Операция "Ликвидация". Какие школы закроют в Украине и почему

Реформа Образования
Фото: Getty Images | "Одномоментно создание эффективной сети школ не произойдет", — говорит эксперт

До 2027 года в Украине планируют провести оптимизацию школ: они превратятся в гимназии и лицеи. Во многих регионах уже отменяют наборы в 1-е и 10-е классы, некоторые учебные заведения вообще закрываются. Почему так происходит и каким образом экономический фактор оказался важнее образовательного, разбирался Фокус.

Оптимизация сети, неразрывно связанная с децентрализацией, реализуется уже несколько лет. Однако именно в этом году процесс закрытия школ перешел в активную фазу.

"В этом году моя дочка идет в 1-й класс. Еще несколько месяцев назад мы были уверены, что она будет учиться в школе №1, которая находится буквально в двух шагах от дома, и это очень удобно. Мы и на подготовительные занятия туда ходили. Но в конце апреля местная власть заявила, что никакого 1-го класса в школе не будет", — рассказывает Фокусу Евгений Дегтярев, житель города Умани Черкасской области.

Весь класс, готовившийся к поступлению в школу №1, "переехал" в школу №8. Для семьи это стало проб­лемой. Школьных автобусов в городе нет, родители сами должны позаботиться о том, как доставить ребенка в учебное заведение. Кроме того, старший сын Дегтяревых учится в начальном классе школы №1, теперь детей надо водить в два разных учреждения. Но больше всего родителей и сотрудников учебного заведения возмущает непрозрачность и внезапность решения местной власти, а также полное отсутствие коммуникации с громадой.

Под личиной оптимизации

После того как в марте прошлого года вступил в силу закон о полном общем среднем образовании в Украине, стало понятно, что оптимизация сети школ — неотвратимый процесс, который так или иначе затронет все регионы страны. Согласно новому законодательству, полное среднее образование обес­печивают начальная школа (1–4-е классы), гимназия (5–9-е классы) и лицей (10–12-е классы). Гимназия и лицей теперь функционируют как разные юридические лица, притом начальная школа может действовать и как отдельное юрлицо, и как структурное подразделение гимназии. Решение об этом принимает учредитель, то есть местная власть.

Современная Сельская Школа
Останутся не все, в ряде украинских школ уже отменили набор в 1-е классы
Фото: Getty Images

В данном случае Уманский горсовет решил, что в ряде учебных заведений (в список также попали школы № 3, 4 и 9) набора в первые классы больше не будет.

"Когда родители начали спрашивать, почему так, в горсовете лишь сослались на новый закон об образовании, — рассказывает Дегтярев. — Но ведь это неправда, при гимназии может работать начальная школа, законодательством это не запрещено. Тем более что классы находились в отдельном корпусе". Евгений уверен, что причиной такого решения местной власти может быть как раз тот корпус, откуда все классы уже перевели в основное здание. Дело в том, что учебное заведение расположено рядом с улицей Пушкина, которая ежегодно становится центром паломничества хасидов со всего мира во время праздника Рош ха-Шана. Цены на недвижимость в этом районе за последние годы выросли в разы.

"Здесь очень дорогая земля", — утверждает Дегтярев. Он считает, что оптимизация школы может быть лишь удобным предлогом для того, чтобы освободить участок под другие цели.

Важно
Шанс на независимость. Как типовая учебная программа мешает школам стать самостоятельными

Зорина Коваленко, директор Уманской школы №1, более сдержанна в своих высказываниях, но соглашается, что такая политика местной власти наталкивает на неприятные выводы.

"Любые решения о закрытии классов или школ должны приниматься вместе с громадой, необходима коммуникация с населением", — настаивает она. О том, что в школе не будет 1-х классов, директор узнала из проекта ­решения, ­появившегося на сайте горсовета 29 апреля. Заранее с ней этот вопрос никто не обсуждал. К тому моменту школа уже получила 25 заявок на обучение в 1-м классе.

В этом же документе есть информация не только о начальном обучении. Так как школа №1 станет гимназией, с 2021 года здесь отменяют и набор в ­10-е классы. Вообще, из тринадцати уманских школ старшие классы в этом году остались только в трех учебных заведениях, остальные будут выпускать учеников лишь с базовым образованием.

