Доступность для всех. Как "доработать" украинские города для комфорта военных с ампутациями

адаптация раненых, раненые бойцы всу, реабилитация бойцов, реабилитация раненых, безбарьерное пространство, доступность для инвалидов, люди с ампутациями, безбарьерность, доступность городов
Фото: Фокус | Отстраивать города нужно сразу с учетом доступности

Проблема безбарьерности и доступности городов для Украины не нова, но полномасштабная война с РФ приводит к значительному количеству ранений, среди которых есть ампутации конечностей. Фокус разобрался, как нужно улучшать и восстанавливать украинские города для беспрепятственного передвижения всех категорий населения.

Уже скоро год, как начался полномасштабный этап восьмилетней войны РФ против Украины. С каждым днем война калечит все больше людей. Проблема доступности городов для Украины не нова, однако она становится более актуальной с каждым новым днем противостояния.

Официальные данные о количестве раненых в Генштабе не озвучивают — информация слишком чувствительна. Цифры, озвученные президентом Владимиром Зеленским, звучат так: на одного погибшего приходится 4-5 раненых военнослужащих. А погибших, как недавно заявлял Михаил Подоляк, около 13 тысяч украинских военных. Получается, что раненых не менее 40 тысяч. Часть из этих ранений них завершатся ампутацией конечностей.

Фокус разбирался, как возвращать военных с ампутациями в украинские города.

Война артиллерии

Наибольшее количество ранений и смертей на фронте приносит артиллерия. В самые ожесточенные дни на фронте могут быть сотни ранений в сутки. Поэтому важный вызов для тех, кто занимается разработкой городской инфраструктуры — это создание доступной среды в украинских населенных пунктах, чтобы военные после реабилитации чувствовали себя полноценной частью общества.

ранения в зсу, грады вс рф, град-к, артиллерия рф Fullscreen
Наибольшее количество ранений и смертей на фронте приносит артиллерия
Фото: из открытых источников

Проблема доступности есть повсюду: социальные учреждения, транспорт, дома — все это должно быть безбарьерным или приспособленным для людей с инвалидностью.

Фокус обратился к архитектору и городскому планировщику Николаю Горохову, а также к военнослужащему Нацгвардии из бригады имени полковника Петра Болбочана Алексею Щербине, чтобы разобраться в путях решения проблемы и узнать, как проходили этот путь в Польше и США. Польша выбрана как сосед, на которого часто ориентируются в Украине, а Соединенные Штаты — как государство, военнослужащие которого участвовали в различных войнах.

Доступное пространство. Современные методы урбанистики в Варшаве

Варшава в 2020 году получила награду Европейского комитета как самый доступный город в Центральной и Восточной Европе. За относительно короткое время город провел значительные изменения в сторону доступности. В Еврокомиссии отмечают, что Варшава стала примером того, как за несколько лет можно улучшить доступность города.

доступность города, урбанизм Варшавы, безбарьерность, доступность городов, безбарьерность, доступность городов, доступное пространство, инклюзивное пространство Fullscreen
Пешеходные переходы с тактильной плиткой в Варшаве
Фото: Фокус
доступность в варшаве, безбарьерность, доступность городов, доступное пространство, инклюзивное пространство Fullscreen
Принципы урбанизма в Варшаве
Фото: Фокус

В Варшаве повсюду устанавливают тактильную плитку для слабовидящих, все станции метро и автобусы были доработаны для доступности. Согласно официальным данным, все 87 автобусов на маршрутах имеют низкий пол. С трамваями ситуация несколько хуже — только 60% трамваев оборудованы низким полом. В варшавском метрополитене первый и последний вагоны оборудованы специально для людей с инвалидностью. А при входе в метрополитен станции оборудованы специальными лифтами.

Кроме того, в Варшаве вводится практика безбарьерной среды в общественных местах и в домах. Разумеется, есть разница в бюджетах, но опустить до земли уровень бордюра — это не сильно большой удар по бюджету.

У Варшавы есть генеральный план развития, где заложены требования к безарьерности. Сейчас в городе работают над введением изменений в улицы. Планируется сделать их доступными для всех и акцентировать внимание на озеленении городов, сужением проезжих частей и увеличению велодорожек. Одна из польских компаний победила в конкурсе, и вот как они планируют изменить столицу Варшавы.

