Найден способ борьбы с убийцей мозга: ученые натравили гигантский вирус на хищную амебу

молекула, наука
Фото: Unsplash | Вирусы, получившие название Naegleriavirus (наэглериавирусы), были обнаружены в очистных сооружениях под Веной

Необычный метод использования вируса для борьбы с смертоносной амебой показал эффективный результат. Ученые надеются в будущем очистить от хищника все водоемы.

Исследователи обнаружили новый тип вируса, который заражает опасного паразита Naegleria fowleri, известного тем, что вызывает смертельное заболевание мозга под названием первичный амебный менингоэнцефалит, особенно в теплой воде при температуре выше 30°C. Эти вирусы принадлежат к более крупной группе, известной как гигантские вирусы, открытые в начале 2000-х годов и отличающиеся большими размерами и сложными генетическими структурами, которые бросают вызов традиционным определениям вирусов. О том как ученые смогли натравить его на опасный организм пишет Phys.org.

Открытие, сделанное под руководством Патрика Артофера и Маттиаса Хорна из Венского университета, было опубликовано в журнале Nature Communications в сотрудничестве с учеными из Пуатье, Канарских островов, и Объединенного института генома в США. Эти вирусы, получившие название Naegleriavirus (наэглериавирусы), были обнаружены в очистных сооружениях под Веной. Они нападают на своих хозяев-амеб, имитируя источник пищи, но быстро реплицируются и уничтожают клетки хозяина в течение нескольких часов. Их метод включает в себя структуру, которая позволяет вирусу вводить свою ДНК в клетку хозяина, что приводит к созданию новых вирусов.

Исследование показало, что наэглериавирусы используют специализированные белки, чтобы предотвратить преждевременную гибель клетки-хозяина в процессе репликации вируса. Эта манипуляция позволяет вирусам обильно реплицироваться, прежде чем окончательно уничтожить клетку-хозяина. Несмотря на свою разрушительную природу в амебах, они открывают новые горизонты для понимании того, как можно контролировать инфекции в среде, где присутствует Naegleria fowleri, например, в общественных водоемах, заявили ученые.

Хорн пояснил, что хотя эти вирусы вряд ли станут средством лечения Naegleria fowleri из-за сложности самой инфекций мозга, но они предлагают перспективный путь для потенциального превентивного предотвращения инфекций в таких местах, как плавательные бассейны, с помощью методов очистки воды. Однако для изучения этих возможностей потребуются дальнейшие исследования, прежде чем ученые выпустят вирус в свободное плаванье.

Ранее Фокус писал о том, что червь обитающий в питонах впервые проник в мозг человека. Впервые в истории медицины страсть женщины к местной зелени привела к беспрецедентному и опасному заражению мозга червем-паразитом.

Также Фокус писал о четырех способах противостоять невидимым, распространенным и опасным паразитам. Последний уникальный случай передачи червя от рептилии к человеку служит мрачным напоминанием о количестве микроскопических убийц и вредителей, окружающих нас ежедневно.