50 самых популярных брендов Украины. Рейтинг Фокуса
В этом году список Фокуса расширился до полусотни участников. По мнению редакции журнала, это позволяет увидеть более полную картину "продовольственного" рынка Украины и его сильнейших игроков. Правда, и входной билет в этом году "подешевел" до 50 млн. грн. Впрочем, это позволило войти в список довольно молодым брендам, которые весьма агрессивно завоевывают рынок.
Новый расклад
Заметно изменилась и расстановка сил в десятке лидеров рейтинга. Торговая марка "Наша ряба" по объему продаж обогнала прошлогоднего лидера корпорацию Roshen более чем на 1 млрд. грн. Такие результаты эксперты объясняют снижением покупательной способности и, как следствие, предпочтением более доступного куриного мяса свинине или говядине.
При этом ТМ "Roshen" опустилась на четвертое место. Кондитерский бренд подвинул новичок рейтинга – ТМ "Прима". В прошлом году под этим табачным брендом было продано почти 15 млрд. сигарет. Улучшила результаты и другая табачная марка: "Прилуки особливі" переместились с 14-го места на 5-е. Стоит отметить, что цена на все сигареты в течение года повышалась как минимум дважды. И это еще одно объяснение высоких показателей двух табачных марок в нашем рейтинге.
Не уступили своих позиций в десятке лишь пивной бренд "Чернігівське" и кондитерский "Конти". Продажи пива выросли на 30 млн. грн. по сравнению с 2008-м.
В целом за прошедший год предпочтения украинцев особо не изменились. Все также среди самых популярных 14 пивных и ликеро-водочных брендов. Интересно, что все семь пивных торговых марок принадлежат транснациональным компаниям, таким как Anheuser-Busch InBev, Carlsberg Group и SABMiller. Совокупные объемы продаж пивных брендов, попавших в рейтинг Фокуса, превысили 6,5 млрд. грн.
Особенность же украинского водочного рынка в том, что он четко поделен национальными производителями, которые представляют свой продукт практически в каждом ценовом сегменте. В целом в прошлом году украинцы обеспечили производителям водки выручку почти в 3 млрд. грн.
Водочные бренды приносят производителям солидные прибыли не только внутри страны, но и за рубежом. Первенство удерживает "Nemiroff холдинг", который отправляет на экспорт более 50% продукции. Водку под этой ТМ можно найти практически в любом магазине Лос-Анджелеса или Владивостока. Но и позиции на внутреннем рынке Nemiroff терять не намерен – за год продажи этого бренда увеличились на 140 млн. грн. – до 1,16 млрд. грн. Это позволило ему вплотную приблизиться к главному конкуренту – ТМ "Хортиця", продажи которой, в свою очередь, снизились более чем на 100 млн. грн.
Возможно, Nemiroff не зря делает ставки на заграничные рынки. По некоторым данным, сейчас один из крупных игроков мирового алкогольного рынка – британский холдинг Stock Spirits – заинтересован в покупке не менее 75% холдинга. Впрочем, в "Nemiroff холдинг" эту информацию не комментируют.
Кстати, кроме ТМ "Мівіна" в портфеле "Nestlе" уже есть украинские ТМ "Торчин" и ТМ "Світоч". Последняя – один из старейших брендов нашего рейтинга. Созданный во Львове еще в 1882 году, "Світоч" до сих пор удерживает прочные позиции на рынке шоколада. Объемы продаж компании в прошлом году составили почти 600 млн. грн. Интересно, что именно во Львове зародилась еще одна ТМ почтенного возраста: "Галка", под которой продается едва ли не единственный кофе украинского производства. Другие ветераны рейтинга – ТМ "Шустов", первые коньяки которого появились еще в 1863 году, и ТМ "Массандра", которая ведет свою историю с 1894 года.
Как мы считали
Фокус составил предварительный список самых популярных украинских брендов на основе исследования MMI Ukraine, проведенного компанией "TNS Украина". Исследование проводилось весной и летом 2009 г., опрошено 10 тыс. человек в возрасте 12–65 лет, проживающих в городах с населением от 50 тыс.
В списке Фокуса торговые марки Украины ранжированы по объему розничных продаж внутри страны по итогам 2009 года. Оценивались только украинские бренды, созданные отечественными компаниями-производителями, а также торговые марки, созданные или приобретенные иностранными компаниями специально для выхода на украинский рынок.
Редакция оценивала не только основные бренды компаний, но и зонтичные (когда под одной ТМ выпускается несколько видов продукции), а также суббренды. И в том, и в другом случае мы суммировали объемы продаж. В расчет принимались цифры без учета НДС.
Оценка объемов продаж украинских брендов проводилась на основе информации, предоставленной самими производителями, а также на основе открытой финансовой отчетности компаний. Специально для Фокуса экспертную оценку розничных продаж, основываясь на долях рынка, а также на долях брендов в портфелях компаний, провела "Международная Маркетинговая Группа Украина".
