нейросетью

В общем все почти так же, как с сотрудником-человеком, только без тех проблем, которые связаны с мотивацией персонала, текучестью кадров и всевозможными социальными гарантиями, такими как компенсации, предоставление отпуска, больничные и прочее. И главное — что на данный момент пока никак не урегулировано законом ни в одной стране мира — за цифрового сотрудника, например, при тех же издержках по "заработной плате" не надо производить огромные пенсионные и социальные отчисления, как это приходится делать с людьми.

Перспективы этого рынка колоссальны. По данным Goldman Sachs Research, прорывы в области генеративного искусственного интеллекта могут привести к радикальным изменениям в мировой экономике. По мере того, как инструменты, использующие достижения в области обработки естественного языка, проникают в бизнес и общество, они могут привести к увеличению мирового ВВП на 7% (или почти $7 трлн) и росту производительности на 1,5 процентных пункта в течение 10-летнего периода.

Новая волна систем искусственного интеллекта также может оказать серьезное влияние на рынки труда по всему миру. Изменения в рабочих процессах, вызванные этими достижениями, могут привести к автоматизации 300 миллионов рабочих мест с полной занятостью, которые исчезнут или будут существенно изменены из-за ИИ.

Данная сфера сейчас вызывает повышенный интерес у венчурных инвесторов, т.к. они понимают, что на этой волне акции компаний, связанных с индустрией ИИ, взлетят до небес. Соответственно технологические предприниматели, видя огромные перспективы рынка автоматизации рабочих мест, стремятся вывести на него все новые и новые продукты, которые не только изменят рынок труда, но и существенно повлияют на все сектора современной экономики.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник

Важно
ИИ как убийца профессий: как технологии, уничтожая старые занятия, создают новые
ИИ как убийца профессий: как технологии, уничтожая старые занятия, создают новые