Педофилия, куклы-убийцы и антинаучные теории. 5 скандалов года, показавших темную сторону YouTube
Год только начался, но YouTube уже оказался замешан в нескольких резонансных скандалах. Что это за скандалы, и почему популярная видеоплатформа не может (или не хочет) справиться с сомнительным контентом, разбирался Фокус
В марте YouTube удалила каналы группы SevenAwesomeKids с двадцатью миллионами подписчиков – через месяц после того, как один из его создателей признал себя виновным в жестоком обращении с детьми. И спустя как минимум два года после того, как стало известно, что эти "тинейджерские" каналы на самом деле являются сообществом педофилов.
55-летний британский продюсер Ян Райлетт был арестован в августе 2018 года в США по подозрению в растлении несовершеннолетней. Одна из моделей его каналов SevenAwesomeKids (девочка в возрасте 15 лет) заявила, что продюсер заставлял ее раздеваться и трогал за грудь. По словам прокуроров, в так называемом контракте от несовершеннолетних требовалось "снимать все предметы одежды по указанию руководства".
Чтобы избежать публичного судебного процесса и возможного 15-летнего тюремного срока, продюсер заключил сделку, признав вину в жестоком обращении с детьми, и получил всего 90 дней заключения. Ему запрещено контактировать с потерпевшей и другими несовершеннолетними, за исключением собственной дочери.
В YouTube не оставили инцидент без внимания. "Мы очень серьезно относимся к безопасности на YouTube и тесно сотрудничаем с ведущими организациями по защите детей. Когда мы узнаем о серьезных обвинениях такого рода, мы предпринимаем решительные действия, которые могут включать в себя блокировку каналов после завершения расследования", – заявил представитель компании.
Впрочем, "серьезное отношение" не помешало разгореться весьма громкому скандалу.
Детям здесь не место
Да и "решительные действия" оказались уж слишком запоздалыми. Еще в 2017 году комик Дэниел Тош заметил, что с каналами SevenAwesomeKids явно что-то нечисто. На первый взгляд их контент выглядел вполне невинно. В многочисленных видео девочки лет 10-13 занимаются повседневными делами: смотрят телевизор, расчесываются или делают зарядку. Однако комментарии к роликам писали вовсе не такие же школьницы, а взрослые мужчины. Они обсуждали внешность девочек, скидывали временные метки с самыми "горячими" моментами, а также делились ссылками на закрытые группы WhatsApp с детским порно.
В феврале 2019 года блогер Мэтт Уотсон снял видео, в котором продемонстрировал, что случайно выйти на сообщество педофилов может любой пользователь, решивший поискать ролики по запросам "bikini haul" ("примерка купальника") или " gymnastics" ("гимнастика"). Достаточно посмотреть 5-10 видео, и система рекомендаций видео выдаст ролики каналов SevenAwesomeKids.
"Продюсер" Ян Райлетт отделался 90-дневным заключением и все еще имеет право общаться с дочерью
В мировых СМИ вышли десятки разгромных статей, пользователи распространяли по соцсетям хештег #YouTubeWakeUp ("YouTube, проснись!"), но реакция платформы была довольно сдержанной. Об удалении каналов речь даже не шла – компания просто отключила комментарии к десяткам миллионов видео с детьми и лишила создателей возможности зарабатывать на рекламе. При этом инициаторами последней меры выступил не сам YouTube, а крупные бренды. Такие компании, как Nestle, Disney и Epic Games пообещали убрать свою рекламу изо всех роликов на платформе, пока проблема не будет решена.
YouTube не впервые проявляет неуместную сдержанность в отношении контента, который прямо угрожает безопасности детей. Например, платформа отказывалась блокировать канал DaddyOFive, на котором супружеская пара американцев хвасталась жестокими розыгрышами над своими пятью детьми, зарабатывая на просмотрах по 20-30 тысяч долларов в месяц. В 2017 году двоих младших детей у них отобрал суд. YouTube деактивировал каналы только через несколько месяцев.
То еще искусство
Заслуженное недоверие к YouTube привело к тому, что родительские организации и СМИ начали искать проблемы даже там, где их нет. Так родилась городская легенда о Момо – страшной японской кукле, которая якобы внушает детям мысли об убийствах и самовредительстве.
Скульптуру женщины с птичьими ногами изготовил в 2016-м году японский художник Кейсуко Айсо для выставки альтернативного искусства в Токио. По его словам, там она не пользовалась популярностью. Однако в 2019 году неожиданно стала интернет-мемом. В конце февраля в СМИ пошла волна новостей о том, что изображение жуткой куклы неожиданно появляется в детских мультиках на YouTube вместе с текстом вроде "отрежь себе ноги" или "убей родителей". До сих пор никаких подтверждений существования таких видео на YouTube не нашлось.
Может Кейсуко Айсо и рассчитывал, что его творение приобретет популярность, но явно не такую, какую оно обрело
Журналисты The Washington Post попробовали отследить историю страшилки. Они выяснили, что первое сообщение о так называемом MomoChallenge, вероятно, появилось в Facebook-группе родителей учеников одной из британских школ. Новость попала в местную газету, оттуда – в известные таблоиды Великобритании, такие как Daily Mail и Daily Star, а затем и на ВВС.
На данный момент неизвестно, была ли Момо в мультике единичной проделкой какого-то злоумышленника или только плодом фантазии британских родителей. YouTube на всякий случай пообещал демонетизировать все ролики с упоминанием куклы, в том числе, новостные сообщения.
С широко закрытыми глазами
Но и без Момо на YouTube хватает странных и порой опасных челленджей. Один из последних – Bird Box Challenge, вдохновленный фильмом студии Netflix "Птичий короб". В этом постапокалиптическом триллере неведомая сила заставляет героев совершать самоубийства, внушая им страшные видения. Единственный способ выжить – все время носить повязку на глазах.
