ВНО по математике и 8 уроков в день: что обещает и чем пугает школьная реформа в Украине

школа, урок, 1 сентября, школьники за партами - фото
Фото: УНИАН | Урок 1 сентября

Школьная реформа: Фокус выяснил, что теперь будут есть школьники, как изменится тестирование выпускников и каких новшеств ждать ученикам средних и старших классов.

С 2018 года, когда стартовала реформа среднего образования, украинские школы живут в режиме перемен. Какие-то из них дети и их родители уже ощущают на себе. К примеру, ученики младших классов учатся по программе Новой украинской школы (НУШ). В следующем году начнется реформа средних классов: в 2021-м ее опробуют на пятиклассниках в 142 школах.

Есть изменения, касающиеся и нынешних выпускников. С этого года Министерство образования и науки изменило правила проведения внешнего независимого оценивания (ВНО). Обязательный тест по украинскому языку теперь проводится на двух уровнях: базовом и углубленном. Выпускники, которые выберут базовый уровень, будут сдавать тест только по языку, на углубленном уровне будут вопросы как по украинскому языку, так и по литературе.

Важно
В центре внимания. Рейтинг лучших школ Украины 2020

Более масштабное нововведение ВНО — обязательный тест по математике. Его анонсировала еще в начале 2019 года тогдашний министр образования Лилия Гриневич, которая указывала на то, что базовые математические навыки необходимы каждому человеку. Таких навыков украинским школьникам не хватает — это подтвердили результаты международного тестирования PISA, в котором Украина впервые участвовала в 2018 году. Выяснилось, что 36% прошедших тестирование школьников не достигли минимального уровня владения предметом. Это вызвало большой резонанс, так что президент Владимир Зеленский объявил учебный 2020-2021 год годом математики.

Выпускники, которые в этом году сдают ВНО по математике, тоже смогут выбирать уровень теста — стандартный или углубленный. Стандартный будут проходить те ученики, которые изучают математику на базовом уровне и им этот предмет не нужен для поступления в вузы. В этом случае в тесте будет 28 заданий, оценку выставят по 12-балльной шкале и засчитают только в аттестате. Углубленный тест с 34 заданиями будут проходить ученики специализированных школ и те, кому ВНО по математике нужно для поступления в вуз. Поэтому оценка за углубленный тест будет оцениваться по шкале баллов ВНО — от 100 до 200. 

В педагогической среде это нововведение вызвало дискуссии о том, что обязательное ВНО по математике ущемляет права учеников, склонных к гуманитарным наукам. Еще одно опасение — это то, что школьники из старших классов будут уходить в ПТУ и колледжи, чтобы не сдавать ВНО. Но, как отмечает Николай Скиба, эксперт по образованию Украинского института будущего, тест стандартного уровня несложный. Избежать же теста по математике, уйдя в колледж, невозможно, ведь студенты всех заведений профтехобразования тоже сдают ВНО.

Другая еда

Школьное меню избавляют от колбас и чипсов

Школа, столовая, питание школьников, школьное меню
Дети в школьной столовой
Фото: УНИАН

Последние несколько лет в Украине активно обсуждалась реформа питания в школах. Даже на форуме "Образование Украины-2021: стратегические цели и приоритетные направления", состоявшемся 9 февраля, эта тема стала одной из центральных. Родители, чиновники и учителя сходятся во мнении, что время разваренных макарон и безвкусных каш прошло, меню столовых пора существенно изменить и улучшить.

С 1 января регламент школьного питания официально обновился. Минздрав определил, какие продукты можно использовать при приготовлении пищи для детей, а от каких следует навсегда отказаться. В частности, в документе говорится, что школьников больше нельзя кормить колбасой, сосисками и замороженными полуфабрикатами. В буфетах также запрещено продавать чипсы и сладкие газированные напитки. При этом по новым правилам в ежедневном рационе должны быть злаковые, овощи, фрукты и молочные продукты.

В некоторых школах не стали дожидаться изменений на государственном уровне и самостоятельно внедряют питание, работающее по принципу шведского стола

Конечно, даже такие строгие нормативы не защищают детей от невкусной еды — той же перловки или сомнительных тефтелей. Впрочем, первая леди Елена Зеленская пообещала, что с этой проблемой разберутся в ближайшее время. Специальная рабочая группа, в которую вошли профессиональные шеф-повара, диетологи и технологи, занимается подготовкой типового меню, рассчитанного на две недели. Кроме этого, обещают создать комплексное сезонное меню. Команда разрабатывает рецепты блюд и технологические карты, планируется учесть и диетические потребности детей.

