Изношенный атом. Появятся ли в Украине новые АЭС и что сделают с выработавшими свой ресурс
Украина не собирается отказываться от атомной энергетики. Однако большинство энергоблоков отечественных АЭС вскоре могут закрыть из-за их почтенного возраста. Фокус разбирался, как решают эту проблему и будут ли строить новые станции.
Сегодня в Украине работают 15 энергоблоков на четырех АЭС. Их суммарная мощность — 13,835 ГВт. Они производят около половины электроэнергии в стране. Срок эксплуатации, установленный при их проектировании, составляет 30 лет. Этот рубеж преодолели 12 энергоблоков, но всем им Государственная инспекция ядерного регулирования Украины (Госатомрегулирования) продлила сроки эксплуатации на 10–20 лет. Так, три энергоблока Южно-Украинской АЭС (ЮУАЭС) будут работать до 2023–2030 годов. Пять из шести реакторов Запорожской АЭС (ЗАЭС) — до 2025–2037 годов, первый и второй блоки Ровенской АЭС (РАЭС) — до 2030–2031 года, а первый блок Хмельницкой АЭС (ХАЭС) — до 2028 года. Самые молодые энергоблоки — на ЗАЭС-6 (эксплуатируется с 1995 года), ХАЭС-2 (с 2004-го) и РАЭС-4 (с 2004-го), их проектный срок эксплуатации не исчерпан.
В Минэнерго уточняют, что сроки эксплуатации продлеваются в соответствии с индивидуальными программами для каждого энергоблока. Решение принимает Госатомрегулирования по результатам оценки безопасности, которую проводят раз в 10 лет.
"Результаты оценки технического состояния корпусов реакторов и других критических элементов свидетельствуют о возможности безопасной эксплуатации большинства энергоблоков в течение 60 лет", — утверждают в Минэнерго. То есть теоретически украинским реакторам и далее будут продлевать жизнь.
ВажноОльга Кошарная, эксперт по атомной энергетике, подчеркивает, что Украина отнюдь не пионер в продлении срока эксплуатации атомных станций. Первыми на такой шаг пошли США, где из 150 реакторов около 90 работают сверх своих проектных сроков. Похожие процессы происходят в Европе. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) финансирует экспертную работу и выработку рекомендаций относительно управления старением энергоблоков и их долгосрочной эксплуатации, ведь в 1970-е, когда начала активно развиваться ядерная энергетика, при проектировании энергоблоков закладывали консервативные подходы.
"Для энергоблоков критично только состояние корпуса. Если оно не вызывает замечаний, реактору продлевают срок эксплуатации, поскольку остальное оборудование можно обновлять, — говорит Ольга Кошарная. — В Украине на 12 энергоблоках заменили старые блоки управления на современные системы с высоким уровнем безопасности, которые изготавливают украинские предприятия — кропивницкий "Радий" и северодонецкий "Импульс". Поэтому сейчас эти блоки гораздо надежнее, чем на момент постройки".
Украинские АЭС: жизнь после срока
Продление сроков работы реакторов откладывает их вывод из эксплуатации максимум на 20–30 лет.
"К 2040 году срок эксплуатации всех работающих сегодня в Украине энергоблоков составит не более 50 лет. В будущем судьба энергоблоков, которые отработают до 60 лет, будет решаться исходя из соображений рациональности и безопасности", — уточняют в НАЭК "Энергоатом".
Процесс вывода из эксплуатации уже проходят энергоблоки Чернобыльской АЭС. Последний действующий там третий блок остановили в 2020 году, однако работы на станции продолжаются. В Минэнерго уточняют, что снятие с эксплуатации энергоблока в целом составляет 55–60 лет. Процесс разделен на стадии: прекращение эксплуатации, окончательное закрытие, консервация, выдержка и демонтаж.
Срок эксплуатации блоков АЭС — 30 лет. Этот рубеж преодолели 12 блоков, но Госатомрегулирования продлила сроки их работы на 10–20 лет
Все этапы регулируются принятой в 2016 году концепцией снятия с эксплуатации действующих атомных электростанций Украины. Она предусматривает два способа демонтажа — неотложенный и отложенный.
