Гражданская атака. Репрессии против участников мирных протестов дают обратный эффект

Чтобы остановить волну народного недовольства, власть начала репрессии против участников и организаторов мирных акций протеста, но вместо ожидаемого страха получила новые митинги

Related video

В марте Администрация президента шокировала правозащитников и оппозицию неожиданным предложением: в апреле парламент должен принять зарегистрированный еще в 2008 году законопроект "О порядке организации и проведения мирных мероприятий". Если документ получит одобрение большинства, а именно так обычно и складывается судьба законодательных инициатив Банковой, митинговать против действий нынешней власти будет сложно. Протестующим запретят собираться в радиусе ста метров от административных зданий (таким образом власть навсегда очистит от недовольных оппозиционеров столичный Крещатик и улицу Грушевского) и лишат их права на спонтанные протесты, обязав за четверо суток уведомлять чиновников о проведении акций. "Несколько лет назад эти нормы раскритиковала Венецианская комиссия, и сами регионалы заявили, что не будут за него (законопроект. — Фокус) голосовать, и вот теперь документ неожиданно возник", — удивляется правозащитник Владимир Чемерис.

Об отложенной в долгий ящик инициативе команда президента Виктора Януковича вспомнила неспроста: количество митингов против экономической, политической и гуманитарной политики регионалов неуклонно растет. Только в марте нынешнего года, по подсчетам Центра исследования общества, в Украине состоялось 295 мирных акций протеста. Это почти вдвое больше, чем месяцем ранее, и на 32% больше, чем в марте 2011-го. Кроме того, по словам директора социологической службы Центра Разумкова Андрея Быченко, сегодня к протестам готовы 60% украинцев, то есть на 8% больше, чем в конце прошлого года.

Вместо того чтобы разбираться с главными причинами недовольства — острыми социальными и экономическими проблемами, власть решила напрямую бороться с организаторами и участниками митингов, ограничивая их права судебными решениями и запугивая с помощью подконтрольных силовиков.

И не зря. В последнее время власть не упускает возможности наказать активистов, которые прямо или косвенно заявляют о ее несостоятельности. В число жертв попал и дончанин Дмитрий Дядык, который провел акцию под райотделом донецкой милиции в поддержку херсонских студентов. Он рассказал Фокусу, что еще до завершения санкционированного митинга к активистам подошли 10 милиционеров и попросили проехать с ними. Зачем и куда — не объяснили, ограничившись коротким ответом: "Мы же вас пока корректно просим". В райотделе милиционеры первым делом отобрали у участников акции плакаты с изображением Януковича, листовки с напоминанием о его уголовном прошлом, а после составили протокол. "Там они указали, что своими действиями мы пытались дискредитировать действующую власть в лице Виктора Януковича. Естественно, мы написали, что не согласны с обвинениями", — рассказывает Дмитрий. Теперь он и его товарищи ожидают суда и рассчитывают, что дело закончится административным штрафом.

Политолог Владимир Фесенко утверждает: нервничать и пресекать самые мелкие проявления народного недовольства власть заставляют вполне понятные причины. Согласно данным февральского исследования Киевского международного института социологии, в конце минувшего года уровень протестных настроений в Украине побил исторический рекорд, достигнув отметки в 49%. По мнению Фесенко, для пережившего Майдан 2004 года Януковича это сигнал об опасности. "Регионалы лучше других знают, чем чреваты мирные протесты, и сейчас любыми способами пытаются их пресечь", — говорит политолог, добавляя, что в борьбе с гражданскими акциями бело-голубая команда преуспела больше предшественников и активно использует весь арсенал запрещенных приемов.

С шумом и пылью
Один из них — судебные запреты на мирные акции. "В прошлом году почти в 90% случаев суды не разрешали проводить мирные собрания", — отмечает правозащитник Роман Куйбида. По его словам, реальная цифра может быть выше, ведь официальная статистика основана на данных Единого реестра судебных решений, куда попадают не все постановления.