Евгений Клопотенко, ресторатор, также вошедший в рабочую группу, заявил, что в типовом меню будут блюда из его сборника, составленного специально для школьных столовых. Он предлагает заменить привычную еду современными рецептами. К примеру, добавить в рацион учащихся куриные наггетсы и суп минестроне.

В Киеве и некоторых областных центрах не стали дожидаться изменений на государственном уровне и самостоятельно внедряют мультипрофильное питание, работающее по принципу шведского стола. В киевской общеобразовательной школе №306 подход к ежедневному рациону поменяли два года назад. Учеников обеспечивает питанием коммунальное предприятие Деснянского района "Зенит". С ним администрация школы договорилась, что вместо обычной еды повара будут готовить по два-три основных блюда и гарнира, несколько салатов или овощных нарезок, так что дети сами смогут выбрать, чем подкрепиться. Важно, что стоимость еды при этом не изменилась — завтрак одного ребенка обходится в 21 грн.

Важно
Школа на дому. Как организовать дистанционное обучение ребенка на карантине
Школа на дому. Как организовать дистанционное обучение ребенка на карантине

Однако далеко не во всех школах есть возможность реализовать новые подходы — хотя бы из-за слабой материально-технической базы. В прошлом году Кабмин направил 400 млн грн на переоборудование старых пищеблоков в учебных заведениях. Из местных бюджетов на эти же цели выделили почти 100 млн грн. В результате модернизацию провели в 1908 школах, что составляет 12% от их общего количества.

Шаткая база

Учиться в средних классах станет еще труднее

школа, средняя школа, школьная реформа, дети в классе - фото
Реформа средней школы обещает быть непростой
Фото: УНИАН

В реформе среднего образования наступает важный этап — преобразования в 5–9-х классах, то есть базовой школе. Сложность этого этапа в том, что ученики переходят к изучению гораздо большего количества предметов, чем в младшей школе, и учатся у десятков педагогов. Соответственно, реформа базовой школы затрагивает обширную учебную программу и учителей-предметников, которые должны будут не просто передавать знания, а прививать навыки компетентности, как это делается в младших классах НУШ.

Дети в 5-м классе будут учиться минимум 28 часов в неделю, а это шесть-семь уроков в день. К 9-му классу нагрузка увеличивается до 36 часов, то есть по семь-восемь уроков ежедневно

30 сентября 2020 года Кабинет министров утвердил Государственный стандарт базового среднего образования. Этот рамочный документ описывает все, что ученики должны знать и уметь к концу обучения. Это компетентности по предметным отраслям, к примеру, по математике или естественнонаучным дисциплинам, инновационность, умение учиться на протяжении жизни, владение государственным языком. На основе стандарта Министерство образования и науки разработало Типовую образовательную программу с указанием количества часов в неделю для каждого предмета, на основе которой школы должны разрабатывать учебные планы.

В январе министерство представило этот документ общественности. Часть педагогов и образовательных организаций выступили с резкой критикой программы. Она, в частности, предполагает, что дети в 5-м классе будут учиться минимум 28 часов в неделю, а это шесть-семь уроков в день и резкое повышение нагрузки по сравнению с 4-м классом, где учатся 23 часа в неделю. К 9-му классу нагрузка увеличивается до 36 часов, то есть по семь-восемь уроков ежедневно.

"Это грубо противоречит заложенным в реформу принципам ребенкоцентризма и подходам к созданию комфортной учебной среды. Из-за такой нагрузки у детей не будет времени на хобби, внеклассную деятельность и полноценный отдых. Это приведет к переутомлению и ухудшению детского здоровья", — заявляют в открытом письме министерству Иванна Коберник и Галина Тытыш, соосновательницы общественной организации "Смарт освіта".

Если министерство утвердит Типовую программу, это будет противоречить главному смыслу реформы — разгрузить детей, чтобы они учились дольше, но с удовольствием, для этого, в частности, срок обучения продлили до 12 лет. Более того, министерский документ противоречит еще одной концептуально важной идее — индивидуальной учебной траектории, которую может выбирать ребенок. В Типовой образовательной программе все предметы являются обязательными, в том числе этика, основы здоровья и финансовая грамотность, которые, по мнению критиков этого документа, можно сделать факультативными или интегрировать в другие дисциплины.