(подробности о брендах - по соответствующим ссылкам)
Место в рейтинге | Бренд | Продажи | Год запуска | Компания |
1 | Наша Ряба | 3,326 млрд. грн. | 2001 | ОАО «Мироновский хлебопродукт» |
2 | Чернігівське | 2,982 млрд. грн | 1988 | корпорация «САН ИнБев Украина» |
3 | Прима | 2,83 млрд. грн. | 1947 | «Империал Тобакко Украина» |
4 | Roshen | 2,625 млрд. грн. | 2000 | кондитерская корпорация Roshen |
5 | Прилуки Особливі | 1,643 млрд. грн. | 1999 | «Бритиш Американ Тобакко Украина» |
6 | Конти | 1,3 млрд. грн. | 1997 | группа «Конти» |
7 | Хортиця | 1,2 млрд. грн. | 2003 | холдинг «Хортица» |
8 | Nemiroff | 1,16 млрд. грн. | 1994 | «Nemiroff Холдинг» |
9 | Львівське | 1,034 млрд. грн. | 1715 | ЗАО «Львовская пивоварня», Carlsberg Group |
10 | Садочок | 955,3 млн. грн. | 2002 | «Сандора», группа PepsiСо |
11 | Біола | 947 млн. грн. | 1997 | «Эрлан» |
12 | Рогань | 922,1 млн. грн | 1989 | «САН ИнБев Украина» |
13 | Сандора | 881,8 млн. грн. | 1997 | «Сандора», группа PepsiСо |
14 | Торчин | 878 млн. грн. | 1994 | «Nestle Украина» |
15 | Славутич | 783,2 млн. грн. | 1998 | «Славутич»,Carlsberg Group |
16 | Мівіна | 617,6 млн. грн. | 1993 | «Nestle Украина» |
17 | Світоч | 591 млн. грн. | 1882 | «Nestle Украина» |
18 | Чумак | 549,8 млн. грн. | 1996 | «Чумак» |
19 | Молочний шлях | 503 млн. грн. | 2004 | холдинг «Молочный альянс» |
20 | Шустов | 418,3 млн. грн. | 1883 | холдинг «Хортица» |
21 | Prime | 399 млн. грн. | 2006 | «Олимп» |
22 | Фарро | 393,9 млн. грн. | 2003 | ОАО «Кременчугмясо» |
23 | Наш сік | 368,7 млн. грн. | 2002 | «Витмарк-Украина» |
24 | Моршинська | 362,9 млн. грн. | 1995 | Моршинский завод минеральных вод «Оскар», IDS Group |
25 | Шостка | 358,8 млн. грн | 2005 | группа Bel |
26 | Арсенал | 343,7 млн. грн. | 2003 | «Славутич», Carlsberg Group |
27 | Сармат | 331,2 млн. грн. | 1998 | «Сармат», SABMiller |
28 | Ювілейний | 295 млн. грн. | 2002 | МК «Юбилейный» |
29 | Шабо | 273,5 млн. грн. | 2004 | «Шабо» |
30 | Олейна | 268,1 млн. грн. | 1998 | Bunge Украина |
31 | Славія | 260 млн. грн. | 2002 | холдинг «Молочный альянс» |
32 | Рудь | 254,4 млн. грн. | 1998 | «Житомирский маслозавод» |
33 | Верес | 246,9 млн. грн. | 1997 | ГК «Верес» |
34 | Геркулес | 237,8 млн. грн. | 1997 | «Геркулес» |
35 | Лімо | 200 млн. грн. | 2004 | «Львовский хладокомбинат» |
36 | Ореанда | 196,9 млн. грн. | 2006 | холдинг «Хортица» |
37 | Щедрий дар | 195,1 млн. грн. | 2001 | «Кернел Групп» |
38 | Яготинське | 174 млн. грн. | 2009 | холдинг «Молочный альянс» |
39 | Jaffa | 172,5 млн. грн. | 1995 | «Витмарк-Украина» |
40 | Істинна | 156 млн. грн. | 2009 | группа компаний «Олимп» |
41 | Галка | 153,5 млн. грн. | 1993 | «Галка Лтд.» |
42 | Галичина | 150,9 млн. грн. | 2005 | «Галичина» |
43 | Amour | 138 млн. грн. | 2007 | группа «Конти» |
44 | Массандра | 130 млн. грн. | 1894 | ГК НПАО «Массандра» |
45 | Стожар | 114,2 млн. грн. | 2003 | «Кернел Групп» |
46 | Хмільне | 112,4 млн. грн. | 2004 | «Славутич», Carlsberg Group |
47 | Квас Тарас | 99,1 млн. грн. | 2008 | «Славутич», Carlsberg Group |
48 | Три медведя | 87,04 млн. грн. | 1998 | «Три медведя» |
49 | Біо-Баланс | 82 млн. грн. | 1998 | «ЮНИМИЛК-Украина» |
50 | Полісся | 53,2 млн. грн. | 2005 | «Полисся» |
Над рейтингом работали: Виктория Ким-Галимова, Алексей Бутенко, Екатерина Шаповал, Наталия Гузенко, Фокус