Птенцы Ющенко

Это было в 2006 году. Меня пригласили провести мероприятие с участием президента в одном из концертных залов столицы

Related video

Приглашение, как это часто у нас случается, было добровольно-принудительным, и я согласилась. Ничто не предвещало неприятных моментов: до мелочей прописанный сценарий, полное отсутствие импровизаций.

Пикантный момент возник, казалось бы, в наиболее выписанном месте сценария – на выступлении президента. Когда Виктор Андреевич закончил обращение к собравшимся и направлялся со сцены в свой ряд, его проводили настолько жидкими аплодисментами, что мы с ведущим растерялись и решили заполнить паузу – идти по программе дальше. А далее в тексте были слова: "Поздравления шлет также премьер-министр Виктор Янукович". Каково же было мое удивление, когда зал – "сливки общества" – начал на этом месте громко хохотать, и как жалко стало Виктора Ющенко, которому этот хохот звучал в спину. Я поняла, что это была реакция нашего болеющего политикой общества на иронию судьбы: Ющенко, который так отчаянно боролся с конкурентом, получил своего соперника в премьеры. Но это не апофеоз истории. За кулисами ко мне подошел (не буду называть фамилии) молодой человек из окружения президента и начал выговаривать: "Наташ, ну как ты могла? Это похоже на провокацию!" В ответ на мою реплику: "В чем моя вина? Есть утвержденный сценарий, и протокол не нарушен" прозвучало следующее: "Надо разобраться с авторами этого сценария и надавать по шапкам".

Неприятно? Да. Стыдно? Да. За страну и ее чиновников. За окружение президента. За мелкость мышления, негосударственный стиль и низкий слог.

Нас так быстро опустили с оранжевого неба на грешную землю, что мы уже ничему не удивляемся и почти не осуждаем действия "высших должностных лиц". Что бы они ни делали – получали взятки, швыряли в лицо людям бумаги или устраивали скандал в аэропорту другого государства, – за всем этим мы наблюдаем, смакуя детали.

"Смех в спину услышит в свое время каждый, кто сейчас смехом провожает правителя в прошлое"

Видит ли это президент? Уверена, что да. Беспокоит ли это его? Подозреваю, что нет. Виктор Ющенко известен своей терпимостью. Могу предположить: он объяснил бы этот разгул чиновничьей вакханалии проблемами роста молодой демократии.

И лишь по завершении очередного эпизода – он скупо подводит черту "отставка". Вспомним тех, кто по разным причинам теперь не с президентом: Мартыненко, Третьяков, Жвания, Порошенко, Зинченко, Рыбачук.

Вспомним первую пятерку списка пропрезидентского НУНСа – Гриценко, Яценюк, Кириленко, Луценко, Катеринчук – все они дрейфуют в направлении противоположном ему, Ющенко.

И вот на этой неделе глава государства оказался в состоянии развода с последним из своих могикан – Виктором Балогой. С кем же он остался? Кто войдет в команду Ющенко на выборах? Кто выступит спонсором его избирательной кампании? На эти вопросы сейчас ищут ответы на Банковой.

Сделана ставка на Веру Ульянченко. Но не на нее одну – к рулю будут подтягиваться никому не известные и не запятнавшие себя в масштабе страны политики, региональные руководители. Что любопытно, теперь взамен закарпатских называют фамилии деятелей из Центральной Украины – Полтавы, Сум, Черкасс. Заканчивается время западно-украинской команды?

Так или иначе, Балога – персонаж, который покидает мизансцену. Его отставка – проигрыш или выигрыш президента? Пока точно можно сказать, что Ющенко – это был выигрыш Балоги. За время пребывания у руля канцелярии он аккумулировал достаточно ресурсов, чтобы без риска отправиться в большое самостоятельное плавание. Замечу: Балога уходит сам. Когда этого захотел он, а не Ющенко. Когда подготовил командный блиндаж ("Единый центр"), стратегический резерв и в любой момент – в зависимости от договоренностей – может или начать партизанскую войну против Секретариата, или наоборот – готовить место и иммунитет в парламенте для себя и своего бывшего шефа.

Впрочем, сейчас президент остался один.

Я бы не стала разделять мнение тех, кто считает, будто Ющенко – это прошлое. Симпатии украинцев – вещь переменчивая. Вполне возможно, мы еще скажем, отводя глаза: "Андреевич, а ты был прав".

По крайней мере, я со стопроцентной уверенностью могу утверждать, что смех в спину услышит в свое время каждый, кто смехом провожает правителя в прошлое. Потому что прошлое, как правило, оказывается лучше будущего.