"В первом случае процесс начинается сразу после завершения стадии прекращения эксплуатации ядерной установки. Во втором — блок переводится в безопасное состояние и выдерживается несколько десятков лет, после чего начинается демонтаж оборудования, систем, зданий и т. п. Оптимальным вариантом для действующих энергоблоков определили отложенный демонтаж с выдержкой 30 лет", — рассказывают в "Энергоатоме". Аналогичным образом с реакторами подобного типа поступят в Болгарии, Словакии, Венгрии, Чехии и России.
Процесс вывода из эксплуатации не только долговременный, но и затратный. По информации Минэнерго, стоимость снятия с эксплуатации энергоблоков ВВЭР-440 оценивается в $288,1 млн. К такому типу относятся старейшие в Украине первый и второй энергоблоки РАЭС.
Вывод из эксплуатации энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000, которых в Украине 11, обойдется еще дороже — $367,1 млн. А в целом демонтаж 15 работающих сегодня энергоблоков будет стоить более $5 млрд. Однако эксперты называют куда более внушительные суммы. "По опыту других стран, вывод одного блока обходится в $1 млрд, так что нам потребуется около $14 млрд", — комментирует Юрий Корольчук, эксперт Института энергетических исследований.
Финансироваться эти работы должны за счет резерва, предназначенного для снятия с эксплуатации ядерных установок.
"В мире буквально с первого выданного АЭС киловатта начинают откладывать средства в фонд снятия с эксплуатации, но в СССР такой практики не было. Только с 2005 года в Украине на законодательном уровне ввели обязательные отчисления на эту статью", — рассказывает Ольга Кошарная.
Средства на вывод энергоблоков из эксплуатации, начиная с 2005 года, на специальный счет в Госказначействе перечисляет "Энергоатом". В декабре 2020-го Счетная палата провела аудит этого финансового резерва и пришла к выводу, что он наполняется в недостаточных объемах, а аккумулированные в нем средства обесцениваются из-за инфляции.
В "Энергоатоме" оправдываются: "Для защиты средств финансового резерва от инфляции законодательством предусмотрено их размещение в государственные ценные бумаги. Однако процедура не работает и реальные механизмы защиты от инфляции отсутствуют". В целом, по информации Счетной палаты, к началу октября прошлого года в резерв перечислили чуть более 80% от запланированного объема — 5,1 млрд грн (около $178,5 млн).
Тонкости хранения отработанного ядерного топлива (ОЯТ)
Одним из важных вопросов атомной энергетики остается обращение с опасными отходами. По отношению к радиоактивному отработанному ядерному топливу (ОЯТ) в большинстве стран придерживаются политики выжидания. Для ОЯТ обеспечивают надежное хранение на период 50–100 лет с расчетом на то, что в перспективе заработают технологии повторного использования такого топлива или его безопасной утилизации.
"ОЯТ — ценный энергетический ресурс, который можно использовать для изготовления топлива будущего поколения реакторов, — рассказывает Ольга Кошарная. — Такие технологии развиваются. В мире реализуются десятки проектов ядерных реакторов малой и средней мощности, где будет возможно использование повторно переработанного топлива". Внедрение такой технологии позволит реализовать замкнутый топливный цикл, что будет способствовать сохранению ресурсов и уменьшению отходов. Но это дело будущего. Сейчас же алгоритм работы с ОЯТ в Украине предполагает его выгрузку из реактора и выдержку в бассейнах энергоблоков АЭС. После этого отработанное топливо трех станций (кроме Запорожской) по оставшейся с советских времен традиции вывозят на длительное хранение с последующей переработкой в Россию. ОЯТ с ЗАЭС поступает на длительное хранение в пристанционное хранилище сухого типа (СХОЯТ), расположенное на площадке станции.
Отказываться от АЭС Украина не планирует. В "Энергоатоме" говорят, что будут строить два энергоблока на Хмельницкой АЭС
Для отработанного топлива Чернобыльской АЭС предназначено хранилище сухого типа ХОЯТ-2, расположенное в Зоне отчуждения. Как отмечает Кошарная, это сложное инженерное сооружение, а не "ядерный могильник", как часто пишут СМИ. Его строительство финансировалось со Счета ядерной безопасности, управляемого ЕБРР. Достраивала объект американская компания Holtec International. В конце 2020 года туда загрузили первый пенал с ОЯТ ЧАЭС, которое ранее хранилось в построенном при СССР ХОЯТ-1.
