Молчание аятолл. Как Турция и Израиль загнали Иран в угол, начав войну в Карабахе
Как иранские СМИ освещают войну в Карабахе и почему Тегеран остается пассивным наблюдателем, выражающим озабоченность, рассказывает Фокус.
Режим тишины
После начала уже третьего по счету карабахского конфликта, Исламская Республика Иран хранила молчание в течение нескольких дней, наблюдая за ситуацией со стороны. Никаких официальных заявлений от президента Хасана Рухани в сентябре в СМИ не поступало. Информационное агентство IRNA вплоть до 7 октября публиковало заявления иранских послов и политологов, не говорящих ничего конкретного и призывающих стороны к мирному диалогу, а также сообщения о переговорах президента Рухани с Баку и Ереваном.
Сложившаяся ситуация даже привела к казусу: журналисты Национальной телерадиокомпании Islamic Republic of Iran Broadcasting (IRIB), работающие в Ереване и Баку, предоставили два противоречивых сюжета, хотя, по идее, оба офиса должны транслировать официальную позицию правительства. Спецкор IRIB в Азербайджане Мехраб Морадорди в своем видеосюжете процитировал президента Ильхама Алиева, обвиняющего Армению в эскалации конфликта. В то же время спецкор из Армении, Георгий Эбрахими, в своем репортаже привел цитату премьер-министра Никола Пашиняна, винящего в провокациях Азербайджан. А теперь представьте реакцию зрителей: правительство как воды в рот набрало, государственные СМИ то ли мегаобъективны, то ли просто не знают, как следует подавать информацию… в итоге, граждане — в замешательстве.
Аккуратное заявление
Тем временем ситуация внутри страны накалялась: в конце сентября две мины упали на территории Ирана. Позже инциденты еще несколько раз повторились — уговоры иранской стороны быть аккуратнее при стрельбе друг в друга не действуют ни на одну из сторон и по сей день, передает fa.shafaqna.com. Ложку дегтя добавили и беспилотники израильского производства, залетевшие со стороны Азербайджана и впоследствие успешно сбитые иранскими военными. В общем, президенту пришлось заговорить, аккуратно кинув камень в турецкий огород.
"И война, и оккупация [Нагорного Карабаха] для нас недопустимы. Мы надеемся на восстановление стабильности в регионе", — прокомментировал глава государства, добавив, что не допустит переправки террористов, "... с которыми Иран боролся долгие годы в Сирии", на "пограничные пункты под различными предлогами".
Протесты националистов: вроде бы есть, а вроде бы нет
Масла в огонь плеснули турецкие СМИ, которые опубликовали сообщение о том, что Иран якобы поставляет оружие в Армению на грузовиках, хотя позже эту информацию опровергло иранское Посольство в Баку. Но, как говорится, было уже поздно. "Вброс" спровоцировал волнения среди иранских азербайджанцев. Они требовали поддержки духовного лидера, выражали недовольство его молчанием, ведь для них именно он — тот человек, который должен выступать в защиту шиитов. Но имам не произнес ни звука. "Утечку информации", которая должна была немного успокоить народ, устроил председатель духовного управления мусульман Закавказья Аллахшукюр Пашазаде. В комментарии IRIB он заявил, что несколько чиновников и религиозных деятелей, входящих в близкий круг имама Хомейни, поддерживают шиитов Азербайджана. Однако он немного опоздал.
Раскачивать ситуацию принялись националисты, отстаивающие идею сепарации Иранского Азербайджана (регион на севере Ирана) и его присоединения к Республике Азербайджан. В регионе вспыхнули акции протестов.
Интересно, что эти акции иранскими СМИ практически не освещались. Есть лишь немного новостей на онлайн-ресурсах, при чем написанных весьма сдержанно, а видео в них подобраны избирательно. К примеру, mashreghnews.ir о пишет: "Несколько человек, скандировавших этноцентрические лозунги, были арестованы полицией", тогда как на одном из видео, размещенном на сервисе "Аппарат" (иранский аналог YouTube), отчетливо слышен лозунг: "Фарс, рус, армени — Азербайджан душмани", что переводится как "Персы, русские, армяне — враги Азербайджана". Но ни этого лозунга, ни видео с ним на сайте нет.
Издание hamshahrionline.ir сообщало о 500 протестующих в Табризе, khabaronline.ir и rahbordemoaser.ir вообще не называли их количества, но указывали, что акции проходили не только в Табризе, но и в Зенджане и Ардебиле (города того же региона, — прим. ред.), mashreghnews.ir поделился подробностями:
"Карабахских конфликт спровоцировал акции протестов в Табризе. Около 500 человек собрались на улице Растех Куче. Протестующие требовали прекращения оккупации Карабаха. Через несколько часов демонстранты были разогнаны полицией. Также в городе Зенджане около 50 человек пытались организовать акцию на Сабзех-Майдане, но не смогли этого сделать из-за присутствия представителей правоохранительных органов... В городе Ардебиле на митинг также вышли около 50 человек, но после вмешательства полиции акция завершилась".
И только независимое издание akhbar-rooz.com сообщает еще и об арестах, ссылаясь на информагентство HRANA: "В городах Ардебиль, Тебриз, Урмия, Мешкиншехр, Парсабад Моган и Зенджан задержаны 38 человек. Есть информация, что их больше. Эти люди были арестованы на улицах, в офисах и домах".