Впрочем, избежать проблем с законом не удается и тем, кто все-таки смог добиться санкции на проведение митингов. Юрий Куцылов, активист из Николаева, организовавший бессрочный пикет в поддержку Оксаны Макар, рассказал Фокусу, что после санкционированного митинга, на котором собравшиеся требовали от чиновников всех уровней честного расследования преступления и отставки нескольких местных силовиков, прокуратура обвинила организаторов в нарушении порядка и подала на них в суд. В итоге палатки протестантов под прокуратурой пришлось свернуть. "Власти невыгодно, когда к резонансным событиям не в их пользу привлекают лишний интерес", — объясняет причину свертывания импровизированного палаточного городка Куцылов. Он считает, что замять такие протесты особенно легко, если в распоряжении чиновников есть лояльные силовики.

А они у власти есть. Михаил Каменев, правозащитник и член Гражданского совета при МВД, отмечает, что в последний год правоохранители заметно активизировались: "То палатки отберут, то увезут кого-то, то протокол составят". О множестве подобных эпизодов Каменев и его коллеги по Гражданскому совету много раз пытались рассказать главе МВД Виталию Захарченко, но он, как и его предшественник Анатолий Могилев, от встреч с ними отказывался.

Руководитель проекта "Дорожный контроль" Ростислав Шапошников уверен: силовики попросту боятся отвечать на обвинения гражданских лидеров в их адрес. Самого Шапошникова, который несколько лет учит водителей бороться за свои права и фиксирует правонарушения гаишников, 24 марта нынешнего года неизвестные затолкали в автомобиль, вывезли за город и жестоко избили. "Ни у меня, ни у Ростислава нет никаких врагов кроме ГАИ и милиции, с беспределом которых мы боремся", — недвусмысленно указывает на заказчиков резонансного преступления руководитель отдела по оперативной работе "Дорожного контроля" Андрей Дзиндзя. Именно поэтому расследовать дело Шапошникова в милиции не спешат, считает он. В доказательство своих слов Дзиндзя приводит пример: вдоль трассы, по которой похитители везли Шапошникова, расположены четыре магазина с камерами наружного наблюдения, но записи с них милиция не запросила. Теперь активисты ждут результатов следствия и предупреждают: если дело попытаются закрыть, они выйдут на акции протеста и выведут на улицы людей, благо сторонников у "Дорожного контроля" немало — в одной лишь социальной сети Facebook у одноименного сообщества более двух с половиной тысяч поклонников.

Выход запрещен
Впрочем, сделать это Шапошникову сотоварищи будет непросто. Особенно, если парламент примет инициированный Администрацией президента законопроект "О порядке организации и проведения мирных мероприятий". Его нормы, по мнению экспертов, урезают гражданские свободы украинцев и делают невозможным прямой диалог с властью.

На Банковой же заверяют, что поданный в Раду документ полностью отвечает европейским стандартам. А руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации Администрации президента Марина Ставнийчук успокаивает правозащитников, мол, документ еще подлежит обсуждению. Но активисты общественных движений и эксперты констатируют, что эффективного диалога с властью пока не получается. "Сейчас в рабочей группе (по доработке законопроекта. — Фокус) большие споры. Похоже, принимать изменения, касающиеся адаптации законопроекта к европейским нормам, власть не настроена", — говорит Чемерис. Его коллега — правозащитник Каменев добавляет, что главные дебаты идут как раз вокруг норм о сроках подачи заявок и ограничений на собрания возле административных зданий.

Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении: запугать украинцев и подавить гражданские акции протеста в ближайшем будущем власти не удастся. "Сейчас мы видим обратную связь — количество протестов растет прямо пропорционально давлению", — отмечает Чемерис и подчеркивает, что такие действия власти в недалекой перспективе могут спровоцировать настоящий взрыв народного недовольства. По мнению директора социологической службы Центра Разумкова Андрея Быченко, ближайшим поводом для подобных акций могут стать фальсификации во время парламентских выборов в нынешнем году. Если власть их не предотвратит, тогда регионалам как минимум стоит готовиться к протестам, похожим на те, что прошли после недавних выборов в российскую Госдуму.

Повод отказать
Пять самых популярных предлогов для судебных запретов гражданских протестов

1. Несвоевременная подача заявки
2. Отсутствие достаточного количества правоохранителей для охраны общественного порядка во время акции
3. Пребывание в городе иностранных делегаций
4. Одновременная подача нескольких заявок на проведение акции в одном месте и в то же время
5. Угроза здоровью участников акции

Мария Жартовская, Фокус