Прорыв трубы
Дипломатический вояж президента и премьера в Брюссель, в ходе которого европейцы торжественно пообещали вложить $2,5 млрд. в модернизацию украинской газотранспортной системы, многие называют прорывом:
и в газовом вопросе, и в отношениях первых лиц. Но был ли он в действительности?
У журналистов есть циничное правило: умрет, тогда напишем. И правда, зачем овациями встречать то, чего нет? Документ, который подписали с европейцами в Брюсселе премьер и президент, это всего лишь "спільна заява" – декларация со множеством недоговоренностей и оговорок. В Киеве сразу же ухватились за слова председателя Еврокомиссии Баррозу: дескать, брюссельские встречи – это позитивный момент и даже сигнал МВФ: кредиту – быть! Украинцы, тысячу раз зарекавшиеся обсуждать политику большую и малую, в который раз порадовались за успешную "командную игру" и очередное "примирение" своих оранжевых небожителей Ющенко и Тимошенко. Словом, осталось дождаться следующего вторника. Дня, когда судьба кредита МВФ окажется в руках парламента (именно депутаты должны утвердить пакет законов, необходимых для сотрудничества с фондом).
Таким образом, страна вовлечена в очередную общенациональную кредитоманию. Поэтому очень интересно знать: а чем будем отдавать? Убеждена, если бы вопрос, брать или не брать взаймы, решался на общенациональном референдуме, большинство населения страны сказало бы кредиту "нет". Ведь наученных горьким опытом кредитования в условиях кризиса – миллионы.
Зато за идею – привлечение европейских потребителей газа к благородному делу модернизации нашей газовой трубы – высшему руководству страны, конечно, "зачет". Правда, деньги тут только полдела. Для модернизации же ГТС еще предстоит непростой поиск подрядчиков и масса прочей техническо-политической работы. Тем временем обиженная происходящим Россия уже подает тревожные сигналы.
Первый – когда российская делегация покинула заседание в Брюсселе, как только дело дошло до подписания бумаг по ГТС. Москва в украинско-европейских договоренностях не участвовала, да и не хотела их, ведь модернизированная украинская труба ставит крест на постройке российских альтернативных газопроводов.
"Мира между президентом и премьером нет и не будет. Но надо отдать должное их актерскому мастерству"Второй сигнал – более громкий и как всегда с элементами шантажа – подал премьер Путин. Человек, который в самые судьбоносные моменты телепортируется ближе к газовому вентилю и дает понять, что прикрутить или закрутить его – дело нескольких минут. "А где будете брать газ?" – резонно спросил он сияющих счастливыми улыбками подписантов соглашения.
Похоже, что Украина опять выигрывает лишь бой. Сражение за газотранспортную систему впереди. Чем оно закончится – вопрос открытый. Ведь у России большой опыт "прикарманивания" ГТС "братских" народов – Белоруссии, Молдавии.
Есть тайное и глубоко интуитивное подозрение, что Кремль вряд ли приступит к осаде украинской ГТС с открытым забралом. Наверняка будет действовать через "засланных казачков" и "троянских коней" в самой Украине. Причем люди, готовые поучаствовать в этом театрализованном представлении, найдутся как в команде президента, так и премьера.
И вот тут-то мы переходим к мифическому примирению Тимошенко и Ющенко. Разочарую тех, кто с умилением рассматривал брюссельские кадры, на которых они так пронзительно друг другу улыбались. Мира между ними нет и не будет. Но надо отдать должное их актерскому мастерству: хватило же выдержки и ответственности не испортить игру, которую готовили целый год! Не следует сбрасывать со счетов и "предупредительный выстрел", сделанный г-ном Баррозу. Ведь брюссельские договоренности, как поговаривают в окружении премьера, были в шаге от срыва: маски-шоу в "Нафтогазе" европейцев не просто насторожили, а откровенно напугали. Отсюда и требования г-на Баррозу к Ющенко и Тимошенко угомониться и проявить солидарность. На Печерских холмах к нему прислушались. Вероятнее всего, из чувства самосохранения.
Но взаимные улыбки с их лиц исчезнут, дайте только обещанные кредиты. Ведь президентские выборы еще никто не отменял.