50 самых популярных брендов Украины. Рейтинг Фокуса

252

В этом году список Фокуса расширился до полусотни участников. По мнению редакции журнала, это позволяет увидеть более полную картину "продовольственного" рынка Украины и его сильнейших игроков. Правда, и входной билет в этом году "подешевел" до 50 млн. грн. Впрочем, это позволило войти в список довольно молодым брендам, которые весьма агрессивно завоевывают рынок.

Новый расклад

Заметно изменилась и расстановка сил в десятке лидеров рейтинга. Торговая марка "Наша ряба" по объему продаж обогнала прошлогоднего лидера корпорацию Roshen более чем на 1 млрд. грн. Такие результаты эксперты объясняют снижением покупательной способности и, как следствие, предпочтением более доступного куриного мяса свинине или говядине.

При этом ТМ "Roshen" опустилась на четвертое место. Кондитерский бренд подвинул новичок рейтинга – ТМ "Прима". В прошлом году под этим табачным брендом было продано почти 15 млрд. сигарет. Улучшила результаты и другая табачная марка: "Прилуки особливі" переместились с 14-го места на 5-е. Стоит отметить, что цена на все сигареты в течение года повышалась как минимум дважды. И это еще одно объяснение высоких показателей двух табачных марок в нашем рейтинге.

Не уступили своих позиций в десятке лишь пивной бренд "Чернігівське" и кондитерский "Конти". Продажи пива выросли на 30 млн. грн. по сравнению с 2008-м.

В целом за прошедший год предпочтения украинцев особо не изменились. Все также среди самых популярных 14 пивных и ликеро-водочных брендов. Интересно, что все семь пивных торговых марок принадлежат транснациональным компаниям, таким как Anheuser-Busch InBev, Carlsberg Group и SABMiller. Совокупные объемы продаж пивных брендов, попавших в рейтинг Фокуса, превысили 6,5 млрд. грн.

Особенность же украинского водочного рынка в том, что он четко поделен национальными производителями, которые представляют свой продукт практически в каждом ценовом сегменте. В целом в прошлом году украинцы обеспечили производителям водки выручку почти в 3 млрд. грн.

Водочные бренды приносят производителям солидные прибыли не только внутри страны, но и за рубежом. Первенство удерживает "Nemiroff холдинг", который отправляет на экспорт более 50% продукции. Водку под этой ТМ можно найти практически в любом магазине Лос-Анджелеса или Владивостока. Но и позиции на внутреннем рынке Nemiroff терять не намерен – за год продажи этого бренда увеличились на 140 млн. грн. – до 1,16 млрд. грн. Это позволило ему вплотную приблизиться к главному конкуренту – ТМ "Хортиця", продажи которой, в свою очередь, снизились более чем на 100 млн. грн.

Возможно, Nemiroff не зря делает ставки на заграничные рынки. По некоторым данным, сейчас один из крупных игроков мирового алкогольного рынка – британский холдинг Stock Spirits – заинтересован в покупке не менее 75% холдинга. Впрочем, в "Nemiroff холдинг" эту информацию не комментируют.

Кстати, кроме ТМ "Мівіна" в портфеле "Nestlе" уже есть украинские ТМ "Торчин" и ТМ "Світоч". Последняя – один из старейших брендов нашего рейтинга. Созданный во Львове еще в 1882 году, "Світоч" до сих пор удерживает прочные позиции на рынке шоколада. Объемы продаж компании в прошлом году составили почти 600 млн. грн. Интересно, что именно во Львове зародилась еще одна ТМ почтенного возраста: "Галка", под которой продается едва ли не единственный кофе украинского производства. Другие ветераны рейтинга – ТМ "Шустов", первые коньяки которого появились еще в 1863 году, и ТМ "Массандра", которая ведет свою историю с 1894 года.

Как мы считали

Фокус составил предварительный список самых популярных украинских брендов на основе исследования MMI Ukraine, проведенного компанией "TNS Украина". Исследование проводилось весной и летом 2009 г., опрошено 10 тыс. человек в возрасте 12–65 лет, проживающих в городах с населением от 50 тыс.

В списке Фокуса торговые марки Украины ранжированы по объему розничных продаж внутри страны по итогам 2009 года. Оценивались только украинские бренды, созданные отечественными компаниями-производителями, а также торговые марки, созданные или приобретенные иностранными компаниями специально для выхода на украинский рынок.

Редакция оценивала не только основные бренды компаний, но и зонтичные (когда под одной ТМ выпускается несколько видов продукции), а также суббренды. И в том, и в другом случае мы суммировали объемы продаж. В расчет принимались цифры без учета НДС.

