Охотится лишь на черных лебедей. Ученые предупреждают, что вирус может истребить целый вид

черный лебедь
Фото: Getty Images | Австралийские черные лебеди под угрозой исчезновения

Исследователи полагают, что дела обстоят настолько серьезно, что под угрозой находятся все культовые австралийские черные лебеди.

Генетический состав культового австралийского лебедя (Cygnus atratus) сыграл с уникальными птицами злую шутку — ученые обнаружили, что в их ДНК отсутствуют некоторые ключевые иммунные гены, что делает их чрезвычайно уязвимыми к ряду вирусов, в особенности птичьему гриппу HPAI, пишет Science Alert.

Исследователи сделали столь удручающее открытие еще в 2021 году, когда впервые секвенировали геном уникальных австралийских черных лебедей. Тогда они сравнили ДНК птиц с близкородственными белыми лебедями северного полушария и обнаружили, что у них недостает некоторых ключевых иммунных генов.

По словам ученых из Университета Квинсленда, которые работали над исследованием, угроза настолько серьезная, что на грани выживания может оказаться целый вид. Предполагается, что столь плачевное положение черных австралийских лебедей связано с тем, что вид изолирован географически. Из-за этого птицы не подвергались воздействию большого количества патогенов, которые встречаются за пределами их ареала обитания — юго-востока и юго-запада Австралии, где они живут и размножаются.

По словам соавтора исследования микробиолога Кирсти Шорт, они с коллегами обнаружили, что австралийские черные лебеди настолько восприимчивы к птичьему гриппу HPAI, что заразившись, могут умереть в течение всего трех дней. Изучив ДНК уникальных птиц, ученые обнаружили, что их иммунная система устроена таким образом, что появление в их среде обитания вирусной инфекции буквально ставит под угрозу вымирания целый вид.

В ходе исследования ученые сравнили десятки тысяч генов черных австралийских лебедей и родственных им лебедей-шипунов (Cygnus olor), которые обитают в Северном полушарии. В ходе анализа ученые обнаружили класс белков семейства толл-подобных рецепторов (TLR7), которые не активировались должным образом. Исследователи отмечают, что именно эти части генома отвечают за защиту от различных патогенов, в том числе и птичьего гриппа. Проще говоря, у австралийских черных лебедей все еще присутствует ген защиты от птичьего гриппа, однако он не работает должным образом, что ставит под угрозу существование всего вида.

Шорт отмечает, что в данный момент в Австралии не зарегистрированы случаи заболевания HPAI, однако вирус уже широко распространился по миру — случаи заражения известны в Азии, Северной Америке и Африке, Европе и Южной Америке. Более того, исследователям известно, что когда вирус впервые попадал в регионы, например, Чили и Перу, его жертвами стали тысячи диких морских птиц.

К слову, в ходе исследования ученые также обнаружили еще один ген — SLC45A2, который, по-видимому, отвечает за уникальный окрас австралийских черных лебедей. Исследователи знают, что мутации этого гена приводят к потере пигмента, а потому предполагают, что предки черных лебедей, а также их близкородственных видов, изначально были черными, а затем утратили свой окрас.

Шорт с коллегами надеются, что полученные ими результаты в дальнейшем помогут защитить австралийских черных лебедей, использовав селекцию или иммунотерапию.

Ранее Фокус писал о Топ-5 животных, которые выглядят очень милыми, но с ними лучше не дружить.