Заменить самолеты Су-24 дронами: что нужно для запуска ракет Storm Shadow с БПЛА

Дроны Bayraktar Kizilelma, XQ-58 Valkyrie с ракетой Storm Shadow/SCALP
Некоторые беспилотники уже могут запускать ракеты | Фото: Коллаж: Фокус

Создать беспилотник, способный нести тяжелые боеприпасы и направлять их точно в цель, возможно. Такая техника уже есть у Турции и США.

В конце ноября Франция разрешила Украине наносить удары по территории России ракетами SCALP (Storm Shadow), но вопрос в том, смогут ли Силы обороны их применять в условиях нехватки самолетов. Фокус разобрался, можно ли для этого использовать беспилотные средства.

Сложная ситуация со SCALP/Storm Shadow

Дальнобойные ракеты очень тяжелые, например, SCALP/Storm Shadow весит около 1300 кг, поэтому не каждый самолет сможет их поднять. В Украине для этой роли подходят советские истребители Су-27 и бомбардировщики Су-24. Недавно полученные американские истребители F-16 не совместимы со Storm Shadow, но их могут нести многоцелевые истребители Dassault Mirage 2000-5, которые Франция обещает передать в первой половине 2025 года. Количество Mirage для передачи Украине не разглашается, но на вооружении самой страны производителя сейчас около 300 таких самолетов.

Відео дня

Что же имеем сейчас? После распада Советского Союза в 1991 году Украина унаследовала около 200 бомбардировщиков Су-24. По информации издания Forbes, по состоянию на октябрь 2024 года в составе 7-й тактической авиационной бригады Воздушных сил было 12 таких самолетов. Это не так и много, если учесть, что с начала полномасштабного вторжения Россия уничтожила 18 Су-24. И неизвестно, сколько еще прослужат старенькие самолеты, выпущенные в 1970-х годах.

Уже долгое время Украина довольно успешно компенсирует недостаток самолетов и ракет беспилотными системами. Дроны ведут разведку и поражают критически важные для россиян объекты как на близких, так и на дальних расстояниях, даже на территории РФ. Почему же беспилотники до сих пор не используют для запуска Storm Shadow или подобных ракет по примеру пилотируемой авиации и возможно ли такое в перспективе?

Ракета SCALP-EG
Ракета SCALP-EG, которую передали Украине
Фото: Повітряні сили України

Дроны для запуска ракет: почему все так сложно?

Фокус обратился за ответом к украинскому инженеру Виталию Брызгалову, который вместе со своей командой изготавливает для военных беспилотные самолеты "Кобра". По его словам, использовать дроны для запуска ракет типа "воздух-земля" и "воздух-воздух", в целом, возможно, но есть несколько осложнений. Во-первых, они тяжелые, а во-вторых, будут стоить на порядок дороже самих носителей, потому что у нас БПЛА развиваются прежде всего как дешевое средство поражения.

"Одноразовый беспилотный самолет, вооруженный ракетами, вряд ли сделает более трех-четырех вылетов в многоразовом варианте, потому что либо упадет, либо его собьют. Даже если запустить четыре аппарата, которые донесут заряд точно в цель, это будет значительно дешевле, чем стоимость одной импортной ракеты такого же класса, с боевой частью такого же веса. Потому это, в принципе, просто бессмысленно", — говорит специалист.

Виталий Брызгалов с дроном Кобра
Виталий Брызгалов с беспилотным самолетом "Кобра"
Фото: Facebook

Виталий напомнил, что подобные средства использовались в начале полномасштабной войны, когда она была маневренной. Турецкие дроны Bayraktar TB-2 носили эти управляемые ракеты и успешно запускали их, когда ВС РФ активно продвигались в тыл Украины и не имели хорошей защиты от ударов с воздуха. Но в конце концов их начали использовать значительно реже из-за риска потерять, потому что враг разместил на оккупированных территориях много комплексов ПВО. Сейчас же Украина должна наносить удары по тылам российской армии, где очень высокая плотность средств ПВО и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Чтобы запускать управляемые ракеты с большого расстояния, как российские самолеты, нужен другой класс средств с очень дорогим оборудованием для связи и навигации. Для таких задач не подойдут дешевые БПЛА, которые летят только в одну сторону и максимум, что имеют — систему защиты от комплексов РЭБ, подавляющих навигацию.

По словам Виталия Брызгалова, нужен самолет-истребитель, который может сам наводиться и поражать цель или управляться удаленно. Необходимо установить на них высокоэффективные системы, например, радары, которые могут стоить десятки, а то и сотни тысяч долларов. Такие дроны должны передавать видео на землю, поэтому понадобятся оптические, инфракрасные или тепловизионные камеры.

Информация должна поступать военным без большой задержки, а значит — спутниковая связь. Украина не имеет собственной группировки спутников, поэтому придется договариваться с какими-то организациями и использовать сторонние системы.

"Это уже беспилотники очень высокого класса. Объективно такие проекты не рождаются даже за четыре, за пять лет. Очень дорогостоящие и долговременные разработки. Это, по сути, истребители, у которых отсутствует пилот. Это работа больших команд инженеров и целых институтов", — говорит разработчик.

