Нехорошее место. Почему премьер-министр Яценюк недоволен главой Минздрава

Фото:УНИАН
Фото:УНИАН

Арсений Яценюк поручил провести служебное расследование деятельности Александра Квиташвили и дал министру три месяца на то, чтобы можно было увидеть результаты реформ

Related video

О том, что в работе Минздрава вызвало недовольство премьер-министра, Фокусу рассказал Владимир Курпита, бывший глава Госслужбы по борьбе с ВИЧ/СПИД, который возглавлял экспертную группу в Минздраве по реформе системы здравоохранения и вместе с Квиташвили претендовал на кресло министра.

С чем, по вашему мнению, связано недовольство Яценюка работой Минздрава?

— Сегодня министр здравоохранения фокусируется на проведении реформ, результаты которых будут видны в среднесрочной перспективе. В то же время параллельно должны решаться текущие проблемы, организовываться тендерные закупки, решаться медицинские вопросы, связанные с военными действиями на востоке Украины. Я так понимаю, главное — насколько Минздраву удается совмещать стратегическое развитие отрасли и решение текущих проблем.

Что сейчас с проведением госзакупок лекарств?

— Министерство здравоохранения до сих пор не сформировало перечень по закупкам, поэтому очень сложно проводить переговоры с производителями.

Почему перечень не был сформирован?

— Проведение госзакупок — хроническая проблема министерства. Минздрав сам заказывает товар, сам его покупает и самостоятельно контролирует исполнение. Основной вопрос в том, как, выполняя эти три функции, не быть вовлеченным в коррупционные схемы. Чтобы его решить, Александр Квиташвили хотел создать Агентство по государственным закупкам, которое должно было заниматься всеми вопросами, связанными с проведением тендеров. Но для этого нужно было изменить множество законодательных актов. Вовремя этого сделать не удалось. Министерство столкнулось с той же проблемой, что и в прошлом году, — нужно обращаться к посредникам, дистрибуторам. Эти компании должны взять на себя часть рисков, связанных с поведением госзакупок.

"За 23 года у нас сменилось больше двадцати министров здравоохра-нения. Единственная попытка что-то изменить была в 2005-2006 годах"


Владимир Курпита
о круговороте глав Минздрава
Fullscreen
Владимир Курпита о круговороте глав Минздрава

Что это за риски?

— Это валютные колебания, вопросы, связанные со сроками поставок и своевременной оплатой. Деятельность Минздрава привязана к госбюджету, Государственное казначейство осуществляет выплаты с определенной периодичностью, на которую Минздрав не всегда может влиять. А лекарства могут быть нужны срочно.

Кроме того, пока не решена проблема недобросовестных поставщиков, которые были выявлены в прошлом году. Нет процедуры, которая позволила бы исключить их из списков потенциальных партнеров.

Почему нельзя напрямую обратиться к производителям, минуя посредников?

— Можно, по закону участие в тендерах — дело добровольное. Но есть нюансы. Техническая документация, которая разрабатывается Минздравом, составлена на украинском языке, она ориентирована в первую очередь на национального партнера. Кроме того, цена на медпрепараты привязана к валютному курсу. Все эти вопросы пока берут на себя посредники.

Что удалось Квиташвили за пять месяцев на посту министра?

— В конце марта приняты два закона. Первый — о возможности закупать лекарства через международные организации, второй — об освобождении этих операций от налогообложения. Также были разработаны и представлены в Кабинете министров семь законопроектов по реформированию здравоохранения. Они предусматривают изменение правового статуса лечебных учреждений, предоставление им возможности автономного управления, изменение системы финансирования медицинских учреждений и т. д. Речь идет о внесении изменений в законодательство о здравоохранении, Хозяйственный, Налоговый, Бюджетный кодексы и закон о государственных закупках.

Александр Квиташвили говорил, что проведению реформ мешает бюрократия. Насколько это серьезное препятствие?

— Безусловно, серьезное. В Украине законодательство детально прописывает все шаги и процедуры. Оно создавалось в течение 25 лет, иногда в угоду людям, которые трактовали его в свою пользу. Теперь для того, чтобы изменить даже что-то незначительное, нужно вносить изменения в законы. Могу привести пример с автономизацией медицинских учреждений. Внедрение этой идеи требует внести изменения в семь законов и огромное число подзаконных актов.

Почему ни у кого из предшественников Квиташвили не получилось реформировать медицинскую отрасль?

— Во-первых, здравоохранение никогда не было приоритетом правительства. Во-вторых, политическая жизнь в Украине стремительна. Любая реформа должна вызревать и внедряться в течение какого-то времени. Чтобы реформировать медицину, нужно принимать непопулярные решения, которые не принесут политический капитал и негативно отразятся на имидже. За 23 года у нас сменилось больше двадцати министров здравоохранения. Единственная попытка что-то изменить была в 2005-2006 годах, когда министром был Николай Полищук, потом произошла смена власти. Если сравнить нашу ситуацию и ситуацию в Грузии, то там реформирование началось с 1996 года, и каждый следующий министр последовательно продолжал начатое предшественниками. У нас же каждый новый министр писал свою концепцию.

Вы были одним из претендентов на кресло министра здравоохранения. Почему не удалось получить эту должность?

— Я не буду отвечать на этот вопрос.