Реализация доступности в США

Несмотря на то, что Соединенные Штаты считаются автомобилизованной страной, во времена масштабных войн, в которых участвовали американские военные, было найдено много решений для создания доступного пространства. С урбанистической точки зрения проблематика доступности городов не нова, ее решением начали заниматься еще в прошлом веке. В 1973 году в США приняли закон о реабилитации, который регулирует права людей с инвалидностью. Его приняли за два года до завершения 20-летней войны во Вьетнаме: она принесла более 300 тысяч раненых, из которых половина нуждалась в госпитализации.

война во Вьетнаме, урбанизм в США, доступность в США, адаптация раненых, раненые бойцы, реабилитация бойцов, реабилитация раненых, безбарьерное пространство, доступность для инвалидов, люди с ампутациями, безбарьерность, доступность городов, инклюзивное пространство Fullscreen
Война во Вьетнаме привела к 300 тысячам раненых военных ВС США
Фото: NYT

Также в 1990 году в США приняли закон ADA – Americans with Disabilities Act. Этот закон защищает людей с ограниченными возможностями от дискредитации. Он содержит ряд положений и норм, регулирующих многие сферы:

  • бизнес
  • парковочные зоны
  • правила общения
  • правила обслуживания
  • требования к животным поводырей
  • требования к общественному пространству
  • требования к образовательным учреждениям

К примеру, если в магазине невозможно убрать лестницу для безбарьерного доступа, то бизнес обязан сделать так, чтобы человека могли обслужить с улицы. Ниже приведены фрагменты американских гайдлайнов для бизнеса — как сделать общественное пространство доступным для людей с ограниченными возможностями.

урбанизм сша, доступность в сша, как работает бизнес в сша, урбанизм в США, доступность в США, адаптация раненых, раненые бойцы, реабилитация бойцов, реабилитация раненых, безбарьерное пространство, доступность для инвалидов, люди с ампутациями, безбарьерность, доступность городов, инклюзивное пространство Fullscreen
Американское законодательство дает четкие и простые объяснения, как должны обслуживать людей с инвалидностью

Американский дизайнер Рон Мэйнс выделил 7 правил универсального дизайна:

  1. Равенство и доступность использования
  2. Гибкость использования
  3. Простота и интуитивность использования
  4. Доступность изложенной информации
  5. Терпимость к ошибкам
  6. Малые физические усилия
  7. Наличие нужного размера, места, места.

Именно это и должно стать основой при восстановлении украинских населенных пунктов.

Как улучшить то, что есть в Украине

Согласно государственным строительным нормам, в Украине доступными должны быть общественные места для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения, в 2020 году также был принят так называемый "закон о пандусе". Это нормы, позволяющие делать пандусы даже без документов о праве собственности или пользовании землей. Однако согласно данным Минрегиона, абсолютное большинство пандусов установлены с нарушениями. Пандус могут устанавливать без соблюдения правил: делать его без перил, или слишком узким, или с таким углом наклона, что им невозможно воспользоваться без помощи постороннего человека. Кроме этого, существует проблема с тактильной плиткой, потому что она не всегда устанавливается там, где это действительно нужно.

Существует несколько универсальных принципов дизайна:

  • безбарьерность;
  • универсальность;
  • доступность.

Основываясь на этих принципах и правилах универсального дизайна и создаются условия, при которых военные не будут чувствовать себя уязвимыми. При этом в Украине есть множество успешных примеров реализации доступного пространства и заведений.

Архитектор и городской планировщик Николай Горохов отмечает, что проблема еще и в том, что украинское общество мало информировано о доступности пространства. А ведь город должен быть открытым и дружелюбным не только для "молодых и здоровых", но и для других групп населения, например, для пожилых людей или мам с колясками.

По мнению архитектора, законодательная база в Украине неплохая. Есть вопросы к ее реализации, а также местным архитектурным департаментам и бизнесменам.

"Проблема в том, как приспособить к этим потребностям пространство, сложившееся за прошлые годы или даже столетие. Это можно преодолеть лишь тщательным вниманием к этому вопросу. Архитектурные департаменты в муниципальных органах власти должны обязательно учитывать эти вопросы при проведении ремонтов и реконструкций и требовать того же от бизнеса", – говорит Горохов Фокусу.