А что касается медиамонополиста IRIB, то он вообще закрыл на глаза на протесты.
"Для иранских медиа — это вполне нормально. Когда в стране происходят подобного рода инциденты, наши СМИ стараются не раздувать из мухи слона. Прежде всего, чтобы не допустить волнений среди населения, потому что возникшая цепная реакция может привести к гораздо большему конфликту. Дело в том, что Иран — мультинациональная страна. Там, кроме персов, живут азербайджанцы, армяне, курды, луры, арабы, пуштуны, таджики и другие. Каждая из народностей имеет высокую концентрацию в определенных регионах. Представьте, что будет, если вслед за иранскими азербайджанцами захотят отделиться курды, или луры, или арабы. Это прямой путь к развалу страны. А так протесты задавили на корню", — комментирует иранский политолог Мехди Джахани.
Слова политолога о том, населению не стоит внешний конфликт превращать во внутренний, в своем комментарии СМИ подтвердил член комитета по политике и безопасности региона Иранский Азербайджан Алияр Растгу: "Очевидно, что любая официальная позиция касательно внешней политики, в частности, карабахского конфликта, находится в компетенции дипломатического аппарата страны, а не демонстрантов".
Кто виноват?
ВажноТак, по мнению журналистов из mashreghnews.ir "... позиция Исламской Республики заключается в поддержке прекращения оккупации Нагорного Карабаха. Но в настоящее время вмешательство Израиля и Турции... усложнили конфликт".
То же траслирует и salameno.com: "Роль Израиля в этом конфликте значительна. Израиль рассматривает Иран как соперника и врага и знает, что, поддерживая Азербайджан, он не только сделает границы Ирана небезопасными, но и станет на один шаг ближе к нему. Вопрос в том, допустит ли это Иран".
А что там с Россией?
Нередкой является и информация о привлечении России к переговорам, с тем, чтобы она снова "успокоила" амбициозную Турцию.
"Турция никак не умерит свои имперские амбиции: желание воссоздать Османскую империю не покидает ее. Также она не может простить Ирану то, что он поумерил ее аппетиты в Сирии. И сделал это не без помощи России. Так что и открытая поддержка Азербайджана, и дружба с Израилем (при попытках ее скрыть), и "вбросы" в СМИ — все это не более чем попытки третировать Иран, занимающий более влиятельную позицию к северо-востоку от Персидского залива", — комментирует историк Милад Мирзаголи.
В то же время историк и социолог Хаги Уйгур в своей колонке для iramcenter.org предупреждает, что ведя переговоры, Ирану стоит быть осторожным не только с Турцией, взявшей на себя роль спасительницы Азербайджана, но и с Россией, поддерживающей Армению.
"Ирану достаточно заявить о своей готовности выступить посредником в переговорах между конфликтующими сторонами. Из публикаций локальной и общенациональной прессы, понятно, что Иран придерживается такой же позиции, как и 30 лет назад: Армения оккупировала территорию Азербайджана и должна покинуть ее. В подтверждение этому Иран закрыл свои воздушные границы, и теперь Россия не имеет возможности переправить оружие и военную технику в Армению через Иран. Однако Тегерану, который после первой чеченской войны и гражданской войны в Таджикистане старался больше не конфликтовать с Россией, нужно проявлять недюжинную осторожность, ведь сейчас он находится в более сложном положении, чем когда-либо".
Стоит ли Ирану поддерживать Азербайджан?
Хаги Уйгур считает, что если Иран и должен открыто поддерживать Азербайджан, то только при одном условии — масштабировании регионального конфликта до турецко-армянской или даже мусульманско-христианской войны. В таком случае шииты вынуждены будут защищать шиитов.
Эксперт в области международного права Юсеф Молаи в комментарии IRNA заявил, что Иран должен действовать исключительно в правовом поле.
"Советом безопасности ООН были приняты 4 резолюции по немедленному выводу ВС Армении из Карабаха, однако их условия не выполнены. Иран, который всегда поддерживается правил и принципов международного права, может сыграть главную роль в урегулировании карабахского конфликта и при этом продемонстрировать свое влияние всему миру", —сказал он.
Политолог Омид Дана посвятил карабахскому конфликту несколько выпусков на своем YouTube-канале. Он считает, что с Арменией ни в коем случае не стоит ссориться, ввиду хороших партнерских отношений, "дружбы против" Израиля и возможного конфликта с Россией. А помогать Азербайджану не стоит.
Важно"Иран уже помогал Азербайджану во время второго конфликта, предоставив не только технику, оружие, но и обучив 6500 солдат. Но позже Азербайджан предал Иран, заключив соглашение с Израилем и вышвырнув наших военных. Израиль предложил тогда Гейдару Алиеву "план победы" над Арменией за считанные дни. И что в итоге? Воз и ныне там! Да, азербайджанцы — тоже шииты, но Иран сейчас беспокоит безопасность границ и стабильность экономики, а вовсе не религиозный вопрос. Нашей стране затягивание конфликта не выгодно, с какой стороны ни посмотри. А вот Израилю и Турции войну только подавай. Конечно, напрямую выступать против Ирана они не осмелятся, но подраконить — вполне могут. А вообще, и Армения, и Азербайджан во все времена были частью Персидской империи. Так что рано или поздно обе конфликтующие стороны к нам вернутся", — иронизирует популярный в Иране эксперт.