Провокация по-хорошему. В PinchukArtCenter открылась персональная выставка Сергея Браткова

В PinchukArtCenter открылась персональная выставка одного из самых известных в мире украинских фотохудожников Сергея Браткова. Здесь он рассказывает, о чем думает и как вообще обстоят дела

Related video

Три фотографии, поверх которых прикреплены сложенные из неоновых букв короткие надписи. Плюс лаконичное видео с воющей собакой. Так выглядит новая выставка Сергея Браткова. "Я год не был в Киеве, вот приехал, и все друзья спрашивают: "Как дела? Как живешь?" Ну и я им отвечаю, — обводит рукой зал со своими работами Братков. — Незамысловато, наверное, но это я в кепке спускаюсь в метро. Это моя собака воет. Санта-Барбара, где я был и сказал: "Хватит, поехал я домой". Надписи на его фотографиях гласят: "Уехать забыть", "..бать" и "Добро покупает зло".

Последняя из них — это еще и название всей экспозиции, которая разместилась в зале PAC-UA и продлится до 21 апреля. Это первая персональная выставка Браткова в Киеве за последние три года. Сейчас работы бывшего харьковчанина можно чаще увидеть в Москве, где он живет больше десяти лет, а с недавнего времени еще и преподает в Московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко. "Мы со студентами буквально вчера делали такую работу: ку-клукс-клан, который издевается над российскими детьми", — увлеченно рассказывает художник о своем новом занятии.

Несколько раз в год Братков выставляется на Западе — в Лондоне, Берлине, Мадриде. Там его фотографии и видео покупают и в частные коллекции, и в музейные собрания. "Здесь у меня перспектив нет, — говорит Братков о коммерческом потенциале своих работ.— Чтобы нормально существовать, художнику нужны три фана, которые будут постоянно его покупать. Какие-то фаны у меня есть".

Ваша выставка называется "Добро покупает зло". Но разве не логичнее было бы наоборот, чтобы зло покупало добро?
Знаете, хочется немного оптимизма в жизни. Я так отвечаю на вопрос, как я живу. Вот, смотрите, у меня в одном кармане пачка сигарет, в другом — кока-кола. Два зла. Ну, я не сильное добро, тем не менее купил сегодня.

Высказывание о деньгах — не слишком ли абстрактно? Все и так в курсе, что все продается и покупается.
Я недавно сделал фильм, циничную оду деньгам — "Полная луна". Там я рассуждаю о том, что деньги — это в жизни все. И путешествия, и горный воздух в Альпах, и яхта среди океана. И печень. А эти мои надписи — провокация. Все смотрят и думают: "Ну да, это так". Но всегда ведь находится кто-то другой, кто говорит: "Нет! Это не так!" И в этом провокация.

Возможна ли сегодня, когда все уже было и все разрешено, провокация в искусстве?
Сегодня тяжело спровоцировать формой. В свое время гениальной провокацией был "Черный квадрат" Малевича. А содержательно — можно. Глобальная провокация может быть, когда речь идет о религии. Что доказывает происходящее с Pussy Riot. Они стали провокацией и для части современного искусства, хотя бы потому что их работу назвали современным искусством.

А вы считаете их видео "Богородица, Путина прогони!" искусством?
Да. Помимо содержательной и интересной формы текстов, у этой работы красивая картинка. Такая революция цвета — яркие девочки на золотом фоне. Красота!

Возможно, дело не только в провокации, но и в моде на эпатажные вещи. Или сейчас в моде что-то другое?
Искусство, безусловно, подвержено моде. Все быстро надоедает, появляется что-то новое. В 90-е годы модными были фотография и видео. В начале 2000-х — графика и живопись, сейчас — частично снова фотография и скульптура. Я не могу сказать, что будет дальше, но пока время скульптуры. Потому что, знаете, есть ощущение, что стенки уже заняты, а внутреннее пространство еще не освоено.

Раньше вы много снимали людей, а на этой выставке их нет. Нет героев?
Нет, пока героев мы не видим. Даже в политике.

А спортсмены?
Ну да, а потом окажется, что он принимал допинг. Нет, героизм в людях, безусловно, проявляется. Например, кто-то кому-то помог откопать машину — вот снег такую веселую солидарность вызвал. Но хорошо бы, чтобы этот герой, который сегодня откопал бесплатно женщине машину, завтра, когда не будет снега, заделал бы в асфальте дыру, чтобы машина в нее не провалилась. Но этого не происходит, только спонтанный героизм. Героизм наблюдается там, где общество мобилизуется: война, революция или эпидемия. Тогда появляется герой. А когда тихое, болотистое время, нет героев. Только персонажи.

Кто в таком случае главный персонаж нашего времени?
Чиновник. Он, зайчик.

Сегодня модно фотографировать и модно снимать на пленку, мол, в таких кадрах есть душа, а в цифровых — нет. Какой у вас метод работы?
У меня в кармане мыльница лежит маленькая. Хорошую фотографию чем угодно можно сделать, даже телефонной камерой. Я и на пленку снимаю, она требует более точной съемки. Это как на охоте. Ты вышел, у тебя в стволе два патрона, изволь поразить зверя. А цифровая камера — это как с пулеметом. А мы все-таки, знаете, не в состоянии войны, мы в состоянии мирной охоты.

Юлия Куприна, Фокус