Росли как на дрожжах. Ученые раскрыли тайну, почему Анды стали такими гигантами

Анды, тектоника плит, тектонические плиты, Южноамериканская плита, абсолютное движение плит, относительное движение плит, геологические явления, геология, планета земля, горы, исследования
Фото: Вики | Горный хребет простирается на удивительные 8 900 километров по всей Южной Америке и может похвастаться высотами до 7 километров в высоту и до 700 километров в ширину

Согласно новому исследованию, движение тектонических плит повлекло рост Анд до 7 километров в высоту и 700 километров в ширину.

Анды — это "бегемот" геологического могущества. Горный хребет простирается на удивительные 8 900 километров по всей Южной Америке и может похвастаться высотами до 7 километров в высоту и до 700 километров в ширину, пишет ScienceAlert.

В Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и интересные новости из мира науки!

Но как возникли эти мамонтовые вершины? На помощь приходит тектоника плит: движение колоссальных кусков земной коры по планете, в результате которого могут образовываться горные хребты, поскольку более медленно движущиеся регионы подталкиваются вверх более быстрыми.

Несмотря на простоту теории, отслеживание скорости тектонических движений на временных масштабах короче 10-15 миллионов лет является сложной задачей для геологов. Однако исследователи из Университета Копенгагена разработали метод, позволяющий получить более точное представление о движении южноамериканской плиты, сформировавшей Анды.

Используя метод, который начинается с абсолютного движения плит (АДП) — движения плит относительно фиксированных точек на Земле, команда определила скорость движения Южно-Американской плиты. Этот процесс объединяет данные относительного движения плит (ОДП) высокого разрешения, которые определяют движение плит по отношению друг к другу, и геологические данные для получения более высокого разрешения и более подробной информации о взаимодействии между тектоническими плитами.

Благодаря этому процессу команда обнаружила, что 13-процентное замедление движения части Южно-Американской плиты произошло примерно 10-14 миллионов лет назад, а затем 20-процентное замедление 5-9 миллионов лет назад, что привело к росту Анд, которые мы видим сегодня.

"Этот результат может указывать на то, что часть ранее существовавшего хребта действовала как тормоз как для плиты Наска, так и для Южно-Американской плиты. Когда плиты замедлили свою скорость, горы вместо этого стали шире", — говорит Валентина Эспиноза, геолог из Университета Копенгагена.

Исследователи также рассмотрели вопрос о том, почему эти замедления происходят в первую очередь. Они предполагают, что конвективные течения в мантии или расслоение могут быть причиной сдвига, хотя для подтверждения этих гипотез необходимы дальнейшие исследования и данные.

Пока одна загадка потенциально решена, другие остаются. Как Анды стали такими массивными? С какой скоростью они формировались? Как они поддерживают себя, и разрушатся ли они в конце концов?

Хотя эти вопросы остаются без ответа, новый метод анализа дает более четкую картину движения тектонических плит и приближает нас к пониманию сил, формирующих нашу планету.

Ранее Фокус рассказывал о детализированной карте ландшафта Антарктиды без ледового покрова, созданной исследователями. Оказывается, что под вечной мерзлотой голая пустыня.

А также мы писали о "большой" проблемке: ученые не могут найти целый миллиард лет в истории Земли.