В 2015 году стартовал проект строительства в Чернобыльской зоне Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) в соответствии с технологиями Holtec International. Туда будет поступать топливо со всех украинских станций.
"Начиная с 2021 года, после введения ЦХОЯТ в эксплуатацию вывоз ОЯТ украинских АЭС в Российскую Федерацию полностью прекратится", — заявляют в Минэнерго.
"ЦХОЯТ — проект с многострадальной судьбой. Поскольку у нас в атомной энергетике традиционно было сильным пророссийское лобби в лице Юрия Бойко [экс-министра энергетики] и Андрея Деркача [политика, экс-президента "Энергоатома"], проект тормозился. В результате мы теряли время и ежегодно платили по $200 млн России ($2 млрд за 10 лет)", — комментирует ситуацию Кошарная.
Заработает ли ЦХОЯТ в ближайшее время — вопрос открытый. В НАЭК "Энергоатом" утверждают, что строительные работы завершены. Сейчас специалисты госкомпании готовят железнодорожный участок Вильча — Янов длиной 43 км, а Укрзализныця в апреле 2021 года должна начать работы по реконструкции и прокладке этого участка. Процесс пошел после того, как Кабмин передал этот участок железной дороги на баланс "Энергоатома".
Как только работы завершат, на площадке ЦХОЯТ начнут принимать отработанное топливо с РАЭС, ЮУАЭС и ХАЭС, что станет большим вкладом в энергетическую независимость Украины. По мнению Корольчука, ускорить решение вопроса должна необходимость хранения ОЯТ японско-американской компании Westinghouse, которое используют несколько украинских реакторов, ведь Россия его точно не примет.
Атом остается
Мир не собирается отказываться от атомной энергетики, как может показаться из-за озвученных лидерами некоторых стран заявлений.
"Европа потеряла пальму первенства в атомных технологиях, так как Германия приняла сугубо политическое решение о закрытии АЭС, — считает Кошарная. — Сейчас лидируют США и Канада, сильная школа есть в Южной Корее. В мире строится более 50 реакторов, в том числе в Китае, Индии, на Ближнем Востоке, даже в таких обеспеченных нефтью и газом странах, как ОАЭ и Иран".
По опыту других стран, вывод одного блока АЭС из эксплуатации стоит $1 млрд, так что нам потребуется около $14 млрд
Украина также планирует развивать атомную энергетику. В частности, предлагается завершить строительство энергоблоков №3 и №4 на площадке ХАЭС мощностью по 1047 МВт каждый с проектным сроком эксплуатации 50 лет. Их начали строить в 1985–1986 годах, однако в 1990-м работы приостановили. Кроме того, для замещения энергоблоков, исчерпывающих свой ресурс, предусматривается строительство новых мощностей на площадках действующих в стране АЭС. "Подготовительный этап достройки энергоблоков №3 и №4 ХАЭС завершен. На очереди строительные работы. Состояние стройплощадок соответствует проектным требованиям. Прилегающую территорию очистили от кустарников и деревьев, откачали воду из турбинного отделения третьего энергоблока. Составлены акты обследования оборудования, которое хранится на складах ХАЭС и может использоваться для достройки", — сообщили Фокусу в НАЭК "Энергоатом".
ВажноОдновременно "Энергоатом" рассматривает варианты создания замещающих энергоблоков на площадке ЮУАЭС в рамках проекта "ядерного острова". Он предполагает, что для введения в эксплуатацию новых мощностей на 4–5 ГВт с 2030 по 2040 год уже сейчас необходимо выбрать реакторную технологию и проекты новых энергоблоков, пройти этапы лицензирования и провести все предпроектные работы.
Ольга Кошарная идею возобновления строительства двух энергоблоков Хмельницкой АЭС не поддерживает. Будущее украинской атомной энергетики она видит в реализации проектов более маневренных малых и средних реакторов на площадках существующих АЭС. Собеседница Фокуса напоминает, что для развития этого направления "Энергоатом", а также Государственный центр ядерной и радиационной безопасности в 2019 году подписали меморандум с Holtec International о создании консорциума по изучению и внедрению в Украине технологии малых модульных реакторов SMR-160.
"Построение способных маневрировать новых блоков, проектный срок эксплуатации которых составляет 50 лет и может быть продолжен еще на 50 лет, позволит нам закрыть угольные ТЭС", — заключает Юрий Корольчук.