Французский истребитель Mirage хороший, но не лучший для Украины, — Business Insider

франция, авиация, истребитель, Mirage 2000-5,
Фото: Википедия | Mirage 2000-5

Французский Mirage, который обещал передать Эммануэль Макрон, ограничен дальностью ракетного вооружения на борту. А истребитель Gripen создавали с вероятностью, что воздушным силам Швеции придется биться в воздухе с российской авиацией.

Related video

Франция объявила, что отправит Украине истребители Mirage 2000-5, который, после F-16, станет вторым военным самолетом, обещанным Киеву. Однако хотя "Мираж" и хороший, но, возможно, он не лучше всего подходит для украинских сил. Об этом пишет Business Insider.

Mirage 2000-5, как и его аналог F-16, является хорошим истребителем четвертого поколения, отмечают журналисты, который привнесет некоторые дополнительные возможности в украинский парк устаревших боевых самолетов советской эпохи. Но ни один из этих самолетов не является лучшим вариантом для Киева, учитывая нынешние условия боя. И поскольку системы следующего поколения даже не обсуждаются, самолетом, наиболее подходящим для Украины, заявляют в издании, остается шведский JAS 39 Gripen.

Mirage — многоцелевой истребитель четвертого поколения с треугольным крылом производства французской компании Dassault Aviation. Это проверенный в боях аппарат, выполнявший боевые вылеты в конфликтах на Ближнем Востоке и на Балканах.

Вариант 2000-5, который президент Франции Эммануэль Макрон обещал отправить Украине, оснащен модернизированной радиолокационной системой, может быть оборудован ракетами класса "воздух-земля" и "воздух-воздух", а также бомбами с лазерным наведением. В нормальных условиях французский Mirage 2000-5 идеально подходил бы для такой страны, как Украина, но сейчас это не та ситуация, сказал эксперт по авиации и технологиям британского аналитического центра Royal United Services Institute Джастин Бронк. Эффективность Mirage 2000-5 в первую очередь, по его словам, ограничена ракетой класса "воздух-воздух" MICA, имеющая гораздо меньшую дальность действия, чем варианты AIM-120 AMRAAM, которые Киев мог бы использовать с F-16.

Кроме того, украинских пилотов, которые могут быстро обучиться эксплуатации и обслуживанию такой сложной системы, как истребитель, также крайне мало. Многие из этих людей уже проходят обучение на F-16 на полигонах в Европе и США.

Эксперты по воздушным войнам на протяжении всего конфликта в Украине утверждали, что наиболее подходящим западным боевым самолетом для украинских сил является шведский JAS 39 Gripen, построенный оборонной и аэрокосмической фирмой Saab. Он представляет собой многоцелевой истребитель 4,5-го поколения, который находится в производстве с 1980-х годов.

Шведский истребитель был разработан с идеей, что рассредоточенные истребительные силы будут сражаться с Россией, не имея при этом преимуществ членства в НАТО и не сталкиваясь с угрозой ракет класса "земля-воздух". По сути, он был разработан именно для тех условий, в которых воюет Украина.

Шведский истребитель JAS 39 Gripen Fullscreen
JAS 39 Gripen
Фото: Википедия

Эксперты считают Gripen высокоэффективным и действенным истребителем. Он относительно недорог в эксплуатации, прост в обслуживании и требует меньше места на взлетно-посадочной полосе, чем некоторые другие самолеты, для взлета и посадки.

Важно
JAS 39 Gripen E. Как изменит бои в воздухе передовой шведский истребитель
JAS 39 Gripen E. Как изменит бои в воздухе передовой шведский истребитель

Самолет также обладает передовыми возможностями радиоэлектронной борьбы, которые были специально разработаны для противодействия радарам российских самолетов и наземным системам ПВО.

Кроме того, Gripen может быть оснащен различными ракетами и бомбами класса "воздух-поверхность", а также ракетами класса "воздух-воздух" большей дальности. Среди них — ракета класса "воздух-воздух" Meteor, способную уничтожать цели на расстояниях более 200 км.

По сравнению с F-16 и Mirage, Gripen гораздо более гибок, с точки зрения эксплуатационных требований, особенно когда речь идет о стоимости и техническом обслуживании, и более ресурсоэффективен, отмечают в издании. В то же время там добавляют, что недостатком шведского самолета является то, что он еще не участвовал в боевых действиях и довольно ограничен в наличии, в отличие от F-16 и его систем поддержки, которые доступны по всей Европе.

Напомним, что Украина в прошлом году вела переговоры со Швецией относительно возможности получения истребителей Gripen. И власти страны пообещали оценить потенциал отправки самолетов. В конце мая 2023 года Швеция дала разрешение украинским пилотам пройти тренировки на JAS 39 Gripen. Однако в конце мая этого года стало известно, что некоторые страны настойчиво призывали Стокгольм отложить возможность отправки Gripen в Украину, чтобы позволить Киеву сосредоточиться на F-16.