Оценка объемов продаж украинских брендов проводилась на основе информации, предоставленной самими производителями, а также на основе открытой финансовой отчетности компаний. Специально для Фокуса экспертную оценку розничных продаж, основываясь на долях рынка, а также на долях брендов в портфелях компаний, провела "Международная Маркетинговая Группа Украина".

(подробности о брендах - по соответствующим ссылкам)

Место в рейтинге Бренд Продажи Год запуска Компания
1 Наша Ряба 3,326 млрд. грн. 2001 ОАО «Мироновский хлебопродукт»
2 Чернігівське 2,982 млрд. грн 1988 корпорация «САН ИнБев Украина»
3 Прима 2,83 млрд. грн. 1947 «Империал Тобакко Украина»
4 Roshen 2,625 млрд. грн. 2000 кондитерская корпорация Roshen
5 Прилуки Особливі 1,643 млрд. грн. 1999 «Бритиш Американ Тобакко Украина»
6 Конти 1,3 млрд. грн. 1997 группа «Конти»
7 Хортиця 1,2 млрд. грн. 2003 холдинг «Хортица»
8 Nemiroff 1,16 млрд. грн. 1994 «Nemiroff Холдинг»
9 Львівське 1,034 млрд. грн. 1715 ЗАО «Львовская пивоварня», Carlsberg Group
10 Садочок 955,3 млн. грн. 2002 «Сандора», группа PepsiСо
11 Біола 947 млн. грн. 1997 «Эрлан»
12 Рогань 922,1 млн. грн 1989 «САН ИнБев Украина»
13 Сандора 881,8 млн. грн. 1997 «Сандора», группа PepsiСо
14 Торчин 878 млн. грн. 1994 «Nestle Украина»
15 Славутич 783,2 млн. грн. 1998 «Славутич»,Carlsberg Group
16 Мівіна 617,6 млн. грн. 1993 «Nestle Украина»
17 Світоч 591 млн. грн. 1882 «Nestle Украина»
18 Чумак 549,8 млн. грн. 1996 «Чумак»
19 Молочний шлях 503 млн. грн. 2004 холдинг «Молочный альянс»
20 Шустов 418,3 млн. грн. 1883 холдинг «Хортица»
21 Prime 399 млн. грн. 2006 «Олимп»
22 Фарро 393,9 млн. грн. 2003 ОАО «Кременчугмясо»
23 Наш сік 368,7 млн. грн. 2002 «Витмарк-Украина»
24 Моршинська 362,9 млн. грн. 1995 Моршинский завод минеральных вод «Оскар», IDS Group
25 Шостка 358,8 млн. грн 2005 группа Bel
26 Арсенал 343,7 млн. грн. 2003 «Славутич», Carlsberg Group
27 Сармат 331,2 млн. грн. 1998 «Сармат», SABMiller
28 Ювілейний 295 млн. грн. 2002 МК «Юбилейный»
29 Шабо 273,5 млн. грн. 2004 «Шабо»
30 Олейна 268,1 млн. грн. 1998 Bunge Украина
31 Славія 260 млн. грн. 2002 холдинг «Молочный альянс»
32 Рудь 254,4 млн. грн. 1998 «Житомирский маслозавод»
33 Верес 246,9 млн. грн. 1997 ГК «Верес»
34 Геркулес 237,8 млн. грн. 1997 «Геркулес»
35 Лімо 200 млн. грн. 2004 «Львовский хладокомбинат»
36 Ореанда 196,9 млн. грн. 2006 холдинг «Хортица»
37 Щедрий дар 195,1 млн. грн. 2001 «Кернел Групп»
38 Яготинське 174 млн. грн. 2009 холдинг «Молочный альянс»
39 Jaffa 172,5 млн. грн. 1995 «Витмарк-Украина»
40 Істинна 156 млн. грн. 2009 группа компаний «Олимп»
41 Галка 153,5 млн. грн. 1993 «Галка Лтд.»
42 Галичина 150,9 млн. грн. 2005 «Галичина»
43 Amour 138 млн. грн. 2007 группа «Конти»
44 Массандра 130 млн. грн. 1894 ГК НПАО «Массандра»
45 Стожар 114,2 млн. грн. 2003 «Кернел Групп»
46 Хмільне 112,4 млн. грн. 2004 «Славутич», Carlsberg Group
47 Квас Тарас 99,1 млн. грн. 2008 «Славутич», Carlsberg Group
48 Три медведя 87,04 млн. грн. 1998 «Три медведя»
49 Біо-Баланс 82 млн. грн. 1998 «ЮНИМИЛК-Украина»
50 Полісся 53,2 млн. грн. 2005 «Полисся»

Над рейтингом работали: Виктория Ким-Галимова, Алексей Бутенко, Екатерина Шаповал, Наталия Гузенко, Фокус