Эволюция расколола нашу память пополам: одна часть осталась в прошлом, а другая смотрит в будущее

прошлое, современность, время
Фото: DALL-E/Valentyn Surnin | Центр памяти нашего мозга, гиппокамп, представляет собой не просто одно большое хранилище, а две отдельные части

Проанализировав загадочную область нашего мозга, ученые обнаружили две независимые друг от друга версии нашей памяти, которые сообща позволяют нам полноценно функционировать.

Ежедневно мы машинально находим оставленные в определенном месте ключи, с легкостью планируем объезд заблокированных маршрутов, реконструируя в голове новый путь. Но мало кто из нас задумывается о процессах, стоящих за этими машинальными и кажущимися такой обыденностью действиями. Это касается всех, кроме ученых, которые в новом исследовании выяснили некоторые интригующие подробности того, как наш мозг работает с воспоминаниями, пишет New Atlas.

Исследователи Корнельского университета сделали революционное открытие: центр памяти нашего мозга, гиппокамп, представляет собой не просто одно большое хранилище, а две отдельные части. Одна часть оглядывается назад, помогая нам вспомнить прошлые события, например, не забыть взять хлеб в магазине. Другая часть, как быстро соображающий планировщик, помогает нам строить новые планы на месте. Так, если ваша привычная пекарня закрыта, эта часть поможет вам прикинуть ближайшее место где будет проще всего приобрести хлеб.

Чтобы узнать больше об этом, исследователи обратились к крысам. Они использовали передовую технику, называемую оптогенетикой, которая предполагает использование света для управления клетками мозга. Тщательно контролируя отдельные участки мозга крыс, они могли отключать один тип памяти за раз. Такой подход позволил увидеть, как работает каждый из них.

В одном из тестов крысы учились идти по определенному пути, чтобы получить вознаграждение. Но когда определенные клетки мозга давали осечку, память на этот путь не закреплялась. Интересно, что во время сна мозг крыс пытался "воспроизвести" воспоминания, но застревал, как при глючном воспроизведении видео.

В другом тесте, когда нарушалась работа определенных клеток мозга, крысам было трудно каждый день находить новый путь для получения вознаграждения. Это свидетельствует о важности второй, плановой части памяти.

Еще более интересным является то, как эти две части памяти не зависят друг от друга. Исследователи обнаружили, что даже если одна часть памяти нарушена, другая может продолжать функционировать. Например, в одном из экспериментов, даже если память на планирование была нарушена, крысы все равно могли вспомнить ассоциацию между местом и вознаграждением.

Почему это открытие имеет большое значение? Полученные результаты могут оказаться чрезвычайно полезными, особенно для людей, страдающих болезнью Альцгеймера или деменцией. Эти заболевания могут серьезно влиять на память и обучение. Понимание того, что существует два отдельных пути развития памяти, может открыть путь к более целенаправленному лечению. Например, в зависимости от того, с какими проблемами памяти сталкивается пациент, врачи могут определить, какая часть гиппокампа требует вмешательства.

Гиппокамп получил свое название из-за сходства с морским коньком, который относится к роду "гиппокамп". Исследователи заинтересованы в изучении этой части мозга, поскольку она в значительной степени подвержена влиянию заболеваний, связанных с памятью, таких как болезнь Альцгеймера.

Это открытие раскрывает захватывающие сложности нашего мозга, проливая свет на то, как мы помним прошлое и планируем будущее. И по мере того как мы узнаем больше, появляется надежда на улучшение лечения и понимания заболеваний, связанных с памятью.

Ранее Фокус писал о том, что наши пальцы обладают собственной уникальной памятью. Ученые выяснили, что наши пальцы рук посылают очень информативные сигналы мозгу о предмете, который мы держим. Более того, они способны сравнивать его с прошлым предметом у нас в руках.

Также Фокус писал о том, что наш мозг может быть гораздо более ленивым, чем мы думаем. Сравнивая модели "рабочей" памяти с реальными данными, исследователи обнаружили, что нейроны не участвуют в сохранении информации.