Военнослужащий Алексей Щербина в комментарии для Фокуса поделился своим опытом реабилитации и передвижения по городу. Боец получил ранение в Харьковской области. В один из вечеров вражеский танк обстрелял окоп бойцов. Осколок пробил ногу Алексея насквозь.

ранение на войне, ампутация на войне, адаптация раненых, раненые бойцы всу, реабилитация бойцов, реабилитация раненых, безбарьерное пространство, доступность для инвалидов, люди с ампутациями, безбарьерность, доступность городов Fullscreen
Вражеский обломок пробил насквозь стопу Алексея Щербины
Фото: Личный архив Алексея Щербины

Побратимы вытащили парня в другой окоп и оказали первую помощь, потому что турникет, который наложил Алексей себе сам, слетел от ударной волны. Врачи ампутировали стопу и сейчас боец уже научился ходить с протезом. В начале, как рассказал Алексей Фокусу, было сложно. Беспокоили фантомные боли и сама по себе нога. Благодаря усилиям врачей, нацгвардеец уже встал на ноги и полноценно перемещается по городу. Реабилитация продолжается и защитник ходит к специалистам и в спортзал.

ампутация стопы, реабилитация раненых, адаптация раненых, раненые бойцы всу, реабилитация бойцов, реабилитация раненых, безбарьерное пространство, доступность для инвалидов, люди с ампутациями, безбарьерность, доступность городов Fullscreen
Алексей Щербина в ходе реабилитации после ранения
Фото: Личный архив Алексея Щербины

Сначала трудно было ходить с протезом, нужно было привыкнуть к новым условиям. Особенно много трудностей доставляли лестницы.

как сделать город удобным, реабилитация военных, адаптация раненых, раненые бойцы всу, реабилитация бойцов, реабилитация раненых, безбарьерное пространство, доступность для инвалидов, люди с ампутациями, безбарьерность, доступность городов Fullscreen
Бойцам с ампутацией конечностей сложно преодолевать ступеньки на первых этапах реабилитации
Фото: Фокус

"В начале привыкания к протезу всегда будет сложно ходить. После занятий и между ними я пользовался коляской для передвижения, чтобы нога отдыхала и не болела. Но все эти боли со временем исчезают и ходить в протезе комфортно и безболезненно", — делится опытом Алексей.

Нацгвардеец подчеркивает, что сейчас он чувствует себя хорошо. И единственная проблема при передвижении по городу сейчас — это гололед. А вот лестница, благодаря врачам, уже перестала быть такой большой преградой. Щербина считает, что многое зависит от самого человека. Очень важно не опускать руки и двигаться дальше.

Кроме ранений с частичной ампутацией одной конечности бывают ситуации, когда бойцы теряют обе ноги. Эта ситуация труднее, ведь придется передвигаться либо на инвалидной коляске, либо с протезами на обеих ногах. А кроме ампутаций могут быть проблемы со зрением или слухом в результате различных контузий и осколочных ранений.

Как же восстанавливать украинские города?

Архитектор Николай Горохов отмечает, что восстанавливать украинские города нужно будет уже с учетом доступности и безбарьерности. В этом Украине помогут примеры Западной Европы и Северной Америки.

"И это касается не только доступности. Это и партисипация, новые подходы к озеленению, мобильности, городскому дизайну и так далее. Собственно, эти подходы уже давно существуют и работают в других странах. Нам нужно будет их реализовывать у себя", — поясняет Николай Горохов.

Если сразу заложить в восстановление городов принципы доступности, это существенно сэкономит деньги, потому что не надо будет что-то "допиливать" после восстановления. Поэтому важно не только иметь план восстановления, но и генеральный план развития украинских городов на годы, а лучше — на десятилетие вперед.

Проводить конкурсы с привлечением западных студий, брать пример с Западной Европы. В Украине прогресс в доступности наметился еще с 2014 года. Как отмечает архитектор Николай Горохов, в 2015 году тактильная разметка и тротуары в один уровень с дорогой можно было увидеть только в центре Киева. А сейчас подобными переходами в Украине уже никого не удивить.

Материал создан при поддержке проекта "Освіта з Накипіло" и DW Akademie в Украине.

Важно
Как ветеран АТО на протезе насобирал 7 млн на ВСУ — невероятная история Александра Швецова
Как ветеран АТО на протезе насобирал 7 млн на ВСУ — невероятная история Александра Швецова