Если не брать во внимание бесценную жизнь пилота, то, по подсчетам Виталия Брызгалова, дрон и самолет с подобными характеристиками будут иметь примерно одинаковую стоимость. БПЛА можно сделать несколько дешевле, но он будет уступать по эффективности. Человек-пилот не только видит информацию на приборах, но еще и "чувствует" самолет.

"Я думаю, что в поражении наземных целей особой разницы не будет, но в воздушном бою внешний пилот на земле, оператор БПЛА, проигрывает пилотируемому самолету", — высказался инженер.

Ракетоносные дроны, которые уже существуют

Пожалуй, ближе всего к таким истребителям из того, что уже существует — это Akinci от турецкой Baykar (производитель Bayraktar), уже принятый на вооружение армии Турции. Этот дрон сможет запускать крылатые ракеты SOM-J с дальностью 275 км (вдвое меньше Storm Shadow), которые предназначены для поражения хорошо защищенных целей на земле и в море. Скорее всего, Akinci будет иметь те же проблемы с российской ПВО, что и Bayraktar TB-2, если подлетит слишком близко.

Дрон Akinci с ракетами
Беспилотник Akinci использует различные ракеты

Тем временем Baykar тестирует третий прототип своего новейшего беспилотника Bayraktar Kizilelma (PT-3), в октябре он успешно прошел взлетно-посадочные испытания. Он имеет широкий арсенал вооружения, который включает ракеты "воздух-воздух", "воздух-земля", несколько различных видов бомб. Kızılelma уже можно классифицировать как беспилотный истребитель, вес полезной нагрузки достигает 1,5 тонны, поэтому аппарат вполне способен поднять в воздух Storm Shadow или ее аналог. Его планировали запустить в серийное производство до конца 2024 года.

Испытания Bayraktar Kizilelma

США могут похвастаться военными беспилотниками MQ-9 Reaper производства General Atomics, которые действуют с 2022 года. Они поднимают боеприпасы общим весом 450 кг (максимум 270 кг на одном креплении). Вооружаются ракетами "воздух-воздух" AGM-114 Hellfire II (до 11 км) и AIM-9 Sidewinder (до 35,4 км).

MQ-9 Reaper ракета AGM-114 Hellfire II
MQ-9 Reaper запустил ракету AGM-114 Hellfire II
Фото: Министерство обороны США

MQ-9 Reaper явно не дотягивают до звания истребителя по своим размерам и функционалу, к тому же оказались уязвимыми перед ВС РФ. В марте 2024 года российский Су-27 сбил MQ-9 Reaper над Черным морем, повредив винт и сбросив топливо. В результате беспилотник упал в воду, и россияне смогли достать со дна некоторые его фрагменты.

18 марта 2024 года другой MQ-9 Reaper аварийно приземлился в Польше. Предполагают, что его "подавили" российские комплексы радиоэлектронной борьбы "Красуха-2О" и "Красуха-4".

Значительно ближе к истребителям подобрался XQ-58 Valkyrie от Kratos Defense & Security Solutions. Сейчас беспилотный стелс-самолет тестируют для программы Low Cost Attack Demonstration (Демонстрация атаки низкой стоимости) ВВС США. В июле он три часа летал под управлением искусственного интеллекта.

По словам полковника Такера Гамильтона, начальника отдела испытаний и операций ИИ в военно-воздушных силах, инженеры стремятся разработать агентов искусственного интеллекта и машинного обучения, которые будут выполнять современные функции "воздух-воздух" и "воздух-земля", чтобы их можно было перенести в программу CCA. Программа CCA, название которой отсылает к кооперативным боевым самолетам, направлена на разработку боевых беспилотников, которые смогут автономно действовать вместе с истребителями F-22 и F-35 под управлением пилотов-людей.

Дрон XQ-58 Valkyrie
Беспилотный самолет XQ-58 Valkyrie на пусковой установке
Фото: Скриншот

С 2020 года на сайте Kratos указаны следующие характеристики модели XQ-58A

  • крейсерская скорость — 0,72 Маха;
  • максимальная высота — 13 716 м над уровнем моря;
  • максимальная дальность полета — 4828 км;
  • максимальная взлетная масса дрона составляет 1829 м.

Вооружение пока производителями не раскрывается, однако на одной из визуализаций XQ-58 изобразили с парой ракет средней дальности типа "воздух-воздух" AIM-120 (AMRAAM) под крыльями. Она весит около 162 кг и, в зависимости от модификации, может пролететь 120-180 км.

Итак, дроны, которые могут атаковать дальнобойными ракетами российские самолеты над Каспийским морем или в глубоком тылу РФ — это перспективная военная технология, которая пока она остается лишь мечтой. Разработки над подобными проектами уже ведутся, но они требуют еще минимум нескольких лет.

Важно
В бой идут Storm Shadow, ATACMS и "Орешник": настала ли критическая фаза войны в Украине
В бой идут Storm Shadow, ATACMS и "Орешник": настала ли критическая фаза войны в Украине