Россия скоро не сможет отмахнуться от решений Европейского суда

Конституционный суд России сегодня обязал суды общей юрисдикции принимать к пересмотру гражданские дела на основании решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ)

Related video

Теперь Госдума должна в течение полугода внести соответствующие изменения в гражданский процессуальный кодекс (ГПК), поскольку в России только уголовно-процессуальный и арбитражный процессуальный кодексы предусматривают возможность пересмотра дел в свете решений Европейского суда, передает ВВС.

В решении суда отмечается, что "решения Европейского суда по правам человека обязательны для России".

"Государство обязано не только произвести компенсационные выплаты человеку, нарушение прав которого установлено Европейским судом, но и обеспечить, насколько это возможно, полное восстановление нарушенных прав, в том числе в отношении других лиц, оказавшихся в положении заявителя", – говорится в решении.

Кроме того, в постановлении подчеркивается, что рассматриваемая норма ГПК не противоречит Конституции РФ, поскольку она не препятствует пересмотру судом вынесенного им решения по вновь открывшимся обстоятельствам, если ЕСПЧ установит нарушение в данном деле прав и основных свобод.

Свое решение КС обосновал также тем, что иное решение ограничивало бы право граждан на судебную защиту и не соответствовало бы норме Конституции о приоритете международных договоров перед национальным законодательством.

Напомним, 18 февраля Россия официально ратифицировала реформу Европейского суда по правам человека.

Перед этим, 15 января, 2010 года Госдума ратифицировала 14-й протокол Европейской конвенции по правам человека, что позволило начать реформу Европейского суда.

До этого Россия оставалась единственной из 47 стран-членов Совета Европы, которая подписала, но не ратифицировала 14-й протокол.

Следует отметить, что Россия занимает первое место по числу исков, находящихся на рассмотрении в Страсбургском суде. Многие из них касаются жалоб на условия содержания в российских тюрьмах и на злоупотребления сотрудников силовых структур на Северном Кавказе.