"Это означает, что через два года в нашей школе из двенадцати нынешних классов останется половина — пять классов [с 5-го по 9-й]. Я не думаю, что такое сокращение благоприятно повлияет на качество образования. Какая в этом закладывается стратегия развития учреждения?" — недо­умевает Коваленко.

Важно
100 лучших школ Украины. Как выглядит образование накануне больших реформ

Если в прошлом учебном году в школе обучалось 295 учеников, то с 1 сентября их останется 230, а после того, как выпустятся начальные и старшие классы, — еще меньше. Директор не исключает, что с таким подходом школу в конце концов могут ликвидировать. Аналогичного мнения придерживается и Евгений Дегтярев: "Из-за такого количества классов, которые здесь остаются, вряд ли кто-то будет содержать целое учреждение. Его просто закроют".

Закрыть, чтобы выжить

Реформа школьного образования подразумевает сразу несколько параллельных процессов. Если история с разделением школ на гимназии и лицеи только началась, то, собственно, оптимизация сети, неразрывно связанная с децентрализацией, реализуется уже несколько лет. Однако именно в этом году процесс закрытия школ перешел в активную фазу. Более того, во многих регионах школьная реформа превратилась в способ выживания для территориальных громад. Актуальной эта проблема стала, к примеру, для Львовской области, где в 2021 году должны закрыть около 30 образовательных учреждений. Чаще всего это происходит с малокомплектными школами, то есть теми, где обучается от одного до нескольких десятков учеников.

Один педагог может вести до пяти предметов, а были случаи, когда учитель читал до десяти дисциплин

Как считает Марьян Калын, заместитель главы Львовской областной организации профсоюза работников образования и на­уки Украины, местная власть реорганизует сеть учебных заведений не с учетом демографического фактора, а из-за экономической целесообразности. По его словам, сегодня к оптимизации учреждений наиболее склонны территориальные громады с дефицитом образовательной субвенции — средств, которые идут из госбюджета на оплату работы учителей. При этом важно понимать, что гимназии и лицеи, где обучается меньше 25 учеников, нельзя финансировать за счет субвенции (начальной школы это ограничение не касается). В качестве примера Калын приводит Борынскую территориальную громаду Львовской области, где дефицит образовательной субвенции в 2021 году составляет 6,5 млн грн, а это больше месячного зарплатного фонда педагогов.

Но это совсем не означает, что малокомплектные заведения нужно обязательно ликвидировать, в свою очередь говорит Олег Фасоля, руководитель образовательного компонента шведско-украинского проекта "Поддержка децентрализации в Украине".

"Если собственник, то есть территориальная громада, хочет содержать такую школу, то он может финансировать ее из средств местного бюджета. Закон не запрещает это делать", — комментирует эксперт. Он убежден, что принимать решение о закрытии образовательного учреждения на основании того, способна громада его содержать или нет, в корне неправильно.

"Задача собственника — находить средства на содержание школы, и он должен ее выполнять", — подчеркивает Фасоля.

Школьные автобусы
Транспортный ресурс, даже при наличии школьных автобусов добраться до школ в горных районах не всегда возможно
Фото: УНИАН

Другое дело, что малокомплектные учебные заведения очень редко способны дать детям действительно качественное образование, и вот от этого как раз надо отталкиваться. Исследование PISA, которое проводилось в Украине в базовой школе среди 5–9-х классов, свидетельствует о том, что качественные показатели знаний учеников в сельских и городских школах существенно отличаются. По уровню интеллектуального развития дети из сельской местности отстают на полтора-два года от своих ровесников из городов, рассказывает Олег Фасоля. Это происходит по целому ряду причин: из-за кадрового голода, недостатка современного оборудования и отсутствия конкурентной среды для учеников.

Важно
ВНО по математике и 8 уроков в день: что обещает и чем пугает школьная реформа в Украине

"В школах с малой наполняемостью часто нет возможности обес­печить преподавание предметов профильными учителями. Один педагог может вести до пяти предметов, а были случаи, когда учитель читал до десяти дисциплин. О каком качестве знаний тогда мы можем говорить?" — возмущается эксперт.