Фильм вышел накануне Нового года, и уже через несколько дней на YouTube появились первые ролики с людьми, которые пытались ходить по улицам с завязанными глазами. Быстро нашлись экстремалы, которые решили повторить трюк за рулем автомобиля. В итоге 17-летняя девушка на скорости 56 км/ч выехала на встречную полосу, врезалась в другую машину, а затем в фонарный столб и бетонное ограждение.
Авария обошлась без жертв, но она стала последней каплей, которая вынудила YouTube запретить все потенциально опасные челленджи, в том числе Tide Pod Challenge (поедание стирального порошка) и Fire Challenge (самоподжоги). YouTube также запретил публиковать жестокие розыгрыши вроде инсценированных ограблений и перестрелок.
Плоский экран
Китай высадил первый зонд на обратной стороне Луны, NASA начало бурить в Марсе пятиметровую скважину, а Япония взяла пробу грунта с астероида Рюгу. Тем временем на Земле растет количество людей, которые считают все эти достижения мистификацией. Они верят, что снимки нашей планеты из космоса подделаны, и на самом деле Земля имеет форму блина с гигантской ледяной стеной по краям.
Точных данных о количестве плоскоземельцев нет, но прошлогодний опрос в США показал шокирующие результаты: в том, что Земля имеет форму шара, сомневается 16% взрослых американцев. Хуже всего дела обстоят среди миллениалов (людей от 18 до 24 лет): треть из них не исключают, что наша планета плоская, а 4% в этом абсолютно уверены.
Некоторые сторонники теории плоской Земли примкнули к этому сообществу после просмотра роликов на YouTube
Недавно исследователи из Техасского технического университета опубликовали исследование, в котором заявили, что распространение этой абсурдной идеи тоже на совести YouTube. Побывав на двух международных конференциях плоскоземельцев, ученые выяснили, что большинство из них начинали смотреть на YouTube ролики с опровержением теории Плоской Земли, но потом, как и в случае с педофильскими сообществами, алгоритм платформы стал рекомендовать им видео в поддержку данного учения, которые со временем их переубедили.
"На YouTube много полезной информации, но также много дезинформации. И алгоритмы платформы заставляют восприимчивых людей проваливаться в нее, как в кроличью нору", – считает ведущий автор исследования Эшли Ландрум из Техасского технического университета.
Это диагноз
Так называемый эффект кроличьей норы, когда глубокое погружение в определенную тему чревато неожиданным пробиванием дна, срабатывает на YouTube в случае с любой сомнительной информацией. Например, в конце февраля журналисты BuzzFeed News обнаружили, что по запросам "корь" и "прививка от кори" YouTube сначала выдает материалы из достоверных источников, но через несколько кликов начинает рекомендовать антинаучные видео о вреде вакцинации.
Аудитория трех крупных антипрививочных каналов на YouTube достигает почти полумиллиона пользователей
Чаще всего в них муссируется старая страшилка о связи прививки против кори с аутизмом, которая появилась в 1998 с подачи британского гастроэнтеролога Эндрю Уэйкфилда. Хотя этот миф неоднократно опровергался разными исследованиями, он по-прежнему остается главным аргументом противников прививок.
Крупнейшие антипрививочные каналы, такие как VAXXED TV, LarryCook333 и iHealthTube в общей сложности имеют более 473 000 подписчиков. В марте YouTube запретил монетизацию их видеороликов – опять же после скандала в прессе и протестов рекламодателей.
"У нас есть строгие правила, регулирующие, в каких видео мы разрешаем показывать рекламу, а ролики, пропагандирующие отказ от вакцинации, были и остаются нарушением нашей давней политики в отношении рекламы вредного или опасного контента", – прокомментировал проблему представитель YouTube.
Кроме того, компания собирается убрать антипрививочные материалы из списка рекомендованных и снабдить их специальной плашкой со ссылкой на Википедию, где написана проверенная информация о вакцинах.
Борьба вполсилы
YouTube обещает показывать в списке рекомендованных видео меньше так называемого "пограничного" контента, который напрямую не нарушает правила платформы, но может потенциально дезинформировать пользователей и навредить их здоровью. При этом удалять сами видео с сайта компания не планирует. Так что, тем пользователям, которые уже успели подписаться на каналы антипрививочников и исследователей плоской Земли, никто не помешает самообразовываться дальше. Так в понимании IT-гиганта выглядит баланс между свободой слова и ответственностью за достоверность контента.
Недавно компания изменила систему "трех страйков". Теперь все каналы при первом (замеченном) случае публикации недопустимого контента зарабатывают недельную блокировку. Если в течение 90 дней создатель контента нарушает правила снова, то блокируется еще на две недели. В случае третьего нарушения YouTube обещает удалить канал.
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Безопасная зона. Есть ли будущее у квантового Интернета
Отметим, что имея миллиарды часов контента, YouTube до сих пор не автоматизировал модерацию полностью и предпочитает полагаться на реакцию пользователей. Иными словами, для того, чтобы какой-либо ролик был признан недопустимым, несколько человек должны его посмотреть и отправить жалобу.
В дальнейшем компания планирует усовершенствовать машинные алгоритмы и ввести предварительную модерацию, чтобы оценивать допустимость роликов еще до публикации.
Однако, по словам Джейми Коэна, главы кафедры новых медиа в Колледже Моллой в Нью-Йорке, все эти меры – только временное и запоздалое решение. Корень проблемы в том, что YouTube давно перестал быть просто платформой для обмена видео. Это крупнейшая медиакомпания, которая, как и Facebook, отказывается признавать свой статус, потому что тогда ей придется взять на себя ответственность за весь контент.