Важно
Scrum для школьников. Как научить детей учиться самостоятельно
Scrum для школьников. Как научить детей учиться самостоятельно

"Министерскую Типовую программу можно охарактеризовать одной фразой: ничего не изменилось и меняться не будет", — считает Людмила Булыгина, учитель информатики из киевского Политехнического лицея НТУУ "КПИ". По мнению педагога, базовая школа является ключевой в формировании основных образовательных навыков — умения учиться самостоятельно, работать в команде и расставлять приоритеты.

"Обязательных предметов в базовой школе мало — максимум пять. Другие предметы должны быть интегрированными, а остальные нужно давать ребенку на выбор и читать по ним короткие курсы. Но чтобы наладить такой индивидуализированный график, нужно отказаться от старой классно-урочной системы", — говорит Булыгина. К этому школы пока не готовы, ведь к часам преподавания привязаны зарплаты учителей.

Мытарства старшеклассников

Случится ли массовое закрытие старших классов, как опасаются родители?

старшая школа, старшие классы, выпускницы, Киев
Выпускницы в Киеве
Фото: УНИАН

В январе родительские группы в соцсетях наполнились возмущёнными сообщениями о том, что со следующего учебного года школы не будут набирать 10-е и 11-е классы.

"Объявили, что все школы теперь становятся гимназиями и что обучение в них будет только с 1-го по 9-й класс", — написала жительница Дарницкого района Киева. Разгневанные родители настаивают, что это противоречит закону о гарантированном государством полном среднем образовании, и спрашивают, куда им девать старшеклассников в условиях переполненности столичных школ.

Реагируя на вопросы возмущенных родителей, чиновники разных рангов выпустили разъяснения. В частности, Елена Фиданян, глава департамента образования Киевской горадминистрации, сообщила, что массово старшие классы закрывать не собираются.

"Речь идет об оптимизации с 1 сентября в тех заведениях, где невозможно набрать полноценный 10-й класс. В условиях дефицита мест в садиках и младших классах логичнее открыть дошкольное подразделение, чем держать старшие классы, в которых учатся по пять-восемь детей", — утверждает Фиданян. Успокаивает родителей и Сергей Шкарлет, министр образования и науки, который уверяет, что порядок зачисления в старшие классы остается прежним, массового закрытия школ в этом году не будет.

В целом коммуникация властей на тему обучения учеников старших классов оставляет желать лучшего

Согласно Закону "О полном общем среднем образовании", учебные заведения поделят на три типа: начальные школы, гимназии — они же базовые школы, где будут учить до 9-го класса, — а также лицеи, или старшие школы с набором 10–12-х классов. По тому же закону положение о гимназиях и лицеях, которые должны быть разными юридическими лицами, вступает в силу с 2024 года. Создание полноценной сети лицеев с разделением на академические и профессиональные запланировано на 2027 год — именно тогда в них пойдут дети, которые в 2018 году стали первоклассниками в реформированной Новой украинской школе.

Как объясняют Фокусу в департаменте образования КГГА, сейчас проходит подготовительный этап — чиновники проводят инвентаризацию городской сети школ и пишут проекты её изменения к 1 сентября 2024 года.

"Если учебное заведение будет реорганизовано или ликвидировано, ра­йонные департаменты образования Киева обеспечат ученикам возможность продолжить учебу, в том числе в школах их района", — говорит Елена Батечко, заместитель директора департамента образования. Более того, в КГГА есть программа постройки новых школ и реконструкции старых, на которую выделяют 6,8 млрд грн до 2023 года.

Важно
Студенты оттуда. Что дало Украине льготное поступление в вузы для молодежи из ОРДЛО и Крыма
Студенты оттуда. Что дало Украине льготное поступление в вузы для молодежи из ОРДЛО и Крыма

По закону об образовании в конце 9-го класса ученики будут проходить итоговую аттестацию в форме ВНО, как это делается в 11-х классах. На основе баллов ВНО они будут претендовать на место в выбранном лицее. Эту процедуру профильное министерство планирует запустить в 2027 году вместе с реформой старшей школы. Но как лицеи будут работать до этого, МОН не уточняет. В целом коммуникация властей на тему обучения учеников старших классов оставляет желать лучшего. Как говорит Ольга Тимошенко, директор киевской школы №309, внятных ответов о процедуре реорганизации она не получила, и учебное заведение находится в подвешенном состоянии.