Построение грамотной сети образовательных учреждений как раз призвано исправить эту ситуацию. Далеко не всегда "оптимизация" равно "ликвидация", иногда речь идет и об открытии новых школ, добавляет Фасоля. Особенно в тех регионах, где из-за закрытия малокомплектных учреждений в близлежащих селах возрастает нагрузка на городские учебные заведения. Для примера: в Киеве пока не планируется ликвидация школ, в то же время в столице в 2021 году собираются построить и реконструировать пять объектов. В частности, речь идет о трех учреждениях общего среднего образования в Голосеевском и Соломенском районах.

Далеко не всегда "оптимизация" равно "ликвидация", иногда речь идет и об открытии новых школ

Понятия "малокомплектная школа" в украинском законодательстве нет, однако есть ориентировочные показатели. Как уточняет Фасоля, малым количеством для начальных классов считается меньше десяти учеников, для начальной и базовой школ — меньше 40 учеников, и для старшей школы — меньше 100 учеников. Сегодня в Украине функционирует 3161 учебное заведение с малым количеством учащихся, это 19,9% от общего числа школ в стране. Больше всего таких малокомплектных школ, по словам эксперта, находится в Черниговской области — 48,7%, то есть около половины образовательных учреждений региона. Следом идут Сумская (42%) и Луганская (39%) области.

Школа для четверых

"Если бы год назад кто-то сказал мне, что я буду закрывать школу, я бы спорил до хрипоты, что такое невозможно", — признается Игорь Яворский, городской голова города Борислава Львовской области. Сейчас он вынужден идти на такие меры, более того, считает их правильными. В конце мая горсовет ликвидировал школу в селе Винники, где обучалось четверо учеников и работало трое учителей. Обучение одного ребенка в малокомплектном учебном заведении обходится гораздо дороже, чем в школе с нормальным количеством учащихся. На одного школьника в среднем тратится 22 тыс. грн в год, однако в Винниках на ученика уходило около 65 тыс. грн, притом что дети обучались на индивидуальной форме обучения, то есть учителя приходили к ученикам на дом.

Первое Сентября Школьники
Без коммуникации. Большинство родителей не понимают сути оптимизации и сопротивляются грядущим переменам
Фото: Getty Images

Впрочем, как подчеркивает Яворский, причиной закрытия школы стали не финансовые затраты, а непосредственно качество обучения. Дело в том, что учебная нагрузка у детей была катастрофически низкой: пять часов в неделю вместо прописанных в учебном плане 25 часов.

"Встает простой вопрос: действительно ли эта школа работала для учеников? Мне несложно было принять решение о ее закрытии, ведь ребята не получали там полноценного образования. Честно говоря, я бы не хотел, чтобы мои дети так учились", — добавляет мэр Борислава.

Здание школы в селе хотят сохранить, преобразовав его в некое социально-культурное пространство. Яворский не исключает, что ситуация с демографией в регионе может измениться, и тогда у громады будет возможность возобновить работу учебного заведения.

Решить вопрос с переводом учащихся в другую школу не составило труда — из Винников и раньше ходил школьный автобус, так что с подвозом детей проблем не возникает. Однако во Львовской области именно логистика зачастую мешает оптимизировать сеть учебных заведений. В горных районах страны иногда зимой заметает дороги и автобусы не могут проехать, это также важно учитывать при проведении реформы.

Органы само­управления принимают решения, не советуясь и не пытаясь найти компромиссы с громадой, в итоге люди зачастую со­противляются школьной реформе

"Одномоментно создание эффективной сети школ не произойдет", — комментирует Олег Фасоля. Эксперт из проекта "Поддержка децентрализации в Украине" считает, что в первую очередь органы управления образования на местах должны проанализировать деятельность образовательных учреждений и существующие ресурсы — наличие педагогических кадров, оборудования, — а также определить возможные вызовы при оптимизации сети.

Важно
Удаленные незнания. Что мешает школьникам усваивать информацию, учась дистанционно

Чтобы такие изменения в громаде прошли максимально безболезненно, местная власть обязана выстроить грамотную коммуникацию с населением, в первую очередь — с родителями и сотрудниками школ. Как раз с этим в Украине возникают самые большие проблемы. Органы самоуправления принимают решения, не советуясь и не пытаясь найти компромиссы с громадой, в итоге люди зачастую не понимают, что происходит, и сопротивляются школьной реформе, не видя в ней никаких плюсов.